Форма протокола наблюдения признаков отклоняющегося развития ребенка




(педагогическая запущенность)

Группа признаков | Признаки
1. HABITUS (внешний вид, впечатление, которое производит ребенок на исследователя)
1.1. Внешний вид   Правильное строение тела. Отсутствие дизэмбриогенетических стигм. Осмысленный (адекватно фиксирующийся) взгляд.
1.2. Впечатление Благоприятное: производит впечатление нормально развивающегося ребенка со­ответствующего возраста.
2. Психомоторика
2.1.Макромоторика Характерные признаки отсутствуют. Ловок, движения достаточно координированы. Латеральные предпочтения сформированы, ярко проявляются.
2.2. Мелкая (тонкая) моторика Может быть сформирована соответственно условно-возрастной норме.
3. Познавательная (когнитивная) сфера
3.1. Базальные психические функции (предпосылки интеллекта) Восприятие не нарушено. Возможна достаточная, соответственная возрасту концентрация внимания, спо­собен успешно выполнять несложные пробы на распределение внимания. Интел­лектуальная работоспособность может быть несколько снижена за счет несформированности волевых процессов. Часто проявляют высокую импульсивность во всех видах деятельности и поведении. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Демонстрирует неравномерный темп работы. Продуктивная деятельность сохраняется достаточное время. Может быть хорошо развитой механическая вербальная память. Не умеет произ­вольно запоминать стихи и прозаические отрывки. Испытывает трудности при припоминании запомненного учебного материала Проприорецептивная, тактильная чувствительность сохранны. Могут быть незначительные проблемы в перекодировании информации, относя­щейся к зрительно-пространственным представлениям и связанные с этим определенные затруднения в понимании квазипространственных грамматических кон­струкций
3.2. Мышление и речь Успешно решает задачи, требующие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления. Затрудняется при выполнении задач, требующих абстрактно-­логического мышления. При выделении 4-го лишнего выполняет задания после обучающего эксперимента, но из-за ограниченного словаря обобщающими понятиями владеет недостаточно. Составляет рассказ по сюжетной картинке, по серии картин, пересказывает с помощь наводящих вопросов. Раскладывает логически верно серию картин. Понимает причинно-следственные связи. Речь фонетически может быть чистой, эмоционально адекватно окрашенной. Аде­кватно пользуется неречевыми (просодическими) коммуникативными средствами, мимикой, жестом. Словарь может быть беден, значения употребляемых слов недостаточно дифференцированы, неточны. Встречаются отдельные просторечия, аграмматизмы. Говорит простыми короткими (нераспространенными) предложениями. Может использовать ненормативную лексику.
3.3. Уровень ак­туального развития Знания и представления снижены. Знание о себе, об окружающем мире ограничиваются бытовым уровнем. Не имеет достаточных представлений о себе и близких. Демонстрирует пробелы в знаниях об окружающем мире.
3.4. Обучаемость (зона ближайшего развития) Может демонстрировать достаточно высокую обучаемость. Возможен перенос вновь полученных знаний (умений) в аналогичную ситуацию. Способен самостоятельно ориентироваться в доступных заданиях. Выполняет обобщение, сравнение, простую классификацию и исключение. Обнаруживает способность к переносу. Хорошо воспринимает помощь, подсказку.
3.5. Познавательная активность Познавательный интерес несколько снижен (особенно в ситуациях, связанных с учени­ем). Может проявлять любознательность. Может продолжительное время сохранять интерес к предметной деятельности при личной заинтересованности.
3.6. Произволь­ная регуляция дея­тельности. Плани­рование, программирование, контроль В определенной степени страдает произвольная регуляция. Часто требуется внешняя организующая помощь при планировании и программировании деятельности. Может удовлетворительно контролировать свою деятельность (осуществлять как те­кущий, так и итоговый контроль).  
3.7. Критичность Критичен. Способен дать адекватный отчет своим действиям. Проявляется частичная критичность и самокритичность. При неудачно выполненных заданиях расстраивается.
4. Аффективная (эмоционально-волевая) сфера. Особенности личности.
4.1. Мотивация Не проявляет мотивации к школьной деятельности в достаточной степени. Наблюда­ется преобладание игровой мотивации. Проявляет нежелание учиться. Прогуливает школу.
4.2. Поведение Может проявлять грубость, агрессию по отношению к сверстникам и младшим детям. Агрессия может проявляться как в вербальной, так и физической формах. При этом в присутствии взрослых (уважаемых им) может хорошо контролировать свое пове­дение. Чаще всего нарушения поведения являются в достаточной мере социализи­рованными, ограничиваются рамками школы либо семьи. Часто без уважительной причины прогуливает школу.
4.3. Самооценка Адекватна, может быть сниженной.Не уверен в себе. Может состоять на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
4.4. Эмоции Эмоционально адекватен
4.5. Коммуникативная сфера Иногда могут наблюдаться нарушения коммуникативной сферы. Проявляется неуве­ренность в ответах в школе. Может проявлять лидерство вне школы.
4.6. Социальная адаптация Высокий уровень социальной адаптации.  
Фрагменты педагогической характеристики
Пробелы в знаниях обусловлены неблагоприятной семейной обстановкой, пропусками уроков.Часто без уважительной причины прогуливает школу, вследствие чего затрудняется в выполнении заданий по предметам, из-за чего к ребенку прикрепляется клеймо «двоечник», «неуспевающий». Считает, что скорее всего никогда не сможет хорошо учиться, что учение - не самая важная в жизни вещь. Прекрасно ориенти­рован в бытовых вопросах, хорошая бытовая сообразительность, хорошая ручная умелость.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: