Этапы подготовки публичной речи – по сути, путь «от мысли к звучащему публичному слову» риторическая традиция со времен Цицерона трактует через пять составляющих – паять этапов «классического риторического канона»: [2]
I. | Inventio (лат. находка, изобретение) | Нахождение, изобретение того, что сказать. |
II. | Dispositio (лат. расстановка, расположение) | Упорядочение, расположение по порядку найденного, изобретенного. |
III. | Elocutio (лат. выражение, речь, слог, стиль) | Придание найденному словесной формы, украшение словами. |
IV. | Memoria (лат. память) | Утверждение в памяти, запоминание. |
V. | Actio (лат. действие) | Произнесение. |
Остановимся на каждой части этого алгоритма, по которому не только создается текст речи, но и готовится выступление.
Существенным для инвенции является общий замысел, на базе которого строится аргументативное изложение материала. Риторика вообще изначально является наукой о речи и о мысли, об отношении мысли к слову. Еще Аристотель заметил: «...о том, что касается мысли, следует говорить в риторике, так как это принадлежность ее учения. К области мысли относится все, что должно быть достигнуто словом…»[3]. По сути, «изобретая» речь, оратор создает ее мысленную основу, выбирает те или иные смысловые модели, по которым выстраивает информацию о предмете речи.
Такие модели известны еще из античных риторик и называются топосами, или топами (от гр. topox. – место, общее место), учение о них – топикой. Топос – оценочное суждение, имеющее статус общепринятого мнения. Значение топоса зависит не только от предмета высказывания, но и от прагматического, психологического, этического и других смыслов. Будучи общепринятыми, топосы обладали убеждающей силой – отсюда и та значимость, которая придавалась составлению списков топов[4].
Первый свод топики (учения об основаниях аргументов) построил софист Горгий (485 - 380 до н. э.). Кстати, он же предложил учение об аргументации, выделил и обозначил риторические фигуры и создал школу риторов. Позже свою «Топику» создаст Аристотель. А еще позже, много веков спустя, родоначальник русской риторики М.В. Ломоносов в своем «Кратком руководстве к красноречию» напишет: «Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи.
Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем»[5] – и сгруппирует все идеи в некоторые обобщающие классы, «места риторические», из которых особо выделит следующие 16:
1) род и вид,
2) целое и части,
3) свойства материальные (величина, фигура, движение, упругость, твердость),
4) свойства жизненные (душевные дарования, страсти, добродетели, пороки, внешнее состояние, чувства),
5) имя (небо, август, Москва),
6) действия и страдания,
7) место,
8) время,
9) происхождение,
10) причина,
11) предыдущее и последующее,
12) признаки,
13) обстоятельства,
14) подобия,
15) противные и несходные вещи,
16) уравнения.
В настоящее время специалисты в области риторики продолжают обращаться к понятию топосов. А.К. Михальская, например, в своем учебном пособии по риторике выделяет 10 таких моделей[6]:
1) род – вид,
2) определение,
3) целое – части,
4) свойства (признаки предмета речи, его качества, функции, характерные действия),
5) сопоставление (сравнение, противопоставление),
6) причина и следствие,
7) обстоятельства (где, когда, как, каким образом),
8) пример,
9) свидетельства (цитаты, изречения),
10) имя (происхождение слова, которое входит в название темы, его смысл).
Вслед за Ю.В. Рождественским заметим, кстати, что «создание общих мест происходит в диалоге» и что «развитие общих мест, …как всякая область культуры, обладает строгими закономерностями, постоянно требует защиты от вандализма в чувстве, мысли и действии»[7]. Иными словами, система общих мест призвана соответствовать уровню развития социума.
Что касается диспозиции, то еще П. Сергеич предупреждал ораторов: «…не ищите плана; он найдется сам, пока вы будете думать о деле. Это будет плод бессознательной, а потому и безыскусственной работы; следовательно, будет естественный план; когда же он найдется, попробуйте переставить части. Возможно, что этим путем вы создадите более интересную схему изложения. Чем меньше составных частей в речи, тем лучше. Речь должна быть краткой; краткость же заключается не в том, чтобы она была непродолжительна, а в том, чтобы в ней не было ничего лишнего».
Тому, какие требования предъявляются к словам коммуниканта, определяет элокуция – и здесь следует опираться в первую очередь на коммуникативные качества речи: точность, ясность, правильность, выразительность, логичность и другие (с коммуникативными качествами речи вы «работали» еще в процессе изучения курса «Русского языка и культуры речи»).
Относительно же запоминания текста и произнесения речи еще раз подчеркнем: в ораторской практике принято считать, что могут читаться лекции, доклады и официальные документы. Остальные виды речей должны произноситься, ведь во время речи оратор должен обращаться к слушателям, а не к конспекту…