Противоречивая политическая фигура - Горбачёв Михаил Сергеевич




Экспонат:

Здание, принадлежавшее в конце XIX - начале XX вв. крупнейшему на Каме пароходовладельцу и общественному деятелю Н.В. Мешкову (1851 - 1933), является памятником градостроительства и архитектуры краевого значения. Возведенный в 1880-х гг. в стиле позднего русского классицизма с характерным мансардным этажом и портиком с фронтом, трехэтажный дом Мешкова был и остается самым заметным архитектурным памятником XIX в., украшая набережную р. Камы.

В один из осенних дней, 21 сентября 2017 года, я Сорокина Ольга Витальевна решила посетить сей известный Пермский краеведческий музей, с целью пополнения знаний и для освежения памяти. В ходе исследования чертогов музея, я задалась вопросом: «Что есть политическая элита, кто к ней относится?», и решила об этом написать.

Что же такое политическая элита?

Под политической элитой следует понимать наиболее активных, профессионально подготовленных, компетентных в политическом отношении людей, ориентированных на власть и пользующихся в обществе наибольшим престижем. Принадлежность к этой группе не связана с должностью, которую занимает тот или иной конкретный политик в эшелонах власти в данный момент времени. Элита шире истеблишмента, именно она формирует и подпитывает истеблишмент.

При просмотре комнат музея с разной тематикой, разными эпохами и событиями, больше всего приглянулся постиндустриальный период и времена перестройки. В качестве политической элиты было решено взять фигуру Горбачева Михаила Сергеевича. Как известно, данный политический деятель известен противоречивостью своих действий в области власти. Наверное, именно поэтому я выбрала его. На поприще власти Горбачева М.С. считают идейным врагом Руси и русского народа.

О деятельности Горбачёва и о его приходе во власть пишет в своей статье «Генеральный ликвидатор СССР М. Горбачёв» профессор, доктор политических наук Панарин Игорь Николаевич: «Главную роль в развале СССР сыграл ставропольский Иуда М. Горбачёв, приведённый к власти в СССР с помощью внешних сил. За 6 лет его руководства СССР, внешний долг увеличился в 5,5 раз, а золотой запас уменьшился в 11 раз. СССР пошёл на односторонние военно-политические уступки. М. Горбачёв нанёс максимальный ущерб своему Отечеству в истории страны. Ни в одной стране мира никогда не было такого руководителя. Поэтому нужен Общественный трибунал над Иудой, для выявления причин, способствовавших его приходу к власти и разрушительной антигосударственной деятельности…»

В период деятельности Горбачёва в должности главы государства и руководителя КПСС в Советском Союзе произошли серьёзнейшие изменения, повлиявшие на весь мир и ставшие следствием следующих исторических событий:

· Масштабная попытка реформирования советской системы («Перестройка»). Введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, демократических выборов, реформирования социалистической экономики в направлении рыночной модели хозяйствования (концепция экономических реформ 1987 года предполагала вхождение в рыночные отношения в отдалённом будущем)[4].

· Окончание Холодной войны.

· Вывод советских войск из Афганистана (1989).

· Отказ от государственного статуса коммунистической идеологии[5] и преследования инакомыслящих.

· Распад СССР и Варшавского блока в результате перехода СССР и социалистических стран Восточной Европы к рыночной экономике и демократии.

Кроме вышеперечисленного за годы своего правления Горбачёв выдвинул ряд мирных инициатив и провозгласил политику «нового мышления» в международных делах.

Итоги внешней политики

· ослабление международной напряжённости;

· реальная ликвидация целых классов ядерного оружия и освобождение Европы от обычных вооружений, прекращение гонки вооружений, конец «холодной войны»;

· развал биполярной системы международных отношений, обеспечивавшей стабильность в мире;

· превращение США после распада СССР в единственную сверхдержаву;

· снижение обороноспособности и международного авторитета, потеря СССР союзников в Восточной Европе и «третьем мире»

В период правления Горбачева М.С произошло множество перемен, его считают предателем и разрушителем, но это совсем не значит, что он не является политической элитой.

Портрет М.М.Сперанского, неизвестный художник, XIX век.

Выбранный экспонат несомненно относится к теме “Политические элиты”, так как его можно назвать идеологом и практиком такого государственного строя, как конституционная монархия.

При М.М. Сперанском были проведены первые два этапа систематизации. Полное собрание законов Российской империи первоначально вышло в составе 40 томов и 4 томов указателей, а Свод законов – в 15 томах. Свод законов заложил основы для развития законодательства Российской империи, без чего была бы немыслима Судебная реформа 1864 года.

Михаил Михайлович считал, что власть должна быть ограничена законом, что правительство имеет источником своей власти народ, а сила правительства формируется из силы народной, является производной. В теории М.М. Сперанский выделяет две основные силы: силу народную и силу правительственную. «Силы, вверенные народом правительству, в руках его соединялись в одну массу. Из сил физических составлялись войска, из богатств народных – деньги, из уважения – почести». Народ должен ограничивать правительство посредством защиты границ власти, для чего ему необходимо консолидироваться, дабы не действовал принцип «разделяй и властвуй». Так как это весьма непростое занятие – следить за соблюдением границ власти, оно должно быть поручено элите, так называемому независимому высшему классу. В записке «Об усовершенствовании народного воспитания» предлагается установление зависимости между чином и уровнем образования, чиновники обязаны были сдавать экзамены. Помимо этого, гарантом законности должны стать, по мнению М.М. Сперанского, свобода печати и гласность.

В записке «О коренных законах государства» М.М. Сперанский различает внешний образ правления – правовую базу – и внутренний – реальную расстановку сил в государстве. Действующая конституция – и есть соотношение этих сил; Сперанский понимает конституцию как существующее положение дел, что впоследствии в 1862 году Ф. Лассаль назовет «фактическим отношением сил». Когда внешний образ правления не соответствует внутреннему, имеет место порок государственного устройства.

В 1809 году Михаил Михайлович по поручению Александра I создает «План государственного преобразования». «Введение к уложению государственных законов» 1809 года включает в себя два отделения: о плане и разуме государственного уложения. В первой идет речь о государственных и коренных государственных законах, во второй о государственном устройстве и законотворчестве.

Гражданские права понимались Сперанским как защита имущества и прав лица, а политические – как гарантия прав гражданских, реализуемая посредством разделения властей. Политические права состояли в «участии в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной».

Михаил Михайлович предлагал следующую сословную структуру населения: а) дворяне и люди среднего состояния, которые имеют все гражданские права, а политические – в зависимости от количества имущества, б) рабочий народ, который также имеет гражданские права, но вовсе не обладает политическими. М.М. Сперанский это обосновывал тем, что люди, не имеющие собственности, не способны участвовать в процессе законотворчества. «Какая, например, нужда человеку без собственности ограничивать закон о податях вещественных, когда закон сей на него не падает».

Парламент – Государственная Дума – задумывался Михаилом Михайловичем как верховный законодательный орган, выборы в который должны носить многоступенчатый характер; формирование предполагалось начинать на уровне волостных дум. Законодательная инициатива, по Сперанскому, должна принадлежать правительству, рассмотрение и принятие законов – компетенция Государственной Думы, а утверждение законов – прерогатива императора.

В 1810 году создается Государственный Совет – координационный совещательный орган, и М.М. Сперанский занимает в нем пост государственного секретаря, фактически становясь вторым лицом в государстве. Он оказывает влияние практически на все сферы государственной деятельности – от законотворчества до международной политики.

Но модернизация государства не представляется возможной без трансформации правовой базы. И это становится одной из приоритетных направлений деятельности Сперанского. Лучшим делением законов, по его мнению, было их деление на три рода: закон государственный (конституционный), закон гражданский и закон уголовный. Два последние закона – уложение.

Попытка систематизации законодательства была предпринята при Александре I, которая с 1810 года проходила под руководством М.М. Сперанского. Но так как в 1812 году началась Отечественная война, а при составлении проектов гражданского уложения за образец было взято французское законодательство, работа была прервана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: