Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребёнка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов.
Интонации в природе, искусстве и жизни и их изображение в творческих работах.
2.1. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
2.2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
2.3. Развитие ассоциативного мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цветочно- музыкальных композициях.
2.4. Изображение движения.
2.5. Развитие интереса и внимания к цвету живописи, в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
2.6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
2.7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме.
2.8. работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства, Создание глубинно- пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений.
2.9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
2.10. Форма и украшение в народном искусстве.
2.11. контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении
Художественно - образное восприятие изобразительного искусства- музейная педагогика - 6 часов
3.1. Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
3.2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти. Краски. Карандаш, бумага, камень, металл, глина).
3.3. представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно- прикладного искусства. Их эстетические особенности.
3.4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразием цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
3.5. Представление о работе художника- скульптора и о скульптуре. Скульптуры в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
3.6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 1-ОМ КЛАССЕ
Разделы содержания | Предметные | Метапредметные |
Восприятие искусства и виды художественной деятельности | Личностные: -ориентирован на получение хорошего результата; -умеет выполнять инструкцию; -старается доводить начатое дело до конца; -проявляет интерес к учебе; -Бережно относится к школьным принадлежностям; Познавательные -поиск необходимой информации; -произвольное построение речевого высказывания; -классификация объектов; -осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме; -поиск и выделение необходимой информации; - рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности; -сравнение объектов. Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владение монологической и диалогической речью. Регулятивные -прогнозирование -планирование -контроль -коррекция -оценка. | |
Азбука искусства. Как говорит искусство? | Базовый уровень: · Выполняет рисунок на заданную тему; · Воплощает собственный замысел; · Различает цвета; · Изображает предметы различной формы. Повышенный уровень: Выполняет простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint | |
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? | Базовый уровень: · Выбирает цветовые решения для передачи своего отношения к предметам. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Характеристика видов учебной деятельности учащихся |
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму – 3ч. | ||||
Освоение техники работы кистью и красками. | Уметь изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью. | |||
Чем и как рисовали люди. | Уметь представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения | |||
Знакомство с палитрой. | Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Уметь изображать по памяти и представлению | |||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)- 1ч | ||||
Взаимосвязь изобразительного искусства с природой и другими видами искусств. | Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их | |||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму –-2ч | ||||
Первые представления о композиции. | Уметь воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. Иметь представление о набросках и зарисовках | |||
Знакомство с разными художественными материалами. | Уметь передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами). | |||
Развитие фантазии и воображения-1ч | ||||
Фломастеры. Придумываем, сочиняем, творим. | Уметь импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства). | |||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) - 1ч | ||||
Скульптура в музее и вокруг нас. | Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики». Уметь проводить коллективные исследования о творчестве художников. Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности. | |||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму –-4ч | ||||
Лепка рельефа. | Уметь изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки). | |||
Теплые и холодные цвета. | Уметь наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. | |||
Основные и составные цвета. | Уметь получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый- красный, синий- жёлтый, красный- синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ. | |||
Освоение техники бумажной пластики. | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. | |||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)- 1ч | ||||
Мастерская художника | Уметь наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге).Коллективные рассуждения о художниках и их работе. Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник- живописец и художник скульптор». | |||
Развитие фантазии и воображения- 1ч | ||||
Конструирование замкнутого пространства. | Уметь работать с крупными формами. Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Украшать интерьер аппликацией или росписью | |||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)-1ч | ||||
Выполнение зарисовок по впечатлению. | Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Уметь комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного. | |||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму -2ч | ||||
Художник- прикладник. | Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Уметь создавать несложный орнамент из элементов подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.) Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения. Создавать подарки своими руками. Уметь видеть и передавать необычное в обычном. | |||
Делаем игрушки сами. | Уметь передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов. Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного. Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства. Представлять соразмерность форм в объёме Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм. Создавать коллективные композиции | |||
Развитие фантазии и воображения- 1ч | ||||
Освоение техники работы «от пятна». | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения. | |||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму –-4ч | ||||
Пейзаж | Уметь изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. | |||
Портрет. | Уметь передавать характерные черты внешнего облика человека. Использовать пропорциональные соотношения лица. Какие бывают картины: сюжет. Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу. | |||
Сюжет. | Уметь наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц) | |||
Натюрморт. | Уметь наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности | |||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)-2ч | ||||
Инструменты художников. | Уметь отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Понимать, каким образом художник изображает предметы и события Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии. | |||
Жанры изобразительного искусства | ||||
Развитие фантазии и воображения - 3ч | ||||
Иллюстрация: рисунок в книге. | Уметь использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).Создавать из работ коллективные композиции | |||
Природа- великий художник. | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе. | |||
Времена года | Уметь передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. | |||
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму - 1ч | ||||
Акварель | Уметь наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето- музыкальных композициях(цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя. Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе. Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Работать графическими материалами: акварель, пастель. | |||
Развитие фантазии и воображения - 4ч | ||||
Сказка с помощью линии. | Уметь создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий. Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др. | |||
Рисование животных из клякс. | Уметь работа на плоскости. Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Украшать изделие аппликацией или росписью. | |||
Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения. | Уметь конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Украшать изделие аппликацией или росписью | |||
Разноцветный мир природы. | Уметь передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. | |||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) - 1ч | ||||
Идем в музей. Времена года. | Уметь понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
№ п / п | Наименование объектов и средств МТ обеспечения |
Библиотечный фонд: · программа по предмету «ИЗО»; · учебники; · методические пособия и книги для учителя. | |
Печатные пособия: · репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по ИЗО; · портреты художников; · дидактический материал. | |
Экранно-звуковые пособия: · ЦОР «Хохлома»; · Презентация «Как изображают природу родного села народные умельцы». | |
Технические средства обучения: · аудио/видеомагнитофон; · компьютер с программным обеспечением; · телевизор; · магнитная доска; · фотокамера цифровая; · принтер (лазерный); | |
Оборудование класса: · ученические столы с комплектом стульев; · стол учительский с тумбой; · шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; · настенные доски для вывешивания иллюстративного материала |