Весь смысл Закона Божьего: Возлюби Господа Бога всем сердцем своим, и ближнего своего, как самого себя.




Вопросы к зачету по истории религии

для 8 класса на 2015 год:

 

1. Действие и поступок. Долг и смысл. Четыре принципа существования смысла.

2. Недостаточность гедонизма и утилитаризма, альтруизма и эвдемонизма как безусловных принципов смысла жизни.

3. Авторитарный и гуманистический источники этики.

Золотое правило этики и Евангельское золотое правило. В чем сходство и различие? Краткое сравнение Заповедей блаженств и заповедей Декалога.

4. Закон Божий и юридическое право. В чем сходство и различие?

1-4 заповеди Декалога.

5. Закон Божий и юридическое право. В чем сходство и различие?

5-10 заповеди Декалога.

6. Отношение к богатству. Евангельский богатый юноша (Мф. 19, с 16ст.)

7. Притча о талантах и ее значение (Мф. 25, 14-29).

8. Христианский брак. Чудо в Кане Галилейской.

9. Притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).

10. Притча о добром самарянине (Лк. 10, 25-37).

11. Притча о немилосердном заимодавце (Мф. 18, 21-35). Прощение.

12. Притча о Суде над народами. Значение добрых дел.

13. Благодарность как высшее достоинство человека. Пример исцеления Иисусом 10 прокаженных (Лк.17, 11-19).

14. Притча о мытаре и фарисее.

15. Чудеса Иисуса Христа.

16. Вера и знание в современном мире.


Заповеди Декалога:

Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Не сотвори себе кумира.

Не произноси имени Господа Бога всуе (напрасно).

Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и сотвори в них все дела твои, день же седьмой – Господу Богу Твоему.

Чти отца твоего и мать, и долголетен будешь на земле.

Не убей.

Не прелюбодействуй (т.е. не изменяй и не предавай).

Не кради.

Не лжесвидетельствуй (не произноси ложь, не клевещи).

Не завидуй.

Весь смысл Закона Божьего: Возлюби Господа Бога всем сердцем своим, и ближнего своего, как самого себя.

Краткие ответы на вопросы:

1. В жизни человека различаются действия и поступки. Действие не имеет положительной или отрицательной окраски. Это обычные наши дела: сон, еда, работа, покупки. Поступок это такое действие, которое является нравственным выбором. Например, человек сознательно не смотрит во время Великого поста развлекательные программы по телевизору или воздерживается от сквернословия. Кроме правил этики и библейских заповедей, человек сам в себе имеет способность различать добро и зло, понимать, что хорошо, а что плохо. Эта способность называется совестью. Высшее проявление поступка – подвиг.

Существование человека связано с понятиями долга и смысла. Долг более самоочевиден, мы больше делаем то, что должны: идем в школу, на работу, в армию, независимо от того, хочется нам или нет. Но долг трудно исполнять без смысла. Во всяком осуществлении долга просматривается смысл: в результате ежедневного хождения в школу мы имеем возможность получить хорошее образование, а значит, в будущем – хорошую работу, достаточную зарплату, в результате чего можем реализовать какие-то свои мечты и т.д.

Долг и смысл одинаково необходимы. Если нет долга, нормальное существование невозможно. Если нет смысла, то этика неполноценна.

Можно выделить 4 принципа выражения смысла:

Гедонизм – принцип удовольствия, который не чужд каждому человеку. Все хотят, чтобы им было хорошо. Различают позитивный и негативный гедонизм. Позитивный гедонизм призывает получать как можно больше удовольствий, негативный – избегать неудовольствий.

Утилитаризм – принцип пользы. Делать только то, что полезно тебе или обществу.

Альтруизм – смысл жизни в том, чтобы помогать другим людям преодолевать трудности.

Эвдемонизм – принцип счастья. Состоит в том, чтобы всеми силами стремиться к счастью и достигать его. Похоже на гедонизм – погоню за удовольствиями. Когда достигаешь счастья, начинаешь расходовать его. Достигнув счастья, теряешь смысл дальнейшего существования, потому что уже не к чему стремиться.

 

2. Гедонизм – принцип удовольствия, который не чужд каждому человеку. Все хотят, чтобы им было хорошо. Различают позитивный и негативный гедонизм. Позитивный гедонизм призывает получать как можно больше удовольствий, негативный – избегать неудовольствий. Но его несостоятельность как безусловного принципа в том, что сила удовольствия тем больше, чем реже это удовольствие случается. Значит, чтобы действительно испытывать удовольствие, нужно увеличивать время неудовольствия.

Утилитаризм – принцип пользы. Делать только то, что полезно тебе или обществу. Действует, когда мы точно знаем, что полезно, а что – нет. Но мы не всегда знаем, что по-настоящему полезно. Например, ученые – самые неприспособленные к житейским ситуациям люди. Мы не можем до конца знать, что полезнее для самого человека, быть ученым, неприспособленным к жизни, или хорошо ориентироваться в повседневных ситуациях?

Альтруизм – смысл жизни в том, чтобы помогать другим людям преодолевать трудности. Нельзя помогать слепо, во всех ситуациях. Например, можно думать, что совершаешь добро человеку, а оно может обернуться во зло. Нужно ли помочь вору вытащить тяжелый чемодан из чужой квартиры? Т.е. нужно помогать другим только осмысленно, когда наши действия совпадают с Божьими заповедями о добре.

Эвдемонизм – принцип счастья. Состоит в том, чтобы всеми силами стремиться к счастью и достигать его. Похоже на гедонизм – погоню за удовольствиями. Когда достигаешь счастья, начинаешь расходовать его. Достигнув счастья, теряешь смысл дальнейшего существования, потому что уже не к чему стремиться.

Итог: Эти принципы выражения смысла жизни сами по себе неполны. Они могут присутствовать в жизни человека, но над ними должен стоять более высокий смысл, например, вера в вечную жизнь.

 

3. Источника этических норм два: гуманистический и авторитарный.

Гуманистический это человечество, которое наблюдает за самим собой и определяет, что хорошо в его поведении, что недопустимо, и на основе этого делает какие-то выводы – устанавливает правила и нормы поведения.

Авторитарный источник это правила, данные каким-либо авторитетом. Например, различные Кодексы – строителя коммунизма, самураев и т.д.

К авторитарному источнику могут относиться и библейские заповеди.

В основном, существуют в смешанном виде: т.е. даются авторитетом, но ориентируются на общечеловеческие ценности (пример: те же заповеди Декалога – они даны Богом через Моисея, но включают в себя то же, что является ценным и для атеистов – не убивать, не воровать, не изменять, не лгать, не завидовать – это ценно для всего человечества).

Золотое правило этики – ключевая этическая формула – появилось у разных народов, независимо друг от друга:

«Не делай другому того, чего ты не желаешь, чтобы делали тебе».

Для него характерно предельное обобщение: не делать ничего и никому. Цель – ограждение от зла. Недостаток этого правила в том, что оно и не призывает к добру.

Евангельское золотое правило: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так поступай и ты с ними». Призывает творить другим добро. Причем, не говорится о том, что нужно делать. Это доброе дело нужно придумать самому, соразмерив со своими желаниями. Т.е. Евангелие нас призывает уподобиться Самому Богу-Творцу, по образу Которого создан человек, потому что нужно думать и делать. И это настоящее творчество, творчество любви!

 

4. Чем больше развито в стране юридическое право, тем выше уровень государства. Право защищает человека от несправедливости, обеспечивает ему нормальное существование. В общечеловеческую этику входит соблюдение прав человека.

Закон Божий (10 Заповедей Моисея) это сфера христианской этики. Закон юридический охраняет жизнь человека только внешне, не заботясь о его внутреннем состоянии, настроении, счастье. Закон Божий указывает путь, на котором человек будет счастлив духовно. Закон Божий показывает, что совершенствованию нет границ, и он призывает человека к этому бесконечному совершенствованию. Бог говорит: «Вот, Я предложил тебе жизнь (Закон) или смерть (несоблюдение Закона) – избери жизнь! »

 

Заповеди 1-4 регулируют отношения между человеком и Богом.

1-ая заповедь: Израильский народ жил среди язычников, которые покланялись множеству богов. У каждого народа были свои боги, как правило, обожествлялись природные явления, животные, а то и просто идолы – статуи. Причем, боги, почитаемые в одном народе, не почитались в другом, как бы имели местное значение. Единый истинный Бог или был неизвестен, или стоял в одном ряду с языческими богами, что умаляло Его значение. Поэтому заповедь о единобожии имела главное значение. В наше время тоже многие люди могут быть христианами, и в то же время верить в статуэтку Будды и др. так называемых богов.

2-ая заповедь: Правильно, когда Бог на первом месте в жизни каждого человека, тогда и все другие отношения человек будет сообразовывать с Божией волей. А кумир - это все то, что занимает первое место в нашей жизни, - вместо Бога. При этом не запрещается человеку иметь идеал, потому что над идеалом стоит Бог и нравственные законы. Если идеал перестанет соответствовать морали, он перестанет быть для нас идеалом. А кумиру человек поклоняется слепо, то есть не рассуждая о его моральных качествах, и в этом опасность поклонения кумиру.

3-ья заповедь: Нельзя имя Божие произносить в пустых разговорах, когда мы не обращаемся к Нему с молитвой. Этого требует элементарная почтительность и уважение.

4-ая заповедь: 7 день – для христиан это воскресенье – должно быть посвящено добрым делам, размышлениям о душе, и всему тому полезному, чем нам некогда заняться в будние дни, занятые работой. Нужно уметь оторваться от земных наших проблем и вспомнить о вечном и о наших ближних, на которых нам всегда так не хватает времени.

Все вместе это можно выразить словами: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим».

 

5. (Начало в 4-ом билете)

Заповеди 5-10 регулируют отношения между людьми.

5-ая заповедь единственная, за исполнение которой обещается награда на земле – долголетие. И это естественно: наши дети будут брать пример с нас, как мы относимся к своим родителям. Если нам престарелые родители в тягость, и мы их сдали в дом престарелых, вполне возможно, что и наши дети поступят с нами так же.

Запрещается убийство, как других, так и самого себя, моральное унижение и оскорбление человека, издевательство над животными, нанесение вреда своему здоровью (6 зап.); осуждается измена, предательство (7 зап.); охраняется право чужой собственности – нельзя воровать (8 зап.); не допускается ложь, особенно клевета на невиновного (9 зап.), не допускается зависть (10 зап.). Греховная зависть проявляется тогда, когда мы расстроены, что у кого-то что-то лучше, чем у нас. Но если мы радуемся за человека и просто хотим достичь тех же успехов, это не является грехом.

Все вместе это можно выразить словами: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

 

6. Богатство или материальное благополучие само по себе не считается чем-то плохим. В Ветхом Завете все благословения были направлены на земное благополучие. Но почему тогда Христос сказал, что богатому трудно войти в Царство Небесное? Богатство тогда становится нашим врагом, когда мы к нему прилепляемся сердцем. Это значит, что человек ставит деньги на первое место в своей жизни, т.е. ставит их на место Бога. Ради денег он может пойти на преступление, перешагнуть через отношения с ближними. Правильное отношение к богатству, это когда человек умеет и получать, и в нужной ситуации отдавать.

Рассказ о богатом юноше ярко демонстрирует такую привязанность. Он подошел к Христу и спросил:

- Что мне делать, чтобы получить жизнь вечную?

- Соблюдай заповеди.

- Заповеди я соблюдаю с детства.

- Тогда остается только одно: раздай имение твое и следуй за Мной.

И, опечалившись, юноша отошел, потому что велико было имение его. Вот здесь Христос и произносит эту фразу: трудно богатому войти в Царство Небесное. Христос как бы призывал юношу: ты смог собрать богатство земное, следуй за Мной и собери богатство вечное, но юноша не смог расстаться со своим богатством, не захотел идти вперед, остановился на достигнутом, - и в этом его беда.

7.Один управляющий, отправляясь в дальний путь, призвал к себе 3-х прислужников и раздал каждому из них серебро, одному – 5 талантов, другому – 2 таланта и третьему – 1 талант (1 талант = 30 кг серебра) – каждому по силе его. Когда господин возвратился, все эти служащие явились к нему для отчета. Первый возвратил господину 10 талантов, умножил свою сумму в два раза и второй служащий, а третий – сколько получил, столько и возвратил: 1 талант, сказав: знаю я, что ты, господин, жестокий, и потому не стал я на всякий случай рисковать твоим талантом, вот, возьми то, что давал.

И господин, разгневавшись, называет его ленивым и лукавым рабом, забирает у него этот талант и отдает тому, кто больше всего приумножил.

Эта притча учит нас правильно относиться к делу, которое мы совершаем в жизни. Если это учеба – мы должны приумножать наши знания, если работа – делать ее лучше, чем от тебя ожидают. Когда Бог поселил Адама и Еву в райском саду, он поручил им хранить и возделывать этот сад. Хранить – значит, не портить. Возделывать – значит, улучшать, приумножать, сделать всю землю таким прекрасным садом! Когда человек не развивает данные ему способности и таланты, не служит ими людям, то говорят, что «он зарыл талант в землю». Это касается и духовной жизни. Мы часто не делаем то, что могли бы, потому что боимся рискнуть, а в результате – стоим на месте в своем развитии. Нам кажется, что у нас не получится, и мы даже не стараемся сделать какие-то усилия над собой. Но Господь показывает этой притчей, что кто не старается изо всех сил стать лучше, тот не будет способен достичь каких-то вершин ни в этой жизни, ни в будущей - вечной.

 

8. Любви предшествует влюбленность, которая свойственна только человеку – в животном мире это чувство не встречается. Влюбленность – это своего рода «розовые очки», через которые влюбленный человек смотрит на объект своей любви – он не замечает в нем никаких недостатков. Но влюбленность – это чувство сильное и кратковременное, оно или перерастает в любовь, или исчезает, ничего не оставляя после себя. Влюбленность – это дар, а любовь требует усилий человека. Любовь можно сравнить с посаженным деревцем, которое нужно поливать и ухаживать за ним, чтобы оно не засохло и выросло. Чтобы сохранить любовь на долгие годы, нужно не только беречь это чувство, но и стремиться к его возрастанию. Что такое христианский брак? Это союз двух людей, основанный на взаимной любви. Христианство не допускает брак ради денег или ради выгоды (то есть фиктивный – не настоящий брак). Христианский брак основан на евангельских принципах, и первое правило: уметь уступать другому человеку, ради его блага, умерять свои эгоистические желания. Если человек, вступая в брак, собирается только получать какие-то блага и ничего не давать взамен, то такой брак нельзя назвать христианским. В Евангелии описано первое чудо Иисуса Христа, совершенное Им не свадьбе в Кане Галилейской. Когда на свадьбе, где Иисус был гостем, не хватило вина, то Он велел слугам почерпнуть из кувшинов с водой и отнести на пробу распорядителю пира. Испробовав из ковша поднесенного ему напитка (а слуги думали, что подают воду), распорядитель пира воскликнул, обращаясь к жениху: «Обычно люди подают сначала хорошее вино, а потом уже похуже. Почему же ты такое прекрасное вино оставил напоследок?!» Вот это чудесное вино, поданное в конце свадебного пира, является символом того, что если супруги в браке живет по евангельским законам – «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» (Мф.7, 12) – то их любовь с годами будет только усиливаться, и отношения между ними будут становиться все крепче и прекраснее.

 

9. Притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).

У одного человека было два сына. Однажды младший приходит к отцу и говорит: «Дай мне мою часть наследства». Отец выделил ему его часть. Сын пошел в дальнюю страну и растратил все свое наследство, живя распутно. И настал голод в той стране. Юноша нанялся пасти свиней, и был рад поесть из корыта, из которого питались свиньи, но и этого ему не давали. Тогда задумался он: у отца моего даже самый последний работник питается лучше, возвращусь к отцу, и так как недостоин я теперь называться его сыном, наймусь к нему в работники. И когда был еще вдалеке от дома, увидел его отец на дороге, и побежал к нему навстречу, и обнял его и целовал. Сын же сказал отцу: «Отец! Недостоин я уже называться сыном твоим». Но отец велел слугам принести для сына обувь, и лучшую одежду, и перстень на руку его. И повелел также заколоть откормленного теленка и устроить пир. В это время возвращался с поля старший сын. «Что за веселье в доме?» - спросил он. – «Брат твой вернулся». Тогда старший сын сказал отцу: «Вот, я работаю с тобой столько лет, и ни разу не ослушался тебя, почему же ты не устроишь пир в честь меня, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими?» И сказал отец: «Ты всегда со мной, и все, что принадлежит мне, это также и твое, но сейчас надо радоваться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

В этой притче Христос говорит о великой Божией любви к людям, даже если они грешные. Если человек хочет грешить, Бог не нарушает его свободы, но Он с любовью ждет, когда же человек опомнится и возвратится на путь добра. Каждого грешника, который решил возвратиться на путь правды, Небесный Отец принимает не только с прощением, но и с радостью. В притче отец одевает сына в лучшие одежды, дает обувь на ноги его и перстень – на руку. Все это символы того, что сын не только прощен, но и становится полновластным хозяином дома, несмотря на то, что свою часть имения он уже растратил, и по закону здесь ему уже ничего не принадлежит.

 

10. Однажды к Иисусу подошел один из законников (так называли тех, кто строго соблюдал все заповеди) и спросил: "Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Обратите внимание - этот человек исполнял все заповеди, но душа его просила чего-то большего. Иисус отвечал: "Возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя." Теперь законник спрашивает Иисуса: "А кто мой ближний?" И тут необходимо сделать экскурс в древнюю Иудею. Когда древний человек говорил о своих ближних, то имел в виду или близких родственников, или людей одной с ним национальности, т.е. "ближний" это тот, кто принадлежит к его же народу и вместе с ним сохраняет веру в почитаемого этим народом Бога. А потому и исполнение закона, о котором говорил законник с Иисусом, сводился у древних евреев к установлению хороших отношений в семье или внутри близкого им общества. И на этом их благорасположение к роду человеческому заканчивалось. Но Христос отвечает юноше удивительной притчей:

Один человек возвращался из Иерусалима в Иерихон, по дороге на него напали разбойники, сняли с него одежду, забрали деньги, избили его и ушли, бросив его беспомощным на дороге. Через некоторое время этой же дорогой проходил священник, но даже не взглянул на раненого. Так же и левит (так назывались помощники священника), проходя по тому месту, подошел, посмотрел и прошел мимо. Наконец, один самарянин подъехал к нему и сжалился над ним. Он перевязал страдальцу раны, омыв их вином и смазав маслом (вино и оливковое масло (елей) были необходимы для каждого путешественника на древнем востоке, поэтому у путников это было всегда с собой - масло утоляло голод, а вином разбавляли воду из открытых источников для дезинфекции). Затем самарянин посадил израненого на своего осла и отвез в ближайшую гостиницу, оплатив хозяину уход за этим несчастным, причем, уезжая, он предупредил хозяина гостиницы, что если истрачено будет больше средств, чем он дал, то на обратном пути все будет ему возмещено. "Кто же из этих троих был ближним человеку, попавшему в руки разбойников? "Конечно, оказавший ему помощь", - отвечал законник. "Так вот и ты, иди и поступай также", - произнес Христос.

На первый взгляд может показаться, что прошедшие мимо священник и левит, были жестокими, бездушными людьми. Но Библию часто нужно читать между строк. Куда направлялись священник и левит? В Иерусалим, а только в Иерусалиме был храм, единственный на всю страну, и, вероятнее всего, они шли совершать богослужение. Во-вторых, священниками в Ветхом Завете становились не по желанию, а по роду. Все мальчики, рожденные в роде Левия, в 30 лет становились священниками или левитами. За многие века число священников достигло нескольких десятков тысяч, а храм был один – в Иерусалиме. Поэтому службу совершали множество священников одновременно, и все равно очередь каждого подходила очень редко. Когда выпадала очередь священнику совершать службу, это было для него большой честью и вершиной счастья. Но было обязательное условие: служитель должен быть ритуально чист. Это значит, что в течение суток он не должен прикасаться к мертвым, к ранам, ко всему нечистому. И вот в этой притче перед священником и левитом встает вопрос: помочь сейчас этому страдальцу? Но тогда нельзя будет совершать столь долгожданное богослужение! И они делают свой выбор: проходят мимо.

А кто же такой самарянин, который оказал помощь страждущему иудею? Самария - древний еврейский город, находившийся в самом центре Израильского царства, который был захвачен ассирийцами и заселен языческими колонистами из различных областей Ассирии. Поселенцы ввели у себя, наряду с почитанием идолов, культ поклонения Иегове, как местному божеству, поэтому Иудеи ненавидели и презирали самарян и вообще не общались с ними. И получается, что только тот, кто считался врагом еврейского народа, оказывается сострадательным брошенному на произвол судьбы еврею и жертвует ради его блага жизненно необходимой провизией. Этот "презренный" самарянин не видел в раненом высокомерного иудея, он увидел перед собой человека, нуждающегося в помощи, и поступил так, как ему подсказывала его человеческая совесть.

В нашем современном мире люди тоже разделены на политические партии, на богатых и бедных, отличаются религиозными взглядами, национальной принадлежностью. Это так и должно быть, это нормально. Но за всеми этими "ярлыками" люди часто перестают видеть друг в друге просто человека, который живет с ним на одной земле.

 

11. Молитва «Отче наш» дана нам Самим Иисусом Христом, поэтому она содержит то, что действительно важно и полезно для нас. Среди других прошений, в этой молитве есть такие слова «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». О каких долгах здесь идет речь? Конечно, о духовных. Мы перед Богом всегда в долгу, потому что не соответствуем Его образу и подобию, которые Он заложил в нас. Не всегда исполняем заповеди, которые Он нам дал. Но Бог прощает нас, если мы каемся в своих злых и недостойных поступках. Но человек часто поступает так: хочет, чтобы ему все прощалось, но обидевших его прощать не собирается. В Евангелии есть притча о немилосердном заимодавце, которая как раз и раскрывает эту проблему.

Один царь призвал своего слугу, должного ему 10 000 талантов (1 талант = 30 кг серебра). Должник умолял подождать, пока он раскрутится и сможет вернуть долг, но царь простил ему долг его. По дороге домой, этот человек встречает своего раба, должного ему 100 динариев (серебряных монет). Точно также умоляет его раб подождать с долгом, но царский слуга приказывает бросить его в тюрьму. Когда царь узнал, как поступил его слуга со своим рабом, то рассердился и приказал бросить в тюрьму и его. Эта притча говорит о том, что если мы хотим быть прощенными Богом, то и сами должны научиться прощать.

 

12. Когда Сын Человеческий (так Христос называл Себя) придет в Своей славе судить все народы, тогда Он, как пастух, отделит овец (праведников) от козлов (грешников), и поставит овец по правую руку, а козлов – по левую, и скажет тем, кто по правую руку от Него: «Войдите, благословенные, в Царство Отца Моего, ибо Я был голоден, и вы накормили Меня, Я жаждал, и вы напоили Меня, Я был наг (раздет), и вы одели Меня, был болен, и вы ухаживали за Мной, был в темнице, и вы посетили Меня». Тогда скажут праведники: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? Когда мы видели Тебя нагим, и одели? Когда Ты был в темнице, и мы посетили Тебя?»

И тогда Господь им ответит: «Если вы сделали это одному из ближних своих, то сделали это для Меня!»

Обратится Господь и к тем, кто по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, ибо Я был голоден, и вы не накормили Меня, Я жаждал, и вы не дали Мне напиться, Я был наг (раздет), и вы не одели Меня, был болен, и вы не ухаживали за Мной, был в темнице, и вы не посетили Меня». Тогда и грешники спросят: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, и не накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы не дали Тебе напиться? Когда мы видели Тебя нагим, и не одели? Когда Ты был в темнице, и мы не посетили Тебя?» «Говорю вам истину, - ответит Господь, - все, чего вы не сделали ближнему своему, вы не сделали Мне».

Эта притча носит название «О Страшном Суде». Почему суд Божий называют Страшным? Потому что он последний, и уже ничего нельзя будет изменить. Христос показывает нам то, что особенно важно для вечной жизни. Не спросят нас, сколько раз в месяц мы посещали храм, сколько поклонов клали, как постились… Спросят только об одном: творил ли ты добрые дела тем, кто окружает тебя в земной жизни, то есть был ли ты отзывчивым, добрым, заботливым, любящим, или только требовал внимания к себе, сам ничем не желая поступиться для ближнего.

На самом деле не Бог судит человека в вечности, а человек судит сам себя: что посеешь, то и пожнешь, - гласит русская поговорка. Отсутствие добрых дел говорит о черствой душе, замкнутой самой на себя, не открытой для окружающих. А Царство Божие – это любовь, открытость друг другу, готовность оказаться рядом со страждущим в нужный момент, чтобы помочь ему. Эгоист не может войти в Царство Божие, потому что сам ограждает себя от любви.

Можно сказать, что в действительности, суд Божий не страшный – для тех, кто живет так, как учит Евангелие, для тех, кто не безразличен к страданию другого человека, для тех, чье сердце открыто добру и любви.

 

13. Евангелие повествует, что однажды на пути Иисуса встретились 10 прокаженных (проказа – тяжелое кожное заболевание), которые издали (прокаженные не имели права приближаться к здоровым людям) обратились к Нему с просьбой об исцелении. Иисус сказал им: Идите в город, покажитесь священнику (именно священник ставил диагноз проказы или снимал его). И по дороге в Иерусалим (храм находился в Иерусалиме) все десять больных исцелились. Один из них, увидев, что исцелился, возвратился к Иисусу, хотя и проделал уже немалый путь, и, упав к Его ногам, благодарил Его. «Не десять ли исцелились?», - спросил Его Христос, - где же остальные девять?»

Эта притча о благодарности. Христос спрашивает об остальных исцеленных, значит, Он ждал, что возвратятся сказать «спасибо» все десять человек. Но пришел один. Можно сказать, что на 10 человек приходится только один благодарный.

Благодарение, на самом деле, великая сила. Если человек даже за маленькое добро говорит вам «спасибо», то такому человеку хочется делать добро еще и еще. И наоборот, если человек не видит сделанного ему добра, если он не ценит то, что для него делают другие, то в следующий раз сделать для него ничего не захочется.

Так же и благодарность Богу. Нам всегда есть, за что благодарить Его: за жизнь, за мир, в котором мы живем, за любовь, которая окружает нас. Но есть некоторые люди, которые постоянно жалуются на жизнь, постоянно всем недовольны, они завидуют другим, считают, что у других все лучше. Если же человек радуется тому, что у него есть, и за все благодарен Богу, он всегда получит от Бога еще больших благословений.

 

14. Притча о мытаре и фарисее.

Однажды Христос, общаясь с людьми, которые многое о себе мнили и унижали других, произнес такую притчу:

Два человека зашли в храм помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь. Фарисей встал на почетном месте и так молился: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие - грабители, обидчики, прелюбодеи или, как вон тот мытарь: даю в храм десятину, пощусь два раза в неделю…» Мытарь же стоял у входа и не смел поднять глаза к небу, но только, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешному». И Христос заключил притчу такими словами: «Этот мытарь пошел в свой дом более оправданным, чем фарисей, потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится!»

Кто такие фарисеи? Это сообщество людей, которые поставили перед собой задачу строго соблюдать все законы. Сама по себе идея не плохая, но часто, внешне соблюдая установленные правила и обряды, внутри они оставались равнодушными к страданиям других, осуждали и презирали тех, кто не хранил законы так свято, как они. Поэтому Христос часто обличал фарисеев в их лицемерии. В наше время слово «фарисей» является синонимом лицемерия, неискренности.

Мытари были сборщиками налогов в пользу римлян, под чьим владычеством находилась в то время Иудея. Но, собирая дань для захватчиков, они брали лишнее – и для себя. Поэтому в народе мытарей не любили. Этой притчей Христос показывает, что не всегда праведный фарисей ближе к Богу, чем грешный мытарь. В этой ситуации у мытаря было искреннее покаяние, а ничто так не приближает человека к Богу, как осознание своих грехов и исправление жизни. Фарисей же, хотя и был праведным по своим делам, но совершал самый большой грех, которого даже не замечал – это презрение к человеку и хвастовство своей праведностью.

Евангелие упоминает еще об одном мытаре – Закхее. Закхей был человеком маленького роста, и когда он услышал, что мимо будет проходить Христос, он влез на дерево, чтобы увидеть Христа. При его служебном положении, это выглядело неприлично. Но Закхей не постеснялся при собравшемся народе показаться смешным, так сильно было его желание увидеть Христа. И Христос оценил по достоинству то рвение, которое проявил мытарь Закхей, Он сказал: «Слезай с дерева, Закхей, потому что сегодня Я буду у тебя в гостях». Христос так сказал, потому что увидел, что делалось в душе Закхея: Закхей воскликнул: «Господи! Половину имения своего я раздам нищим, и если я кого-то обсчитал, то возвращу ему вчетверо больше!» Вот такие повороты происходили часто в душах грешников, и они каялись и исправляли свои недостойные поступки.

Один из учеников Христа – Матфей, впоследствии написавший Евангелие – тоже был прежде мытарем, сборщиком налогов, но оставив свою прибыльную работу и раздав все свое имущество бедным, пошел за Христом.

 

15. До 30-летнего возраста Иисус рос и воспитывался в семье Марии и Иосифа в Назарете как обычный человек. Он помогал своему земному отцу в его ремесле – был столяром – изготавливал различные предметы мебели из дерева и камня. После крещения в Иордане Иисус набрал 12-ть учеников, и вышел на проповедь по всей земле палестинской. Этот период его жизни длился 3, 5 года. В это время Христос проявлял себя как Учитель с большой буквы, как Сын Божий совершал чудеса, но никогда не превращал их в шоу и не творил их напоказ. Первое чудо Он сотворил на свадьбе в Кане Галилейской, превратив воду в вино.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: