Методические указания к решению задачи 3




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

для студентов дневного отделения специальности:

21.05.04 – Горное дело

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В MS EXCEL

 

ЗАДАНИЕ:

Найти решение следующих пяти задач в табличном процессоре MS Excel согласно варианту. Решение, все его шаги и используемые формулы описать в пояснительной записке к каждой задаче домашнего задания (возможно принтование экранов Excel с решением и кратким пояснением в доступном для чтения масштабе).

ЗАДАЧА 1.

1. Вычислить значения функции для всех значений переменной х на отрезке [a; b] с шагом h при заданном значении k.

Решение должно быть получено в виде таблицы:

x k f(x) y(x)
         

2. На основании данных таблицы построить совмещенные графики функций f(x) и y(x).

ВАРИАНТЫ:

a b h k f(x)
    1,5 0,05   sin(x) - 1/x
  -1   0,1   cos(x) - 1/(x+2)
    1,2 0,02   4x2 - cos(x) – 4
      0,1   cos(x) + 1/(x-2)
  -1   0,1   ex + 2sin(x)
  -1   0,1   x + 1/(x2+1)
  -1   0,1   ex + x
  -2 -1 0,1   cos(x)-1/(x-2)
      0,1   e -x - ln(x)
      0,1   e -x - x
      0,1   cos(x) - x2
  -2   0,2   x3 - x2 + 3

Методические указания к решению задачи 1 даны после домашнего задания.

ЗАДАЧА 2.

  1. Отделить корни алгебраического или трансцендентного уравнения f(x)=0, предварительно проанализировав область определения аргумента x.
  2. Используя процедуру Поиск решения найти:

все корни данного уравнения, все имеющиеся экстремумы (минимальные и максимальные значения) данной функции.

3. Построить график функции f(x) на конечном отрезке.

 

ВАРИАНТЫ:

 

№ варианта Уравнение f(x)=0
  x3 - 3x2 - 4x+ 1=0
  x3 – 21x + 7=0
  10 x = e-x
  2x3 + 2x -1=0
  x3 - 3x – 1=0
  x3 - 3x2 +1 = 0
  x3 +6x2 + 9x+ 1= 0
  e-x = 2 – x2
  x3 - 12x + 5=0
  x3 - 2x +4=0
  x3 + x2 + 2 = 0
  x3 - x2 – 2 = 0

Методические указания к решению задачи 2

Если непрерывная функция f(x) принимает на концах отрезка [a, b] значения разных знаков, то есть f(а)* f(b)<0, то внутри этого отрезка содержится, по крайней мере, один корень. Этот корень будет единственным, если производная f¢ (x) существует и сохраняет постоянный знак внутри интервала (a, b).

Пример:

отделить корни уравнения x4 - x3 - 2x2 +3x – 3 = 0

Составим таблицу знаков функции f(x), полагая x равным:

a) критическим значениям функции (корням производной) или близким к ним;

b) граничным значениям (исходя из области допустимых значений неизвестного).

Вычислим: f¢ (x) = 4 x3 - 3x2 - 4x + 3

Находим корни производной: x = -1, x = 1, x =3/4

В этих же точках, которые называются точками перегиба, функция имеет экстремумы.

Используя найденные значения корней, проверим значение функции в промежутках между ними.

 

x - ¥ - 1 3/4   + ¥
знак f(x) + - - - +

Из таблицы видно, что функция меняет знак два раза, значит, уравнение имеет два действительных корня:

x1 Î (- ¥, -1), x2 Î (1, + ¥).

Уменьшим промежутки, в которых находятся корни:

 

x - 2 - 1    
знак f(x) + - - +

Следовательно, x1 Î (- 2; -1), x2 Î (1; 2).

Используя процедуру Поиск решения, найдем все корни уравнения x4 - x3 - 2x2 +3x – 3= 0

Значение х запишем в ячейку А1, в ячейку В1 напишем формулу для вычисления f(x), выполним команду Сервис – Поиск решения, запишем в окне диалога ограничения на значения интервала решения.

Нажав кнопку Выполнить, найдем значение первого корня.

Аналогично можно найти значение второго корня и три значения функции в точках экстремумов.

ЗАДАЧА 3.

  1. Решить систему линейных алгебраических уравнений Ax = b с использованием математических функций для нахождения обратной матрицы A-1 и произведения матриц A-1 * b.
  2. Выполнить проверку найденного решения путем перемножения матриц A и x и сравнения полученного значения с b.
№ варианта Матрица коэффициентов системы А Столбец свободных членов b
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Методические указания к решению задачи 3

Для решения задачи рекомендуется использовать функции: МОБР() и МУМНОЖ(). Формулы вводить как формулы массива (после написания формулы для ее ввода нажать комбинацию клавиш – Ctrl + Shift + Enter).

 

ЗАДАЧА 4.

1. Расчет накопительного фонда для обучения производится по формуле:

S = V0 · (1 + P)N , где V0 - размер вклада (в рублях), который будет помещён в банк на определенный срок N (количество лет) под заданный процент P.

2. Вычислить:

a) фонд для обучения в конце периода.

b) во сколько раз увеличится вклад за указанный срок;

3. Используя команду Подбор параметра, определите:

a) какой должна быть сумма вклада V0, чтобы при ставке P1 % годовых через N лет получить сумму S.

b) каким должен быть срок вклада, чтобы при сумме вклада V0 и ставке P % в год получить сумму S.

4. Используя команду Таблица подстановки с одним и двумя входами, определить:

a) Какими должны быть суммы выплат в конце периода при изменении процентной ставки от P % до P1 % с шагом h %.

b) Какими должны быть суммы выплат в конце периода при изменении процентной ставки от P % до P1 %с шагом h % и при сроках вклада 5, 10, 15, 20 лет.

 

ВАРИАНТЫ:

 

№ варианта V0 N P P1 S h
      3,00 4,00   0,2
      3,25 4,25   0,25
      3,50 4,50   0,25
      3,75 4,75   0,25
      4,00 5,00   0,2
      4,25 5,25   0,25
      4,50 5,50   0,25
      4,75 5,75   0,25
      5,00 6,00   0,2
      5,25 6,25   0,25
      5,50 6,50   0,25
      5,75 6,75   0,25

Методические указания к решению задачи 4 даны после домашнего задания.

ЗАДАЧА 5.

  1. Создать базу данных (БД) согласно варианту (не менее 10 записей).
  2. Создать сводную таблицу для БД.
  3. Показать использование различных функций в сводной таблице.
  4. На основе данных сводной таблицы построить круговую диаграмму.

 

ВАРИАНТЫ:

 

№ варианта Исходные данные для БД
  Списочный состав института: Кафедра, ФИО сотрудника, должность, разряд, коэффициент надбавки к зарплате, оклад, дата рождения, возраст
  Сведения о коммунальных платежах за текущий месяц: Улица, дом, квартира, количество человек, площадь, газ, холодная и горячая вода, отопление, сумма, дата оплаты.
  Сведения о поставках оборудования: Код оборудования, количество, цена, наименование поставщика, сумма заказа, сумма оплаты
  Сведения о расходах горючего по хозяйству: Наименование материала, цена, количество, дата поступления, регион поставки, номер автомашины
  Сведения о готовой продукции: Код изделия, марка, наименование, серийный номер, цена, дата поступления, количество
  Сведения о книгах: Название книги, ФИО автора, год издания, издательство, цена, дата покупки, число страниц
  Сведения о заказах на автомобили и клиентах: Модель, мощность двигателя, цвет, количество дверей, заводская цена, цена продажи, дата заказа, скидка
  Сведения о зарплате: Наименование цеха, ФИО сотрудника, должность, разряд, месяц, премия, сумма к выдаче
  Сведения об имуществе фирмы: Наименование имущества, код помещения, серийный номер, цена, дата покупки, место покупки, оценка
  Сведения о расчетах с сотрудниками: ФИО сотрудника, должность, адрес, месяц, начислено, удержано, сумма к выдаче
  Сведения о пациентах медицинского центра: № карточки, ФИО пациента, адрес, телефон, ФИО врача, диагноз, дата посещения, сумма оплаты
  Сведения об абонентах телефонной сети: ФИО абонента, номер телефона, адрес, тарифный план, месяц, сумма к оплате

 

Методические указания к решению задачи 5 даны после домашнего задания.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: