Воздействие культуры на формирующегося человека




Роль культурной сферы в воспитании подрастающего индивидуума давно доказана. С самого раннего детства происходит серьезное влияние культуры на формирование личности. Очень многое в нравственных, этических, моральных, правовых установках будущего человека зависит от того, какие понятия были приняты в его семье и ближайшем окружении.

Если ребенку с младенчества прививают любовь к музыке, литературе, другим произведениям художественного творчества, учат по-настоящему ценить все прекрасное, то велика вероятность того, что во взрослом возрасте он действительно станет обладать высоким уровнем эстетической культуры. Необходимо работать и над развитием национальной культурной сферы, рассказывать маленькому человеку об обычаях и традициях его народа, о моральных принципах, принятых в определенной национальной общности. В то же время следует обязательно учить его и терпимому, доброжелательному отношению к представителям других национальностей, стараться воспитать уважение и к иным культурам.

Сегодня духовная культура личности складывается также под воздействием телевидения, кинематографа, Интернет-пространства, любой ребенок окружен этим огромнейшим информационным потоком. Родителям обязательно надо контролировать сведения, которые получает подрастающий человек, и правильно объяснять ему, какие вещи действительно являются интересными и полезными, а какие способны лишь серьезно навредить еще не сформировавшейся личности.

Взрослеющий человек постепенно включается в социум, постигает отношения между различными социальными структурами, народностями, классами. Старшим членам семьи и педагогам необходимо следить за тем, чтобы у подростка устанавливалась и правовая культура личности, четкие представления о том, как он может и должен вести себя в разных человеческих общностях.

Без культуры, нравственных, этических, эстетических ценностей просто не может существовать ни конкретный современный человек, ни общество в целом. Народ, не придающий значения духовным ценностям и озабоченный лишь материальным процветанием и благополучием, рано или поздно ожидает глубокая деградация и постепенное вымирание, исчезновение из глобального социума людей.

 

Общество и мир культуры

Социальные подъёмы на всегда способны создать значительную культуру, большей частью они её обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней двери. А культура не может развиваться без внутренних проблем и противоречий, решение которых не является одной из основных движущих сил культурных измерений.

Связь культуры с общественной жизнью, её понимание как процесса творческой и социальной деятельности человека – истина объективная и давно известная. Вся принципиальная новизна использования социокультурного фактора при анализе общественного развития состоит в том, что учитываются:

а) специфика законов культуры;

б) её конкретное социальное бытие.

Общество способно существовать и плодотворно развиваться только при условии преодоления противоречий между культурой и социальными отношениями, только постоянно восстанавливая их единство.

Конечно, всемерно учитывая специфические культурные законы, прогресс культуры нельзя отрывать от изменений, происходящих в социальной и экономической жизни страны. «Ничейной» культуры не бывает. Она всегда принадлежит человеку, социальной группе, обществу, выступает специфической концентрацией социального опыта людей.

Что же с этой точки зрения происходит в нашей стране? Объективно необходимое возрастание социальной роли культуры пока никак не отразилось на культурной политики, на признании её одной из важнейших и приоритетных сфер жизнедеятельности общества. Более того, современное общество, не осознавая этого, вступило на опасный путь игнорирования универсального закона приоритетности культуры в общественном развитии.

Что глубже понять этот закон, зададимся вопросом: «Способны ли в наши дни существовать без культуры политика, экономика, право, вообще любая сфера общественной жизни? Можно ли в нашей стране построить новое общество, новую жизнь, осуществить реформы без культуры?» Ответ однозначен: любое начинание в любой сфере жизнедеятельности сводится на нет, ведёт к катастрофическим последствиям при отсутствии культуры.

Для нашей страны культурная ситуация отягощена странным идеологическим наследием, которое по своим последствием может быть сопоставлено лишь с татаро-монгольским игом, отбросившем нашу Родину на два столетия назад.

Нам остался один шаг до антропофагии. Она – прямое следствие эгоизма и индивидуализма, когда каждый только за себя и когда выживает тот, у кого крепче зубы. В самом деле: как-то незаметно мы умудрились исключить из нашей жизни всю мораль и подвести теоретическую базу под её отрицание.

Все эти черты не объединяют, а разъединяют людей, что нужно в конкурентной борьбе, но неприемлемо в морали.

Таким образом приоритетность культуры – основной закон жизни всей человеческой цивилизации. Этот закон и залог её будущей жизни. что будет происходить с человечеством при отрицании этого закона – очень ярко видно, к сожалению, на нынешнем состоянии общества. Выйти из этого состояния, приобщиться к цивилизованному миру возможно только при воспитании культурных приоритетов.

В конце XIX – начале XX вв. Россия была одним из центров мировой культуры. Престиж классической русской культуры был весьма значителен. Для запада русская классика сверкала путеводным факелом. Ирония истории заключалась в том, что революция, начавшись со стремлением обогатить народ духовными ценностями, обернулась для общества культурной деградацией, мощной войной упрощения культуры.

Известно, что некоторые деятели отечественной культуры, в том числе и Максим Горький, считали, что в преддверии социальной революции необходим был определённый подъём культурного развития народа, его интеллектуальных сил. Иначе велика оказывалась интеллектуальная поляризация, трудно было добиться желаемых результатов. Так и произошло.

Современная духовная жизнь развиваться в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в художественной литературе и литературной критике. Принципиальные её черты – ведение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение смотреть в лицо реальности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: