Изменения во внешней среде




- Открылась масса новых коммерческих и технологических возможностей волна технологических переворотов (в том числе в старых отраслях) в связи с очередным этапом НТР,

- возникновение множества новых отраслей, интернационализация и последующая глобализация ряда рынков,

- растущее разнообразие жизненных стилей и потребительских запросов, динамичное обновление последних и т. п.

Кроме того, серьезно усложнилось социально-политическое окружение фирмы:

- законодательным и иным ограничениям аспектов деятельности фирмы;

- усиление критики негативных последствий свободного предпринимательства;

- движения в защиту прав потребителей и окружающей среды;

- появились специальные исследования, нацеленные на расчленение компаний-гигантов, и т.п.

Достаточно сказать, что, если еще в 1965 г. 55% американцев оказали полное доверие частному предпринимательству, то уже в 1972 г. эта доля упала до 27%.

В результате стремящаяся к развитию фирма оказалась перед сложным выбором из большого числа альтернатив, которые с трудом и лишь частично поддавались оценке. (Первой и вполне естественной реакцией американских, например, компаний стала обширная диверсификация, которая превратила их в многоотраслевые комплексы.)

В сумме все эти изменения означали, что внешняя среда фирмы стала на порядок сложнее, динамичнее и непредсказуемее. А последующий ход событий подтвердил, что высокая турбулентность окружения превратилась в постоянно действующий и критически важный для современного предприятия фактор.

Одним из ближайших последствий явилось то, что утратили работоспособность стандартные для того времени системы управления фирмой, поскольку они действовали преимущественно в режиме простой экстраполяции привычных тенденций и подходов.

Причины появления СМ:

- насыщение рынков, переход от рынка производителей к рынку потребителей

- систематические инновации (моральное старение оборудования, знаний, умений, схем управления). Пример – фото-видео.

- усиление конкуренции как результат глобализации

- сокращение времени адаптации компании к изменениям.

Таким образом, возросло влияние внешних и внутренних факторов на деятельность предприятия.

В условиях высокотурбулентой внешней среды циклическое планирование неприемлемо.

Минцберг: Поскольку анализ никогда не тождественен синтезу, стратегическому планированию никогда не суждено стать разработкой стратегии. Анализ может предшествовать синтезу и поддерживать его. Он может следовать за синтезом и способствовать его совершенствованию, подвергая декомпозиции и формализации его последствия. Однако анализ никогда не заменит собой синтез.

Цель предшествует анализу и синтезу. Она приходит из внешней среды, т.к. сама система не может задавать свои собственные цели.

Слабые сигналы внешней среды (по И.Ансоффу) значимы потому, что они представляют собой следующий вид перехода к будущему состоянию системы:

- дают ощущение будущей турбулентности, изменения явно произойдут, но еще неизвестно, где именно

- являются источниками изменений

- формируют конкретику этих изменений

Согласно М.Манермаа трактует слабые сигналы как wild cards (темные лошадки). Это развивающиеся проблемы, у них нет узнаваемого прошлого. Но для будущего именно они являются самыми важными факторами. Как правило, они возникают за пределами доминирующей системы, поэтому их недооценивают. Например, многие технологические идеи или экономические новинки зарождались на периферии общества. Слабые сигналы уникальны, они редко повторяются, с ними трудно работать аналитикам. Слабый сигнал дает информацию о будущих изменениях; задача – ее вовремя услышать.

Чтобы справиться со стратегическими сюрпризами в виде неожиданных угроз и возможностей стратегические решения должны приниматься быстро независимо от цикла планирования.

Стратегическое рыночное управление носит предупреждающий, устремленный в будущее характер.

Стратегия=потенциал+управление.

2. Сущность:

Профессиональными консультантами и академической наукой были систематизированы теоретические основы нового направления его концепция и основные инструменты стратегического менеджмента:

- быстрая двойственная реакция на изменения внешней среды (долговременной и оперативной одновременно). Долговременная – стратегические планы, оперативная – внепланового цикла, в реальном режиме;

- рассматриваются способы изменения внешнего окружения, а не только адаптация к ней: процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным. При упреждающей стратегии воздействует на события во внешнем окружении, а не просто реагируют на них. Отсюда стремление крупного бизнеса влиять на принятие политических, экономических, законодательных и др.изменений на макро- и микроуровне.

- СМ включает элементы всех предшествующих систем управления, т.е. предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции в стабильные периоды, применение стратегического планирования.

Часто стратегическое управление называют рыночным стратегическим управлением. Что предполагает, что стратегические решения должны учитывать развитие рынка, внешнюю ориентацию на потребителей и конкурентов – маркетинговый (рыночный) подход к организации управления в отличие от производственного, ориентированного на внутренние возможности производства.

Требования к современной фирме (Г.Хэмел, К.Прахалад):

- менеджеры компании придерживаются отличительных, долгосрочных подходов;

- высшее руководство ориентируется скорее на регенерирование стержневых стратегий, чем на реинжиниринг основных процессов;

- конкуренты рассматривают компанию скорее как устанавливающую «правила игры», а не послушно их выполняющую

- наиболее сильной стороной компании являются инновации и рост, а не операциональная эффективность

- компания находится в авангарде отрасли, а не в толпе догоняющих.

На семинаре: проследить, как в настоящее время взаимосвязаны перечисленные системы управления.

3. Методология: системный подход, неравновесность системы, синергия (наличие флуктуаций – спонтанных изменений и отношений, открытость системы, достаточное количество взаимодействующих элементов).

 

Эффективность стратегического менеджмента:

- обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение

- дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса, помогает справиться с изменениями

- облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к обработке информации

- форсировать рассмотрение стратегических альтернатив (что происходит во внешней среде, каике угрозы, какие варианты стратегии необходимо рассмотреть и т.п.);

- помогает сделать стратегический выбор и реализовать стратегию;

- обосновать распределение ресурсов (перспективные направления страдают от нехватки ресурсов, а крупные направления с «проблемами» поглощают их в незаслуженных количествах);

- помочь в стратегическом анализе и принятии решений (модели, методики);

- создать систему стратегического менеджмента и контроля (концентрация на стратегических мотивах и навыках, постановка целей и разработка программы с учетом стратегических направлений)

- обеспечивает координацию и коммуникацию обеспечить горизонтальные и вертикальные коммуникации и функционирование координирующих систем (способ осуществления коммуникаций относительно возникающих проблем, большая точность);

----- Частичная предсказуемость по слабым сигналам, быстрее. Чем реакция фирмы, реальное время, учет развития рынка, творчество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: