к Положению о школе высшего




Спортивного мастерства

Расчетные нормативы учебно-тренировочного процесса

┌───────────────────────┬─────────────────┬────────────────────────┐

│ Наименование │ │ │

│учебно-тренировочного │Продолжительность│Источники финансирования│

│ процесса │ │ │

├───────────────────────┼─────────────────┼────────────────────────┤

│1. Учебно-тренировочные│100 дней* │Средства бюджета │

│сборы по выявлению, │ │ │

│комплектованию и │ │ │

│подготовке спортсменов,│ │ │

│соревновательный │ │ │

│процесс │ │ │

├───────────────────────┼─────────────────┼────────────────────────┤

│2. Постоянно │Согласно │Средства, полученные от │

│действующий сбор, │календарному │предпринимательской │

│учебно-тренировочный │плану школы │деятельности, иные │

│и соревновательный │ │источники, не │

│процесс │ │запрещенные │

│ │ │законодательством │

└───────────────────────┴─────────────────┴────────────────────────┘

 

 

Планирование и реализация отбора.

 

Планирование отбора находится в прямой зависимости от задач, стоящих перед тренером, т.е. группу какого уровня подготовки ему необходимо собрать, ее количественный и качественный показатель. Формирование групп происходит в зависимости от уровня подготовленности и спортивной квалификации, в соответствии с Положением о УОРе, ШВСМ и сборных командах по видам спорта. Постоянный рост спортивных результатов в легкой атлетике вызывает большой интерес к проблеме отбора, так как становится понятным, что достичь результатов международного класса может далеко не каждый человек даже при наличии правильной, рациональной методики построения тренировочного процесса. Отсюда возникает необходимость поиска физически одаренных, талантливых людей, способных показывать высокие результаты в экстремальных ситуациях, в условиях современного спорта.

Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности к определенному виду деятельности.

Педагогические методы исследования позволяют оценить уровень развития физических качеств, координационных способностей и технического мастерства.

Психологические методы определяют особенности психики спортсменов.

Медико-биологические методы позволяют получить данные о морфофункциональных особенностях, об уровне физического развития, о состоянии анализаторных систем и здоровья спортсмена.

Отбор является одной из сложнейших задач на этапе формирования учебно-тренировочных групп и осуществляется на базе так называемого "низшего звена". Он осуществляется в рамках соревновательной деятельности, тестовых упражнений либо на основе антропометрических, морфологических показателей.

Выделяют четыре этапа в процессе отбора и спортивной ориентации:

1-ый этап – (массовый отбор) предварительная ориентация по видам. Привлекаются все желающие, без отклонений в здоровье.

2-ой этап – (текущего прогнозирования) оценка потенциала юных спортсменов после прохождения начального этапа многолетней тренировки. Происходит отбор в СДЮШОРы и училища Олимпийского резерва по видам спорта.

3-ий этап – (диагностика спортивной пригодности) определение наиболее способных, чьи природные особенности и предшествующая подготовка обеспечивают высокий рост спортивных результатов в рамках централизованной подготовки.

4-ый этап – отбор спортсменов в сборные команды.

Первоначальный спортивный результат легкоатлета зависит не столько от первоначального уровня развития физических качеств, сколько от темпов их прироста в процессе специализированной тренировки. Отбор кандидатов в сборные команды по легкой атлетике должен осуществляться из числа наиболее одаренных и перспективных спортсменов. Основным средством для этого служат соревнования, где учитывается не только результат, но и динамика их роста на протяжении последних двух-трех лет.

 

5. Контроль и коррекция подготовки легкоатлетов.

 

Весь процесс подготовки легкоатлетов, как в годичном цикле, так и в многолетнем плане следует рассматривать как управляемую систему, основой которой является понятие целостности и включает в себя следующие компоненты:

1. Определение индивидуальных особенностей и функциональных возможностей спортсменов.

2. Установление цели и времени, необходимого для ее достижения.

3. Ознакомление с модельными характеристиками, обеспечивающими достижение целевого показателя.

4 Определение конкретных задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей.

5. Построение тренировки, обеспечивающей достижение спортсменами, как модельных характеристик, так и планируемых показателей.

6. Контроль и учет тренировочных и соревновательных нагрузок.

7. Анализ и оценка эффективности избранного варианта тренировочного процесса.

Указанные компоненты предложены в последовательности их реализации. Несмотря на это, в практической работе приходится постоянно возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей и возможностей спортсмена, устанавливать новые задачи, выбирать наиболее эффективные средства и методы.

В общем, управление процессом подготовки легкоатлета состоит из разработки программы и ее выполнения. Тренировка есть динамичный процесс со всеми составляющими: объем, интенсивность, психическая напряженность, восстановление работоспособности и другие. Эти изменения происходят в результате постепенного повышения требований к организму легкоатлета на протяжении длительного времени. Динамика тренировочных нагрузок характеризуется подъемами, спадами, плато, волнообразностью. Предвидеть все эти изменения на большой срок вперед практически невозможно, поэтому необходимо постоянное сопоставление фактов двигательной деятельности спортсмена с реакцией на нее органов и систем, на основе чего и регулируется тренировочная нагрузка в соответствии между требованиями к спортсменам и его возможностями.

Контроль и коррекция подготовки легкоатлетов обеспечивается при помощи следующих показателей:

- тестирования в процессе тренировочных занятий;

- контрольные тренировки;

- контрольные старты (неответственные соревнования);

- медико-биологического обеспечения (углубленного медицинского и коррекционного обследования);

- медико-фармакологическое обеспечение (восстановительные процедуры);

- режим, питание, условия проживания спортсмена;

- определение психологической устойчивости.

Контроль за ходом тренировки осуществляется по следующим направлениям:

1. Фиксирование фактического выполнения индивидуального плана по объему и интенсивности нагрузок.

2. Постоянное определение состояния спортсмена (работоспособности, переносимости нагрузок, желания тренироваться, настроения и др.)

3. Определение уровня отдельных компонентов подготовленности легкоатлетов при помощи контрольных упражнений.

4. Наблюдение за уровнем спортивной техники и процессом ее совершенствования (визуально, кино и видеосъемка, приборы срочной информации).

5. Определение работоспособности спортсмена путем выполнения стандартной тренировочной пробы, установленной в каждом виде легкой атлетики.

6. Фиксирование и анализ контрольных и соревновательных результатов.

Система подготовки легкоатлетов основывается на совокупности трех подсистем: тренировки, соревнований, дополнительных внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки (питание, физиотерапия, специально-гигиенические и другие мероприятия). Управление процессом подготовки легкоатлетов постоянно совершенствуется. Развитие науки, достижения кибернетики, теории информации, системного анализа, математической статистики, внедрения в сферу деятельности спорта электронно-вычислительной техники все это позволяет перевести процесс управления спортивной тренировкой на новую качественную ступень.

 

Вопросы к семинару по лекции

«Особенности подготовки легкоатлетов в УОР, ШВСМ, сборных командах различного уровня»:

 

1.Цели и задачи подготовки легкоатлетов в различных заведениях.

2.Особенности подготовки легкоатлетов в УОР, ШВСМ, сборных командах различного уровня.

3.Тренерские кадры, контингент спортсменов, условия тренировки и материальное обеспечение.

4.Планирование и реализация отбора.

5.Контроль и коррекция подготовки легкоатлетов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: