Акробатические упражнения выполняются как на полу (индивидуально, вдвоем, вчетвером), так и на специальных снарядах (трамплине, подкидной доске, батуте).




Кафедра теоретических основ физической культуры

Лекция курса

«Теория и методика преподавания гимнастики»

тема: «Гимнастика в системе физического воспитания»

(для студентов факультета лечебной физической культуры

специальностей «Физическое воспитание»,

«Физическая реабилитация»)

 

Запорожье


план

 

1.Характеристика, предмет и задачи гимнастики.

2.Основные средства гимнастики.

3.Методические особенности гимнастики.

4.Виды гимнастики.

 

 


 

1.Характеристика, предмет и задачи гимнастики.

В физическом воспитании особое место принадлежит гимнастике, обеспечивающей общее физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей человека. Гимнастику отличает многообразие упражнений, а, следовательно, и возможность широкого выбора упражнений для наиболее успешного решения конкретных педагогических задач.

Идея гармоничного развития человека была заложена еще в древности. Это один из самых важных «мостов», связывающих Древнюю Грецию, место зарождения Олимпийских игр, с нашей современностью. Более того: эта идея постоянно направлена в будущее, т.к. находится в состоянии непрерывного развития.

Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.

Задачи гимнастики определяются общей целью физического воспитания, которая заключается в формировании человека, гармонически заключающего в себе духовность и физическое совершенство.

Задачи:

1. Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы; устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие

2. Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию, воспитанию силы воли, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений: вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту и трудовой деятельности.

3. Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности, трудолюбия.

 

2.Основные средства гимнастики.

Задачи, стоящие перед гимнастикой как педагогической и учебной дисциплиной, решаются при помощи использования разнообразных упражнений и их сочетаний.

В современной теории и практике упражнения принято объединить в группы в соответствии с педагогическими задачами и структурной двигательных действий, а также на основе учета их воздействия на анатомо-физиологические и психологические и особенности человека.

I. Строевые упражнения изучаются в соответствии со строевым уставом Вооруженных Сил Украины. Они имеют чрезвычайно важное педагогическое значение и одновременно прививают необходимые прикладные навыки. Строевые упражнения содействуют восстановлению организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека делают его более подтянутым, ловким, стройным.

II. Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательного аппарата. С их помощью укрепляется мышечно-связочный аппарат. И весь организм в целом. Они выполняются без предметов, с предметами (палки, гантели, набивной мячи, скакалки, булавы) и на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Включаются в подготовительную часть урока (иногда в основную, например, с гантелями набивными мячами), служат для подготовки организма к решению задач основной части урока.

Общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку: 1) упражнения рук и плечевого пояса; 2) упражнения для мышц шеи и туловища; 3) упражнения для мышц ног; 4) упражнения для мышц всего тела.

Общеразвивающие упражнения составляют основное содержание занятий корригирующей, гигиенической, производственной, основной, атлетической, спортивно-прикладной гимнастики, аэробики и др.

III. Вольные упражнения совершенствуют способность координировать движения. Они постепенно усложняются, давая значительную физическую нагрузку. Основным содержанием современных вольных упражнений являются разнообразные акробатические упражнения.

Они входят в программу соревнований и являются основным содержанием массовых гимнастических выступлений.

Прикладные упражнения содействуют привитию жизненно необходимых навыков. К ним относятся: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, переползание, поднятие и переноска партнеров, снарядов, матов, преодоление полосы препятствий, упражнения в равновесии на уменьшенной площади опоры.

При помощи прикладных упражнений совершенствуется и укрепляется отдельные мышечные группы. Занятия рекомендуется проводить на свежем воздухе: на спортивных площадках и в естественных условиях местности.

IV. Упражнения на снарядах составляют содержание спортивной гимнастики. Они выполняются в необычных условиях опоры (в висах или упорах) на перекладине, брусьях, коне, кольцах, бревне. Сложность и трудность упражнений на снарядах дает возможность совершенствовать умение владеть своим телом и движениями, развивает функции вестибулярного аппарата, обеспечивающего устойчивое равновесие тела. Упражнения способствуют развитию тонкой координации движений, большой физической силы, ловкости, умения ориентироваться в сложных положениях, а также воспитанию решительности, смелости и др. моральных и волевых качеств.

V. Акробатические упражнения имеют очень широкий диапазон трудности. Одни из них могут выполнять даже дети, другие доступны только квалифицированным гимнастам. Акробатическое упражнение является важным средством совершенствования физических и морально-волевых качеств (силы, быстроты, ловкости, смелости, решительности и др.). они воспитываются ориентировку в пространстве при любом положении тела. Для акробатических упражнений характерны перевернутое положение тела (стойки на руках) и вращение тела (кувырки, перевороты, сальто), поэтому они являются важным средством в тренировке вестибулярного аппарата.

Акробатические упражнения выполняются как на полу (индивидуально, вдвоем, вчетвером), так и на специальных снарядах (трамплине, подкидной доске, батуте).

Акробатические упражнение делятся на две группы: динамические (кувырки, перевороты, сальто) и статистические (равновесие, на уменьшенной площади опоры, стойки, пирамиды).

Прыжки. Основное и значительное место занимают прыжки. Они оказывают всесторонние воздействие на организм, доступны занимающимся различного возраста, пола и безопорные (в длину, высоту, глубину, далеко-высокие, в «окно», с трамплина и с наклонной доски, через планку, скакалку и т.д.) и опорные (через коня, козла, стол). Прыжки являются ценным средством для совершенствования общей физической подготовки.

Упражнения художественной гимнастики включают в себя самые разнообразные движения, в т.ч. и танцевальные. Они органично связаны с музыкальным сопровождениям и содействуют эстетическому воспитанию занимающихся. Эти упражнения применяются в занятых с женским контингентом. Упражнение художественной гимнастики подразделяются на упражнения без предметов и упражнения с предметами: булавами, обручем, мячом, скакалкой, лентой.

Игры и эстафеты. Они используются с целью совершенствования и закрепления многих важных навыков и умений, а также для повышения эмоционального тонуса занимающихся.

 

3. Методические особенности гимнастики.

Для гимнастических упражнений характерны следующие методические особенности:

Разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов человека, поэтому с помощью гимнастики можно успешно решать задачи общего физического развития и разностороннего совершенствования двигательных способностей человека.

Широкое использование различных движений, обеспечивающих всестороннее и гармоническое развитие функциональных организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).

Избирательное воздействие на организм человека. Подбором соответствующих упражнений, исходных положений и способов выполнения достигается локальное воздействие на определенную группу мышц, что способствует развитию необходимых двигательных качеств и позволяет успешно исправлять недостатки физического развития занимающихся.

Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач обучения с использованием при этом многообразных методических приемов. Это обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств. Путем изменения темпа и амплитуды движения, увеличением или уменьшением количества повторений, изменением исходных и конечных положений, варьированием последовательности выполнения упражнений, применением отягощений и амортизационных устройств можно успешно регулировать нагрузку в соответствии с подготовленностью занимающихся.

Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений. По мере овладения тем или иным упражнениям обычно переходит к изучению более сложных его вариантов, соединяя трудные элементы, включая в комбинации новые движения и т.п. В этом случае изучаемый учебный материал получает новое качественное (и количественное) выражение. Применение одних и тех же упражнений для решения различных задач может осуществляться путем разнообразного методического оформления (направленной регламентации, использования игровой или соревновательной формы выполнения и т.д.).

Методические особенности гимнастики тесно взаимосвязаны. При правильном их применении успешнее решаются задачи общей всесторонней физической подготовки, гармонического развития двигательных способностей занимающихся, а также образовательные воспитательные задачи.

 

4. Виды гимнастики.

Все большое многообразия гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные виды. В 1968г на Всесоюзной конференции по в сам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов:

 

А.М. Шлемин I. Общеразвивающие II. Спортивные III. Прикладные В.М. Смолевский 1. Образовательно-развивающиеся базовая, прикладная 2. Спортивная: массовая, 3. Специализированная

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: