Критерии оценки дипломной работы




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

ДЛЯ НАПИСАНИЯ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Бузулук 2015

 

 

1. Общие положения Дипломная работа (Выпускная квалификационная работа) является самостоятельным учебно-исследовательским, учебно-методическим или учебно-практическим проектом студента. В соответствии с этим она должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научному исследованию или методической публикации: содержать логично выстроенную обзорно-теоретическую и корректно проведенную экспериментальную части и быть оформленной в соответствии с установленными нормами. В отличие от курсовой, являющейся результатом работы в течение одного учебного года, дипломная работа представляет собой систематизацию разноплановых знаний, полученных студентом за весь период обучения в колледже, проверку умения использовать методики исследования, диагностики и проектирования, а также степень подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в области медицины. Добросовестно и качественно выполненная дипломная работа должна свидетельствовать о таких умениях студента, как: - четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности; - обосновать выбранные методы решения поставленных задач; - самостоятельно работать с литературой и другими информационно-справочными материалами; - отбирать нужные сведения, анализировать и интерпретировать их, а также представлять их в графической или иной иллюстративной форме; - делать обоснованные выводы, давать практические рекомендации (в соответствующих случаях); - излагать свои мысли грамотно, литературным языком, правильно оформлять работу. Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать той специальности, которую студент получает по окончании колледжа. Определяясь с тематикой и научным руководителем, студент заявляет об этом заместителю директора по УР. Если предложенная тематика не является актуальной или подобные исследования уже проводились в колледже, студенту предлагается другая тема. Все работы подлежат обязательной защите на заседании ГЭК. Написание дипломных работ без научного руководителя не допускается. По содержанию и стилю дипломная работа должна быть исследовательской и направлена на теоретическое объяснение определенных медицинских феноменов, на изучение их особенностей; связана с разработкой новых или совершенствованием существующих средств и методов диагностики, воздействия или исследования в области сестринского и лечебного дела; предполагает решение какой-либо практической проблемы и включает в себя описание реально проведенных в этом направлении процедур     2. Структура дипломной работы Дипломная работа обязательно включает в себя титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, обзорно-теоретическую и ескую главы, заключение и выводы, список использованной литературы, а также приложения в случае необходимости. Во введении тезисно обозначается актуальность работы, проблема, над решением трудится студент, кратко описывается цель и задачи исследования, а также теоретико-методологическая основа. В исследовательской работе обязательно формулируется ее общая гипотеза, если это возможно, указываются теоретическое и практическое значение работы. Кроме того, во введении может быть описана использованная выборка, перечислены применявшиеся методики. Содержание обзорно-теоретической главы посвящается рассмотрению подходов к разработке поставленной или аналогичной проблем, существующих в отечественной и зарубежной литературе. Глава должна отражать состояние разрабатываемой проблемы на момент написания работы, содержать достаточно подробный разбор существующих подходов к ее решению, указание того, какие особенности существующих подходов не позволяют считать проблему решенной и требуют ее дальнейшей разработки. Краткое изложение теоретических взглядов и экспериментальных результатов других авторов сопровождается анализом направлений, тенденций, проблем, выделяемых автором исследования, вскрываются методические проблемы проводимых исследований. Формулируется методологическая и теоретическая позиция автора. Обзорно-теоретическая часть работы завершается кратким резюме и логичным переходом к экспериментальной части исследования. Результатом написания обзорной главы должны быть: - разъяснение поставленной в работе проблемы, - постановка и обоснование теоретической гипотезы исследования, определяющей, в каком направлении необходимо искать разрешение сформулированной проблемы, - постановка общих задач работы, касающихся как нахождения общетеоретического разрешения проблемы, так и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотез исследования, - обоснованный переход к экспериментальной части работы. Обзорно-теоретическая часть дипломной не должна быть вторичной, т.е. построенной исключительно на воспроизведении сделанных кем-то ранее обзоров в анализируемой области. Ценность обзора определяется также тем, что в нем содержится новый для специалистов в этой области материал (т.е. автор не должен ограничиваться изложением работ, известных специалистам и до него). Работа должна содержать предлагаемые студентом собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы. Экспериментальная глава посвящается описанию методов и изложению практических результатов той исследовательской, методической или прикладной работы, которая была проделана студентом. Данная глава также должна иметь название, отражающее ее основное содержание. В исследовательских работах эта глава представляет собой процедуру проверки экспериментальных гипотез, направленных на испытание истинности предложенных теоретических построений, и полученные здесь результаты. В методических работах, в которых гипотезы в явном виде отсутствуют, глава описывает проведенные мероприятия по выделению практических индикаторов, проверке или повышению надежности разрабатываемых, совершенствуемых или сравниваемых методов. В прикладных работах, в которых гипотезы также отсутствуют, данная глава фиксирует проведенные процедуры по решению практической проблемы, полученные в этом процессе результаты. В этом случае глава также содержит оценку эффективности предложенных решений. Во всех исследовательских работах данная глава включает обоснование использованных методов, в котором содержится ответ, почему использовались именно эти методы и каковы их преимущества перед аналогичными (если таковые имеются). Описание методов предполагает: - описание заданий, которые выполняли испытуемые, и инструкции, которую они получали; - характеристику выборки с точки зрения тех признаков, которые лежат в основании выбора испытуемых. Такими признаками становятся качества испытуемых, связанные с предметом исследования, а также их демографические характеристики, такие как возраст, образование, профессия, стаж и т.п. Например, все испытуемые - студенты 1-2 курса, или взрослые люди с высшим образованием, или дети дошкольного возраста; -описание того, какие фиксировались количественные и качественные показатели, и каким образом производилась фиксация в ходе исследования. Помимо этого необходимо описать процедуру проведения практических работ. Для более наглядного изложения методов исследования материал или специальные бланки рекомендуется помещать в приложениях к дипломной работе. После характеристики методов излагаются полученные результаты, и описывается процедура их обработки, включая используемые методы математической статистики. Результаты работы должны быть представлены понятным для читателя образом. Полученные данные переводятся в удобную для восприятия форму – графики, таблицы, демонстрирующие количественные соотношения полученных данных. Кроме того, некоторые первичные протоколы, наиболее показательные с точки зрения интерпретации результатов исследования, могут быть приведены в приложениях. После достижения результатов производится их интерпретация - разъяснение того, что означают полученные результаты с точки зрения гипотез, сформулированных в работе, или ее методических или прикладных целей. Необходимо также соотнести полученные результаты с теми, которые имеются в других работах. Основные результаты дипломной работы фиксируются в форме заключения и выводов. Они формулируются на основании всей проделанной работы и интерпретации полученных результатов. Желательно представлять выводы в виде пронумерованного списка. 3. Оформление работы Дипломная работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60. Текст следует печатать через 1 межстрочный интервал с использованием шрифта Times New Roman кегль 14, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое, верхнее, нижнее - 20 мм.. Объем работы должен составлять от 45 до 60 листов. Каждый лист нумеруется, начиная с раздела Введение. При этом учитывается Титульный лист, Аннотация, Оглавление. Таким образом, Введение начинается с 4 страницы. Дипломная работа сдается в переплетенном виде с отзывом руководителя. Аннотация содержит краткую характеристику работы, перечисляет основные разделы, количество страниц, таблиц, рисунков и приложений. Титульный лист работы должен содержать (Приложение 1): -полное название учебного заведения, где была подготовлена работа, -обозначение типа работы (дипломная), -название работы, -фамилию студента, написавшего работу, -фамилию, занимаемую должность и научную степень научного руководителя, -место и год защиты работы. За титульным листом должно следовать оглавление. Оглавление включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, приложений и т.д., содержащихся в ВКР, с указанием страниц начала каждой части. Оно позволяет составить общее представление о структуре, пропорциях работы и быстро оты­скать необходимые фрагменты в тексте. Заголовки оглавления должны полностью соответствовать заголовкам разделов, глав работы и приводиться в той же последовательности и соподчиненности. Далее следует введение. Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена ВКР. При этом обосновывается актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы со ссылками на специальную литературу; определяется, цель работы и совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы; указывается объект и предмет исследования, гипотеза; анализируется состояние разработанности проблемы в изучаемой литературе, положения, выносимые на защиту; приводится краткий обзор исследования, на материале которого выполнена выпускная квалификационная работа; раскрывается структура работы с кратким изложением ее основных положений, а также основные методы исследования. Объем введения -2-4 страницы. Актуальность - это значимость исследования в настоящее время. Доказательство актуальности можно выполнить по следующей схеме: выделить проблему исследования и подтвердить цифрами и фактами ее существование в настоящее время; объяснить, почему именно сейчас важно решать данную проблему; кратко представить существующие в научной литературе современные точки зрения на решение данной проблемы, указав, кто конкретно занимался этим вопросом (фамилии авторов наиболее интересных публикаций); объяснить, какой точки зрения придерживается автор и почему; что конкретно собирается предпринять для подтверждения ее истинности. Проблема формулируется как вопрос, на которой в научной литературе нет однозначного ответа. Автор по возможности анализирует противоположные или все существующие на данный момент точки зрения и вместе с научным руководителем выбирает тот аспект, в который может внести что-то новое и полезное для других заинтересованных в решении данной проблемы лиц. Обоснование целесообразности работы может заключаться в том, что: ещё нет (или недостаточно) исследований по подобной тематике (мало публикаций в научных журналах, и т. д.); существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями; исследования есть, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть автор дипломной работы; есть исследования, но изменилось время, получены новые научные факты, новые научные теории; объем знаний автора в этой области недостаточен, а практика постоянно ставит вопросы, однозначных ответов на которые пока нет. Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания, это научная область, которая изучается автором. Объектом исследования являются явления, процессы, развитие, формирование личности, коллектива, профессиональных качеств и т.д. Предмет исследования - одна из сторон объекта исследования, которой, собственно, и посвящена работа. Объект является более широким понятием, чем предмет. Цель исследования- те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования. Результатом исследований (целью) может быть: выявление закономерности, условий, средств; обоснование или разработка идеи, модели, подхода, типологии, рекомендаций, требований и т.д.; раскрытие, определение или уточнение, систематизация понятий, приемов. Наиболее распространенными для формулировки целей ВКР являются такие ключевые слова: обосновать, разработать, выявить, выяснить, раскрыть, определить, уточнить, систематизировать. Гипотеза исследования. Необходимым элементом в большинстве исследований является гипотеза. Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) - научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза отражает планируемый результат работы - что автор надеется достичь в процессе исследования (например, предположение, которое необходимо будет доказать или опровергнуть). При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: если..., то..., так..., как..., при условии, что..., т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Гипотеза не выдвигается в работах теоретического и проектного характера. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования автор формулирует задачи, количество которых обычно соответствует количеству параграфов в основной части курсовой работы (3-4). В дипломном исследовании формулируется по 1-2 задачи для каждой главы. Примеры задач для теоретической части исследования: изучить специальную литературу по проблеме исследования, проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования. Примеры задач для практической части исследования: обработать и проанализировать результаты эксперимента (если он проводится), обобщить опыт работы по проблеме исследования. Во введении необходимо указать и методы, которые автор использовал в процессе исследования: теоретический анализ литературных источников; еские: все диагностические методы и методики (опрос, анкетирование, интервью, тестирование, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ продуктов деятельности, документации и др.), а также метод эксперимента (если он проводится). Использованные методики должно быть отражены правильно, стандартными названиями, которые можно уточнить в специальных справочниках; также необходимо указать методы обработки данных: метод качественного описания и метод математико-статического анализа. Далее следует теоретическая и практическая часть работы. В теоретической части дается освещение темы ВКР на основе анализа источников современной и зарубежной литературы, данных Интернет-сайтов. Обзор источников литературы является обязательным атрибутом ВКР и должен охватывать достаточно широкий круг документов и исследований по рассматриваемой проблеме, в том числе и новейших, изданных в год защиты выпускной квалификационной работы. Объем теоретической части - до 25 страниц. Практическая часть может быть представлена методикой, расчетами, анализом опытно-исследовательских данных, анализом качества учебной деятельности студента или ее результатов (продуктов) и т.д. Содержание основной части определяется в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. При выполнении практической части необходимо указать материалы и методы. Объем основной части – 35-40 страниц. В структуре основной части, как правило, выделяется не менее двух глав (как правило - теоретическую и практическую), а в их составе - не менее двух параграфов. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Основные пункты плана должны соответствовать в исследовании задачам. Все части работы должны иметь смысловые связки, которые обеспечивают целостность текста. Важнейшим средством выражения логических связей в квалификационной работе являются специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, во-первых, во-вторых, значит, итак и т. д.);противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее); причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого и др.);переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к...; обратимся к..., перейдем к..., остановимся на.., необходимо рассмотреть и др.); итог, вывод (итак, таким образом, в заключение отметим, следует сказать и др.). Как правило, в научных текстах не используется местоимение «я». Вместо этого автор может пользоваться местоимением «мы», а также формой изложения от третьего лица: «по нашему мнению», «автор полагает...», «нами проведен анализ...»или неопределенно-личной формой: «следует отметить..», «в данном исследовании является важным...». В завершении каждого параграфа необходимо сформулировать вывод, мини итог. Для подтверждения и обоснования собственных доводов в тексте исследования используют цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Не следует излишне злоупотреблять или пренебрегать цитатами, так как, и то и другое снижает уровень работы. Для связи основного текста дипломной работы с описанием источника, чаще всего, служит порядковый номер источника, указанного в списке литературы. Номер берется в квадратные скобки, например, [2]. Если ссылки на источники следуют подряд в силу смешения мыслей разных авторов в тексте, то источники могут указываться в одних скобках и отделяются друг от друга точкой с запятой [2; 16]. Это означает - 2 источник; 16 источник. Все литературные источники, указанные в списке должны найти отражение в тексте работы. Каждая новая глава (теоретическая, практическая) работы начинается с новой страницы. Это же правило относится к введению, заключению, списку литературы, приложениям. На параграфы это требование не распространяется. Они печатаются на том же листе, где закончился предыдущий текст, если предыдущий занимает до 2/3 страницы. Не допускается завершение страницы названием параграфа или одним его абзацем. Оформление заголовков по всему тексту работы должно быть выполнено в едином стиле. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равным двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками параграфов. Перенос слов в заголовке не допускается. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным пяти печатным знакам или 1.25 В исследовании отдельные части текста могут быть проиллюстрированы с помощью различных наглядных материалов: таблиц, рисунков, схем, диаграмм, графиков, фотографий и т.д. Каждый новый вид наглядности имеет свою самостоятельную нумерацию. Как и все наглядные материалы, таблицы должны иметь название, а при наличии нескольких таблиц – порядковый номер. Обычно таблица представляется в тексте сразу после упоминания о ней. Ссылка может быть сделана в круглых скобках, или передана отдельной фразой, например: Вариант 1. Результаты, полученные нами в ходе исследования, представлены ниже в таблице 1. Таблица 1 - Название таблицы
     
     
     

 

Вариант 2.Анализ данных, полученных на контрольном этапе (таблица 1), позволяет сделать следующие выводы…

Допускается уменьшение размера шрифта внутри таблиц на 1 размер. Если таблица необходима в тексте, но вы не смогли разместить ее на одной странице, то при переносе на следующую в верхнем правом углу располагается надпись «Продолжение таблицы 1», ниже располагается таблица с наименованием граф.

Оформление рисунков и ссылок на них в тексте. Рисунком считается собственно рисунок, диаграмма, гистограмма, график, схема, фото и др. Все рисунки нумеруются и имеют название. Например: Результаты анкетирования представлены в диаграмме (рисунок 1).

 

Рисунок 1– Результаты анкетирования пациентов

 

В заключении дается краткая характеристика предоставленной работы. Здесь формулируется ведущая идея исследования и итоги проделанной работы в сжатом виде, ответы на каждую из поставленных задач, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. Кроме того, в работах экспериментального характера указываются степень и результаты проверки гипотезы, перспективы совершенствования исследовательской деятельности в выбранном направлении. В заключении в полной мере проявляется умение автора обобщать информацию.

Выводы и предложения формулируются в виде кратких конкретных тезисов с нумерацией отдельных пунктов и должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности полученных студентом результатов, свидетельствовать об умении студента концентрировать внимание на главных направлениях исследования и его практической значимости. Рекомендации, вытекающие из работы, должны подчеркивать их практическую значимость и возможность применения на практике.

Объем заключения и выводов примерно равен объему введения и составляет не более 2-4 страниц.

После заключения следует список литературы, построенный в алфавитном порядке, содержащий полное название используемых источников литературы и их выходные данные. В списке литературы должны быть представлены как базовые, ставшие классическими в данной области работы, так и новые публикации, отражающие современный уровень разработки решаемой проблемы (Приложение Б).

После списка литературы помещаются приложения. Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в соответствии с содержанием помещенного в них материала. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается посредством указания номера приложения. Например: (Приложение А). Приложения должны давать читателю работы возможность составить полное представление о проведенном исследовании - его методической базе, полученных результатах и способах их обработки, а также возможность проверить сделанные выкладки и выводы. Поэтому информация в приложениях должна быть точной и полной.

В приложения выносятся:

- тексты и ключи методик;

- таблицы первичных данных;

- результаты статистической обработки полученных данных;

- объемные графики, гистограммы, рисунки и схемы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы.

Критерии оценки дипломной работы

Основными качественными критериями оценки дипломной работы являются:

- актуальность и новизна темы;

- достаточность использованной отечественной и зарубежной литературы по теме;

- полнота и качество собранных практических данных;

- обоснованность привлечения тех или иных методов решения поставленных задач;

- глубина и обоснованность анализа и интерпретации полученных результатов;

- четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы;

- умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам дипломной работы,

- глубина и правильность ответов на вопросы членов государственной аттестационной комиссии и замечания рецензентов.

Работа должна быть написана литературным языком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат - соответствовать действующим ГОСТам, содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т.д.

Оценка «Отлично» выставляется за квалификационную работу, которая носит ис­следовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую гла­ву, глубокий анализ, критический разбор практической деятельности, логич­ное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. Она имеет положительные отзывы науч­ного руководителя и рецензента. При ее защите студент-выпускник показы­вает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследо­вания, вносит обоснованные предложения, а во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный мате­риал, легко отвечает на поставленные вопросы.

Оценка «Хорошо» выставляется за квалификационную работу, которая носит ис­следовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую гла­ву, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соот­ветствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложения­ми. Она имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента. При ее защите студент-выпускник показывает знание вопросов темы, опери­рует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т.п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на постав­ленные вопросы.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется за квалификационную работу, которая носит теоретический характер. Также оценка «удовлетворительно может быть выставлена, если работа носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах рецензен­тов имеются замечания по содержанию работы и методике анализа. При ее защите студент-выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое зна­ние вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные отве­ты на заданные вопросы.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется за квалификационную работу, со­держание которой не соответствует теме. В работе нет выводов либо они но­сят декларативный характер. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются критические замечания. При защите квалификационной работы сту­дент-выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К за­щите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь