Общественно-политические идеи средних веков
Исключительное влияние на политическую мысль Европы в средние века оказывали христианская религия и римско-католическая церковь.
Главные особенности средневекового общества:
1. Беспредельное господство религиозного мировоззрения.
2. Постулат о божественном происхождении власти.
3. Подчинение светской власти римско-католической церкви.
Фома Аквинский считал целью государственности общее благо и выделял три момента государственной власти:
1. Сущность.
2. Форму (происхождение).
3. Использование.
Сущность власти | Форма власти | Использование власти |
Сущность власти – отношения господства и подчинения, то есть порядок, установленный Богом. По своей сути власть – всегда благо, добро. | Форма власти – способ завладения властью или определённая форма государственного устройства. Может быть хорошей и плохой. | Использовать государственную власть можно во благо или во вред народу (дворянству и духовенству). |
Следовательно, | ||
1. Насколько действия правителя отклоняются от воли Божьей, настолько подданные вправе оказывать сопротивление этим действиям: если правитель властвует вопреки законам, установленным Богом, и превращается в тирана, то народ вправе восстать и свергнуть его. 2. Окончательное решение вопроса о применении крайних методов борьбы с тиранией принадлежит церкви. |
Философия эпохи Возрождения
Термин "возрождение" дал название целой эпохе, прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не меньшим рвением, чем сейчас английский. В термине "возрождение" (по-французски – "ренессанс") отчетливо слышатся мотивы преемственности. Презрительное раннесредневековое отношение к античной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь же несостоятельное понимание средневековья как исключительно мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезировать античные, средневековые и возрожденческие идеи.
Это была переходная эпоха в истории философской мысли. Она проявила себя, прежде всего, в идее свободного человека, продолжив тем самым античную традицию (Сократ, Эпикур) его познания. Здесь сформировался антропоцентризм как конкретный тип философского мировоззрения. В центре внимания философии оказался уже не космос, не Бог, а живой и деятельный человек. Более того, широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека. Он стал рассматриваться как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. В Италии возник гуманизм – это широкое идейное течение, провозгласившее человека высшей ценностью и целью общества.
В натурфилософии эпохи Возрождения доминировал пантеизм как мировоззрение своеобразного компромисса между еще влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. Суть пантеизма состоит в идее растворения Бога в природе, во всех ее вещах и процессах. Бог внутри природы, а не вне ее, – так кратко может быть выражена суть пантеизма.
В рамках этого мировоззрения Н. Кузанский (один из философов эпохи возрождения) развивал идею целостности, бесконечности и динамичности окружающего мира. Человек рассматривался им как "микрокосм", наиболее совершенное подобие Бога и Природы. Бог - это как бы всеобщий архитектор, внесший в природу порядок и красоту. Итальянский ученый Д. Бруно полагал, что природа есть Бог в вещах, она чувствительна и одушевлена. Этот мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных миров, пусть даже и самый лучший. Он также выдвинул идею множественности миров и бесконечности вселенной.
В то время имела место тесная связь философии и искусства. То была "эпоха гигантов" в литературе (Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка, Данте Алигьери и др.), в живописи (Рафаэль, Тициан и др.), в скульптуре (Микеланджело). Яркими именами была представлена естественнонаучная мысль эпохи Возрождения: Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И. Кеплер и др.
В эпоху Возрождения философия начинает выходить из-под жесткого диктата религии и католической церкви, обретая светский характер. В социальных учениях того времени также присутствовал дух эпохи. Зарождение раннего капитализма вызвало к жизни утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла) с его идеей коммунистического общества. Формирование первых буржуазных государств дало импульс политическим учениям (Н. Макиавелли), теории "естественных" прав человека (Г. Гроций). Философия Ренессанса проповедовала не только идею свободы человека, но и всестороннего (универсального) развития каждым индивидом своих сущностных сил и способностей.
Выводы по теме
Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличила знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова главная суть философии раннего Средневековья и эпохи Возрождения? В чем их коренное отличие?
2. Раскройте суть взглядов на мир Ф. Аквинского и Августина Блаженного.
3. Объясните следующие термины: "теоцентризм", "номинализм", "реализм", "антропоцентризм", "пантеизм", "титанизм", "гуманизм".