Глава II. Исследование этнической идентичности современной молодежи.




Введение

На рубеже тысячелетий в переходных обществах с необычайной остротой встала проблема общественного и индивидуального выбора, особенно молодого поколения.

С изменением социально-экономической ситуации в соответствии наступает изменение в мировоззренческих позициях, ориентаций них системах людей. Поэтому перед науками гуманитарного профиля, в своей совокупности составляют учение о человеке, о его природе и существования, возникает проблема теоретического выяснения новейших тенденций в ориентациях человеческого сознания и поведения. Поэтому все большее внимание обращается на исследование различных аспектов феномена идентичности.

В связи с особенностями исторического развития, проблема идентичности имеет наряду с общесоциальным ярко выраженное этническое и национальную окраску. При этом особого внимания требует выяснения этнической и национальной идентичности молодежи учитывая, что именно молодежь в ближайшем будущем станет определяющей силой в сохранении и дальнейшем развитии национальной государственности.

Поэтому исследования этнической идентичности молодежи чрезвычайно актуальной задачей современной науки.

 

 

Глава I. «Сущность понятия «этническая идентичность».

Во второй половине ХХ века мирового масштаба приобрели вопросы, касающиеся осознания своей этнической идентичности - принадлежности к определенному этносу (этнической общности).

С самого начала развития этнической психологии стало понятно, что народ, нация, этнос является не только простой механической совокупностью отдельных индивидов, а представляет собой целостное образование, характеризующееся такими понятиями как народный дух, национальный характер и т.п.. Объединение людей происходит на основе как материальных, так и идеальных факторов, хотя ведущее положение занимают высшие, духовные стремления человека.

Итак, этническая идентичность - это составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, это результат процесса эмоционально-когнитивного самоотождествления субъекта со своей этнической группой, выраженное в чувстве общности с членами этой группы и восприятии как ценностей ее основных характеристик.

Понятие «этническая идентичности» не тождественно понятиям «этничность», «этническая принадлежность», «этническое самосознание», «этническая идентификация», хотя близкое им. Если этничность (или этническая принадлежность) - это категория, приписывается обществом на основе объективных критериев, то этническая идентичность - это результат самокатегоризации, которая достигается индивидом в результате конструирования образа окружающего мира и своего места в нем. Истинная этническая идентичность может не совпадать с официально приписываемой этнической принадлежностью. Етноидентичнисть не тождественно также и к этнического самосознания, поскольку содержит в себе элемент бессознательного. Наряду с причислении индивидом себя к представителям своего этноса, етноидентичнисть включает прежде всего глубоко значимые переживания данной принадлежности, как одной из важнейших составляющих в системе представлений личности о себе. Наконец, если идентификация - это процесс, благодаря которому реализуется этническое отождествление, то идентичность - это результат процесса идентификации.

Этническая идентичность - результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от чужих этносов, а также глубоко личностное значимое переживание своей этнической принадлежности.

Как видно из предыдущего определения в ее структуре обычно выделяют два основных компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Некоторые авторы выделяют и поведенческий (конативный) компонент этнической идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, построение системы отношений и действий в различных етноконтактних ситуациях.

 

Глава II. Исследование этнической идентичности современной молодежи.

Мы провели исследование этнической идентичности молодых людей, свободно владеющих двумя или более языками, находящихся под влиянием двух и более культур по разным причинам (межэтнические семьи, эмиграция, постоянная работа с иностранцами). В исследовании приняло участие 340 человек разных национальностей (185 девушек и 155 юношей). Применялась методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Данная методика позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнического взаимодействия. Типы идентичности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом — высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Анализ первичных результатов исследования показал довольно большой разброс данных, свидетельствующий о том, что в поликультурной среде молодые люди в общем активно используют все рассматривавшиеся типы этнической идентичности. Самые высокие баллы получены по шкале позитивной этнической идентичности, т.е. этот тип для большинства испытуемых являлся ведущим типом этноидентичности, что соответствует норме. По данным авторов методики, этот идентичности позволяет поддерживать оптимальный баланс толерантности к собственной и другим этническим группам, является условием позитивного отношения к себе, как представителю определенного этноса, самостоятельности, автономности, а также — условием эффективного взаимодействия с окружающими в полиэтническом мире.

На втором месте по выраженности идет этническая индифферентность, а затем этнофанатизм. У достаточно большого числа молодых людей в ситуации активного межкультурного взаимодействия происходит размывание их этнической идентичности, для них вопросы этничности не актуальны, социальная категоризация происходит по другим основаниям. Вместе с тем довольно большое число молодых людей, оказавшихся в ситуации активного межкультурного взаимодействия, болезненно переживают свою этничность, готовы на экстремальные меры для ее защиты.

Наименее выражен в общей выборке этнонигилизм, т.е. молодые люди, включенные в активное межкультурное взаимодействие, не игнорируют факт существования межэтнических различий, более-менее четко осознают свою этничность.

Сравнительный анализ групп, выделенных по специфике их личной ситуации межкультурного взаимодействия (межэтнические семьи, эмигранты, иностранные студенты, сотрудники иностранных предприятий в своей стран), не выявил значимых различий между группами в предпочтении того или иного типа этноидентичности.

В ходе дисперсионного анализа выявлено влияние фактора пола на тип этнической идентичности. В общем девушкам присущи более конструктивные стратегии этноидентичности: они чаще, чем юноши, демонстрируют позитивную этническую идентичность и реже — этноэгоизм и этноизоляцию.

Выявлены многочисленные статистически значимые связи степени выраженности разных типов этнической идентичности с показателями мотивационных, когнитивных, эмоциональных, регуляторных характеристик стиля межкультурного взаимодействия испытуемых.

Позитивная этническая идентичность прямо связана с большинством показателей межкультурной компетентности, с конструктивными стратегиями межэтнического взаимодействия и обратно связана с проявлениями различного рода интолерантности, с трудностями в межкультурном взаимодействии.

Показатели этнической индифферентности обнаружили наименьшее число связей с характеристиками межкультурного взаимодействия испытуемых, т.е. игнорирование вопросов собственной этнической принадлежности, межэтнических различий и т.д. само по себе мало связано с успешностью межкультурного взаимодействия, видимо, его эффективность в данном случае определяется другими факторами. Это предположение, на наш взгляд, подтверждается тем, что выявлена значимая прямая связь степени выраженности этноиндифферентности с интернальностью локуса контроля в отношении собственной личности. Видимо, молодые люди, не считающие важным то, к какому этносу принадлежит человек, уделяют значительно больше внимания собственным личностным особенностям, в большей степени осознают свою ответственность за свои индивидуальные характеристики, не списывая их на «наследственность» и влияние окружения. С этими данными согласуются и прямые значимые связи этого показателя с показателем ценности своего Я (по шкале базовых убеждений Р. Янова-Бульмана).

Интересно, что при высоком уровне интернальных установок в отношении собственной личности люди с выраженной этноиндифферентностью уверены, что основным принципом организации жизни является случайность. Видимо, и свою принадлежность к определенному этносу они интерпретируют как случайность, которой не следует придавать большого значения. Вместе с тем они верят в общую благосклонность мира, возможно, предполагая, что именно от самого человека зависит то, как он использует шансы, предоставляемые ему жизнью. В пользу такой интерпретации данных говорит и наличие статистически значимой связи выраженности этноиндифферентности с показателем самостоятельности по опроснику стиля саморегуляции поведения В.И. Моросановой.

Признание факта этнической принадлежности незначимым также прямо связано с низким уровнем социальной интолерантности и непринятия индивидуальности. Это еще раз доказывает, что люди с таким стилем этноидентичности больше внимания уделяют не типическим, а индивидуальным особенностям окружающих, а их толерантность распространяется не только на представителей других этносов, но и любых других социальных групп.

Этнофанатизм также обнаружил относительно немного статистически значимых связей с характеристиками межэтнического взаимодействия испытуемых.

Молодые люди с преобладанием данного типа этноидентичности отличаются низким уровнем осмысленности жизни, экстернальностью локуса контроля в отношении собственной личности, негативным самоотношением, низкой способностью к пониманию вербальных и невербальных сигналов, передаваемых другими людьми, ригидным стилем саморегуляции, большой социальной дистанцией с представителями других этносов, отчужденностью и эгоцентризмом в отношениях.

Такие люди, исходя из идеи исключительности своего этноса, стремятся подогнать всех окружающих под свои идеалы. Важно отметить, что такая эгоцентричность свойственна им не только при взаимодействии с представителями других этносов, но и в отношениях внутри их этнической группы, т.е. это не только стратегия этнической идентичности, но и общая жизненная позиция.

Этнонигилизм как крайний вариант проявления этнической гипоидентичности обнаружил статистически значимые связи с большинством рассматривавшихся характеристик межкультурного взаимодействия.

В общем, можно сказать, что отход от собственной этнической группы связан с низким общим уровнем осмысленности жизни, негативным отношением к окружающему миру и к себе, низким уровнем социального и эмоционального интеллекта, слабостью саморегуляции, использованием неконструктивных стратегий разрешения проблем, низким уровнем толерантности, большой социальной дистанцией с представителями других культур, наличием большого числа трудностей в межкультурной коммуникации и адаптации и низкой их эффективностью.

Средние формы гиперидентичности (этноэгоизм и этноизоляционизм) обнаружили примерно такие же связи с характеристиками межэтнического взаимодействия.

 

 

Заключение

В данной работе основное внимание акцентируется на изучении феномена этнической идентичности, особенностей процесса ее формирования, факторов, которые способствуют развитию позитивной этнической идентичности.

Процесс этнической самоидентификации охватывает большую совокупность параметров. Формирование этнической идентичности - это сложный многоуровневый процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека, проходит ряд этапов от размытой идентичности в детском возрасте до реализованной, связанной с эмоционально-оценочным осознанием принадлежности к этнической общности. Важно, чтобы в подростковом возрасте в процессе социализации человека сформировалась положительная этническая идентичность. В значительной степени этот процесс детерминирует социальное и этническое среду.

Таким образом, мы можем сказать, что трансформации этнического самосознания как по типу гиперидентичности, так и по типу гипоидентичности связаны с усилением деструктивности не только в межэтнических отношениях, но и во всей системе социальных связей. Они соотносятся с такими личностными особенностями, как эгоцентризм, ригидность, экстернальность локуса контроля и слабая саморегуляция, негативное самоотношение, нетерпимость к проявлениям индивидуальности и неприятие других социальных групп, низкий уровень социального и эмоционального интеллекта, низкий уровень осмысленности жизни, отсутствие четких целей в жизни.

Позитивная этническая идентичность прямо связана с высоким уровнем межкультурной компетентности, конструктивными стратегиями межэтнического взаимодействия, и обратно связана с различного рода трудностями в межкультурном взаимодействии.

Игнорирование вопросов собственной этнической принадлежности и межэтнических различий само по себе мало связано с успешностью межкультурного взаимодействия, его эффективность в данном случае определяется рядом личностных и ситуационных факторов.

Владение несколькими иностранными языками можно рассматривать как важный фактор оптимальной этнической идентичности в полиэтнической среде.

Однако степень владения каждым из языков и отношение к ним могут сильно варьироваться. Неадекватное использование одного из языков может привести вместо «двуязычия» к «полуязычию», когда человек в полном объеме не владеет ни одним языком и вместо приобщения к двум и более культурам переживает отчуждение, изоляцию, конфликт лояльности, искажение этнической идентичности.

 

 

Список использованной литературы:

1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений //Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М. - Воронеж, 2000. - с. 75-107

2. Горбунова В.В. Психологические факторы формирования этнического сознания в юношеском возрасте: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - К.: Институт психологии С. Костюка. – 2003

3. Левочкина А.М. Этнопсихология: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2002. - 144 с.

4. Мацейко Т.И. Этнокультурная идентификация личности //Педагогика и психология. - 2001. - № 1. - с. 17-24

5. Сухарев А.В. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах //Вопросы психологии. - 2005. - № 6. - с. 82-90

6. Хотынец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: