Особенности оперативной разработки организованных преступных формирований




Для принятия решения об оперативной разработке ОПФ важно изучить следующие обстоятельства:

  • совокупность участников, наличие общих целей и групповых установок, ценностно-ориентационное единство членов ОПФ;
  • характер групповых норм поведения и личностное поведение членов ОПФ;
  • мотивы участников к вступлению в ОПФ;
  • иерархию разделения ролей между участниками ОПФ;
  • механизм неформальной координации действий участников ОПФ;
  • лидерство и макро лидерство в ОПФ; методы управления в ОПФ;
  • цели ОПФ, ее виды, размеры, ресурсы, технологические характеристики процесса преступной деятельности;
  • организационную структуру, определение ролей и специфику деятельности ОПФ (систему статусов ролей в структуре);
  • совокупность средств и механизмов, обеспечивающих сплоченность ОПФ (групп участников), согласованность действий между участниками и преступными группами;
  • технологию преступных операций применительно к видам готовящихся, совершаемых преступлений членами-участниками и группами, входящими в ОПФ;
  • механизм контроля и санкций в ОПФ, их природу, степень воз действия на участников ОПФ;
  • количество уровней управления ОПФ и возглавляемых эти уровни лидеров, по которым организаторская и исполнительная деятельность обозначается предельно четко;
  • стабильность ОПФ, динамику и характер в них организационных перемен, причины и механизм таких перемен;
  • степень управляемости членами ОПФ и входящих в них групп лидерами;
  • личностные характеристики и характеристики межличностных отношений между членами внутри групп и ОПФ в целом;
  • профиль («окраску») криминальной деятельности преступников, преступные тенденции, характер обстоятельств, характеристику мест совершения преступлений, связанных с ними действий членов ОПФ;
  • данные о групповой активности членов ОПФ по эпизодам преступной деятельности;
  • характер взаимодействия с другими ОПФ;
  • характеристику фактического лидерства.

В ходе оперативной разработки на ОРО возлагается широкий круг задач, характеризуемых многовариантными целями их достижения: не допустить либо ограничить трансформацию уголовно-профессиональной среды, а также криминально ориентированных слоев общества в ОПФ различных видов; исключить либо снизить негативное воздействие ОПФ на общественно-политическую, экономическую и социальную сферы жизнедеятельности административных образований и страны в целом; не допустить или же своевременно пресечь преступления, планируемые ОПФ; раскрыть в полном объеме преступления, совершенные членами ОПФ, как зафиксированные органами правопорядка, так и латентные (скрытые); обеспечить по ним доказательную базу для официального вменения вины следствием; осуществить в ходе проведения ОРМ сбор доказательств о роли каждого из участников ОПФ в совершении преступлений (исполнителей; непосредственных организаторов преступных акций; организаторов, руководивших ими «из тени», направляющих всю преступную деятельность ОПФ и действующих в условиях, при которых затруднительно, а порой и невозможно, предъявление им вины в процессе ведения следствия); организовать и осуществить оперативное сопровождение уголовных дел, возбуждаемых на участников ОПФ, на стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства; пресечь давление на следственные, судебные органы, свидетелей; обеспечить оперативный контроль за лидерами и авторитетами ОПФ, осужденными и отбывающими наказание, во взаимодействии с оперативно-режимными подразделениями учреждений пенитенциарной системы; как можно глубже проникнуть в ОПФ, обеспечить надлежащую ориентировку в организованной криминальной среде, создать действенную систему оперативного слежения за участниками ОПФ с целью недопущения и пресечения с их стороны преступлений. Очевидно, что привлечением к уголовной ответственности одного, двух и даже нескольких членов ОПФ достичь определенного правового воздействия на преступную структуру в принципе невозможно. Такой подход позволяет лишь скользить по поверхности, не обеспечивая проникновения в глубинные процессы явления. Задача по контролю за организованной преступной средой может найти успешное решение лишь при условии комплексного подхода к оперативной разработке всех членов ОПФ в сочетании с устоявшимися в ней коммуникационными, технологическими и иными связями.

Перед инициатором разработки ОПФ предстает как обширный криминальный контингент с широкой географией противоправной деятельности, разносторонней ее направленности, с многоуровневой системой организации и управления ОПФ. При решении задачи, направленной на получение информации об ОПФ в целом и каждом ее участнике, оперативные работники попадают в ситуацию, когда деятельность по ее добыванию объективно превышает возможности не только отдельных сотрудников, но и некоторых оперативных подразделений. Накопление незаконных капиталов ОПФ обычно строится на быстрой смене любой преступной технологии при малейшем изменении конъюнктуры рынка, трансформировании отдельных сфер производственных и рыночных отношений. Подобная тактика ОПФ рассчитана на то, чтобы вовремя получить сверхприбыль в период, когда те или иные процессы еще полностью не отрегулированы и проходят стадию апробации (выстроенные преступные пирамиды по обману вкладчиков, банковские и валютные аферы, аферы на фондовой бирже, при приватизации, вексельные аферы, так называемые «взаимозачеты» и т.п.). Для оперативной разработки ОПФ в этих условиях необходимо: по каждому звену ОПФ четко фиксировать криминальные при знаки в действиях и поведении ее членов; обеспечить выявление преступных устремлений и факторов, обеспечивающих реализацию преступных планов и создание помех при их исполнении.

Единолично осуществить эти меры не в состоянии даже самый опытный работник. Для их выполнения требуется создание специальных «профессиональных команд». Речь идет о создании временных оперативных групп из представителей различных подразделений одного ведомства, а также других ведомств для совместной разработки ОПФ на всей территории и по всем отраслям экономики. Для поиска источников информации об ОПФ необходимо: выделить на основе анализа функций структурных звеньев ОПФ те участки структуры, по которым наиболее ярко выражен весь комплекс взаимоотношений их с системой и членами ОПФ в смежных и параллельных звеньях; уточнить относительно полученной исходной информации все источники ее получения, провести детальное обследование каждого из таких источников на предмет возможности дальнейшего их использования в стратегических и тактических целях оперативной разработки.

ОПФ представляет собой сложное, разнородное, многоуровневое, целостное системное образование, состоящее из множества взаимодействующих между собой криминальных групп. Характерными являются тесные взаимоотношения и связи между группами и входящими в них членами. ОПФ функционирует в условиях динамичного развития всех видов криминального бизнеса адекватно происходящим изменениям и процессам в общественно-экономических, социальных и политических отношениях. Спектр противоправной деятельности ОПФ затрагивает все стороны жизнедеятельности общества и, как правило, охватывает: экономическую сферу, включающую финансы, кредиты, налоги, бюджетное финансирование, внешнеэкономические и региональные связи, иные параметры развития этой сферы; материально-вещественный сектор экономики: приватизация, ресурсы, их обращение на рынке, поставщики, посредники, потребители, производители продукции и ее сбыт; инвестиционный цикл: помещение денежных средств в финансовые активы, т.е. ценные бумаги, вложение капитала в создание предприятий, приобретение оборудования, товаров, недвижимости как в РФ, так и за рубежом; деятельность, относящуюся к сфере государственного управления и регулирования рынком: преобразование производственных, рыночных структур; рыночная политика, стратегия и тактика рыночных отношений; предоставление лицензий, квот, льгот по налогообложению; правовую деятельность, включающую региональное и федеральное законодательство; производственную деятельность: изготовление товаров, их сбыт, предоставление услуг физическим и юридическим лицам; социально-демографическую ситуацию, социальные слои общества, трудоресурсы, занятость, миграцию, сферу развлечений и отдыха, иностранный туризм, использование иностранной рабочей силы; организационно-функциональную структуру ЭПФ, отражающую уровни деятельности ее членов, — организационную и исполнительную; методы, способы, тактику воздействия лидеров на членов ОПФ, систему личностных отношений участников ОПФ; деловое и иное окружение ОПФ, его членов (в том числе отношения с органами власти, элитой легального бизнеса, структурами теневого обращения капиталов, международными ОПФ различного профиля); личностные характеристики членов ОПФ, их связей, роли каждого участника в профессиональной криминальной сфере, внешнем и внутреннем окружении ОПФ; технологическую сферу криминальной деятельности относительно видов совершаемых преступлений, способов и мест их совершения, стратегии и тактики преступного поведения; стратегию и тактику противодействия функционированию легальных рынков, поведения на черных рынках; маскировочные процессы накопления преступного капитала, сокрытие следов преступлений; тактику противодействия ОРД, следствию и судебному разбирательству; противодействие иной человеческой деятельности, осуществляемой в рамках закона и установленных норм. Очевидно, что масштабы информации, необходимой для выявления ОПФ, познания их противоправной деятельности вызывают большие трудности у оперативного состава, формирующего информационную базу об ОПФ.

Перед планированием мер оперативного поиска сведений об ОПФ целесообразно располагать информацией для ответа на следующие вопросы: достаточно ли полными являются сведения, позволяющие определить ориентировочные контуры ОПФ, масштабы и характер его преступной деятельности; какова специфика использования ОПФ в своих целях цикла об ращения сырья, стратегических, валютных и других ресурсов, а также услуг рынка юридическим и физическим лицам; какие действия членов ОПФ и входящих в него групп и звеньев наиболее четко могут проявляться в конкретных видах криминального бизнеса и рыночных ситуациях; каковы особенности конъюнктуры рынка, и каким образом она может быть использована для получения интересующей оперативной информации об ОПФ; какие тенденции наблюдаются в текущей и позиционной деятельности ОПФ, в каких ситуациях может быть обеспечена эффективная фиксация этой деятельности ОРО; насколько точны полученные об ОПФ сведения и по каким позициям необходимо их уточнить; в чем состоит суть планов ОПФ, каковы взаимоотношения с деловыми кругами в бизнесе; каковы особенности публичного представления преступными организациями своих интересов в интересующей их сфере бизнеса.

Получение ответов на перечисленные выше вопросы, сопоставление собранных сведений с характером последовавших действий ОПФ позволят понять намерения ОПФ, увеличить ресурс времени для адекватной реакции на его действия, спланировать возможные действия при различных вариантах развития событий.

Данные для анализа конкретных сторон деятельности ОПФ могут содержаться как в первичной оперативной информации об интересующих фактах, так и во вторичной информации, прошедшей предварительную аналитическую обработку в соответствии с другими целями анализа.

К основным источникам вторичной информации можно отнести:

  • отчеты о производственно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности субъектов рыночных отношений;
  • аналитические отчеты о конкурентных явлениях на рынке, представленные в периодической печати, в специальных газетах и журналах;
  • справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях и проблемах его развития, включающие отдельные сведения о конкурентах;
  • данные о регистрации патентов, лицензий и других эксклюзивных прав юридических и физических лиц;
  • информацию об аукционах, торгах, участниках торгов и конкурентах на них; материалы арбитражной практики, антимонопольного комитета, банковской системы и др.;
  • обобщенные материалы о товародвижении и сбытовой сети; материалы специализированных рекламных агентств; сведения о финансовой стабильности юридических лиц;
  • сведения о механизмах маркетинговой связи в системах различных производств, оптовой и розничной реализации продукции;
  • результаты анализа отраслевой информации; сведения о перспективах и направлениях развития отраслей и сфер экономики;
  • публикуемые в СМИ версии о направлениях развития ситуаций в различных секторах экономики и другие источники.

Ценность такой информации заключается в том, что по многим интересующим ОРО вопросам уже получены выводы компетентных специалистов. Оценка этой информации с точки зрения соответствия целям и задачам оперативных аппаратов на основе дополнительных процедур ее выбора, анализа и группирования не требует больших затрат и усилий оперативных работников. Такого рода сведения, косвенно характеризующие деятельность ОПФ, могут просматриваться и в некоторых материальных носителях информации, в частности:

  • документах, обосновывающих регистрацию экономического субъекта, его деятельность на рынке;
  • документах по планированию деятельности экономических субъектов;
  • контрактах, договорах, соглашениях экономического субъекта; бухгалтерской, статистической отчетности;
  • внутренних отчетах аудиторов, документах внешнего аудита, от четах консультантов;
  • материалах налоговых проверок; материалах судебных арбитражных исков; отчетах филиалов, дочерних компаний;
  • отчетах о распределении прибыли, оставшейся в распоряжении организации;
  • в содержании писем-обязательств между экономическими субъектами - участниками рынка;
  • альтернативных балансах по затратам на работы, услуги;
  • заключениях экспертов по различным видам деятельности;
  • письменной информации аудиторов, адресованной руководителям и (или) собственникам экономического субъекта, и ряде других носителей.

Важное значение в выявлении доказательств неправомерной экономической деятельности имеет негласная сверка (прослеживание) обязательств экономического субъекта с его фактическим финансовым положением (так называемыми неопределенными обязательствами). Последние могут свидетельствовать как о мошеннических намерениях организации, так и о свершившихся фактах крупных афер. Применительно к каждой оперативной разработке необходимо определить перечень нужной осведомительной информации и ее носителей. После этого следует разработать комплекс мер по получению этой информации, основанных на оперативном использовании физических лиц, ответственных за хранение информации; на агентурных возможностях и на проведении различных оперативных комбинаций. С уголовно-процессуальных позиций установление виновности членов ОПФ требует наличия доказательств о:

  • мерах, направленных на создание ОПФ;
  • действиях по руководству ОПФ;
  • поведенческой линии участников ОПФ;
  • криминальной сфере деятельности;
  • способах совершения преступлений;
  • непосредственных криминальных действиях, образующих различные составы преступлений.

В содержании уголовного судопроизводства заложен принцип установления вины участников ОПФ, для вменения которой требуется высокая аргументация доказательств, подкрепляемых различными приемами, логическими доводами, основанными на фактах, находящихся в причинной связи с событием и составом преступления.

На это направлены действия оперативника в целях получения указанных фактических данных и нахождения логической связи и зависимости между ними, которые называются документированием.

Каждое из направлений деятельности ОПФ характеризуется особыми признаками, отражающими специфику действий ее членов, объединенных в ОПФ. Оперативными работниками должны устанавливаться и фиксироваться следующие группы признаков.

1. Признаки, определяемые социальной средой, так называемые макросоциальные признаки, характеризующие состав участников ОПФ, либо лиц, склонных к организации в ОПФ. К таковым относятся: установки и взгляды криминально-ориентированных лиц на антиобщественное поведение; их образ жизни и поведение в среде профессиональных преступников или рецидивистов; сознательное либо неосознанное следование преступным нормам, традициям и правилам поведения; их принадлежность к отдельным социальным группам и категориям граждан, чьи взгляды и образ жизни определяют мотивы к объединению в преступные организации.

2. Организационные признаки, направленные на консолидацию криминальной среды, создание ОПФ. О них могут свидетельствовать: личные качества лидеров больших и малых преступных групп, авторитетов преступного мира, способных обеспечить согласованную деятельность криминальной среды в рамках ОПФ; устойчивые личные контакты авторитетов с лидерами подобных криминальных групп, а также различные формы совместных действий. Эти действия могут быть направлены на раздел сфер влияния (зон рыночной инфраструктуры, каналов поступления сырья, производств и т.д.), а так же на участие в разрешении («разборках») конфликтных ситуаций между ОПФ.

3. Управленческие признаки, характеризующие систему отношений

Между членами ОПФ, определяющие ролевые функции в ОПФ, параметры действий каждого его участника. Лидер — это лишь одна из нескольких ролей в преступных структурах, хотя и рассматривается как важнейший субъект управления преступной структурой. Однако наибольшую роль в подготовке и планировании преступных акций играют лидеры низших звеньев ОПФ (групп, входящих в ОПФ). По традициям преступного мира лидеры групп обязаны согласовывать с лидером ОПФ все свои действия, вплоть до деталей относительно проведения каждой преступной акции. Осуществляя непосредственное планирование преступных акций, лидеры групп, между тем, в целях безопасности ОПФ сами в редких случаях участвуют в их совершении. При необходимости своего участия они обязательно согласовывают свои действия с лидером сообщества.

4. Структурные признаки, формирующиеся в зависимости от стратегических целей ОПФ, сложности подготовки и проведения преступных акций. Цель ОПФ — поддерживать соответствующие типы организованного поведения ее членов и наиболее выгодного их использования при проведении преступных акций. Следует особо подчеркнуть, что развитие отношений в ОПФ исключает всякие элементы стихийности. Доминирующую роль в ней играют интересы ОПФ, в которой каждый член ОПФ рассматривается не как рядовой исполнитель, а как «специалист» того или иного направления преступной деятельности с индивидуальным преступным почерком, манерами поведения, с высокой степенью взаимозависимости личных выгод и интересов сообщества.

5. Деятельные признаки, отражающие элементы действий каждого участника ОПФ, включая действия лидеров различных преступных звеньев, в соответствии с их ролью и функциями в ОПФ.

6. Криминалистические признаки, определяющие следы непосредственной преступной деятельности.

Недостаток в материальных носителях информации (планы и иные документы по вопросам процедуры управления в ОПФ по условиям нелегального существования ни на каких носителях информации не отражаются) может с успехом восполняться за счет качественного аналитического исследования оперативным работником взаимоотношений членов ОПФ в ее внутренней среде и во внешнем ее окружении.

На основе ясного и четкого определения характера и круга доказательств становится возможным планировать все составляющие части процесса документирования организованной преступной деятельности и проведения ОРМ, направленных на своевременное обнаружение и фиксацию доказательств.

Криминальная среда организовывается в ОПФ с единственной целью — осуществить быстрое накопление крупных преступных доходов и легализовать их для обращения.

Ставка на бизнес, пусть даже преступный, ставит ОПФ в положение экономической организации. Именно это ее значение влечет за собой распределение ролей и функций, ведет к установлению внутреннего построения ОПФ, определению ее уровней, иерархии, механизмов, регулирующих отношения между участниками и структурными уровнями, к отработке внутренних процедур контроля, обеспечивающих сплоченность участников и, следовательно, согласованность действий.

Обладающая многими измерениями такая экономическая организация приобретает типичные технократические и технологические формы, при которых для управления финансами любого бизнеса необходимы строгий учет и контроль, основанные на объективной информации, а в ней непременно материализуются следы преступлений причастных к операциям лиц. Следует также заметить, что только экономической организации свойственно определять отношения между субъектами хозяйствования, государством и рынком. ОПФ в целях сокрытия криминальных доходов, их легализации нередко пользуются правом трансформации экономических организаций путем их поглощения, слияний, перепрофилирования, перестроек и т.п. В этой связи весьма важно тщательное оперативна исследование всех способов и приемов, при помощи которых сформировалась (формируется) попавшая под подозрение ОПФ. Необходимо также выяснить, как и по каким мотивам она видоизменяется в рамках внешней среды; какими средствами она способна видоизменить эту среду; факторы, определяющие взаимоотношения между партнерами, конкурентами и рынком. При выявлении основных типичных признаков неразрывной связи между фактом преступления и моментом появления незаконного капитала документированию подлежат:

  • область, сфера производства капитала, обосновывающие характер его происхождения;
  • источники накопления прибыли (дохода);
  • объем капитала, используемого в бизнесе: доходность бизнеса, затраты, связанные с его ведением, преобразованием, перемещением капиталов;
  • фактические данные о владельцах капиталов, лиц, привлекаемых к управлению ими, операциям по их перемещению, преобразованию;
  • действия лиц по процедуре проведения операций, связанных с сокрытием доходов, источников их происхождения.

Целевое изучение действующей системы учета, отчетности, контроля и правового режима в финансовых, банковские учреждениях, в коммерческих и прочих организациях позволяет сделать глубокий анализ структуры преступных капиталов и их обращения. Сопоставление по всем параметрам накопления капитала с источниками его образования и владельцами позволяет обнаружить криминальные области (сферы), из которых ОПФ извлекают свои основные доходы. Представляется также возможным определить преступный характер капитала, самих преступлений и связать 1х со способами криминальных деяний. Причем преступления могут быть самыми различными: бандитизм, разбой, грабеж, вымогательство, торговля оружием, наркотиками, экономические с использованием профессиональной деятельности и должностного положения отдельных лиц в различных отраслях экономики и на конкретных рынках. Любая деятельность ОПФ, в том числе и преступная, непременно влечет за собой расходы. Посредством анализа этих расходов можно установить общую стоимость капиталов, направленных на развитие преступной индустрии, на подкуп должностных лиц, уплату процента структурам, задействованным в операциях по изменению правового статуса капиталов и, что особенно важно, суммы, отчисляемые в ОПФ. Деятельность по легализации преступного капитала может осуществляться как самими членами ОПФ, так и другими лицами, не входящими в ОПФ. Если операции по сокрытию дохода и его происхождения осуществляются самими преступниками, без посредников, достаточно проследить весь цикл, направленный на изменение правового статуса материальных ценностей и их владельцев.

На признаки сокрытия лицами доходов преступного происхождения в этом случае могут указывать:

  • открытие нескольких счетов на одно лицо;
  • открытие крупных счетов на родственников, иных лиц, находящихся в тесной связи с членами преступной организации;
  • совершение множества операций по счетам ниже границ требования представления декларации о доходах; открытие счетов на предъявителя;
  • уклонение от вступления в сделки со строгими правилами отчетности;
  • предоставление информации, которую трудно проверить на достоверность, противодействие при попытках проверки;
  • перемещение больших сумм на зарубежные счета, особенно в офшорные зоны;
  • отсутствие крупных операций по счетам и использование их в качестве временных хранилищ фондов в ожидании благоприятных условий для вывоза за рубеж;
  • искажение отчетов, документации о потоках денежной наличности, дебиторской и кредиторской задолженности; запутанность в учетах показателей бизнеса;
  • несвоевременное предоставление отчетности в налоговые органы для оценки прибыли от бизнеса;
  • частые взаимозачеты платежей, бартерные сделки и иные сведения об экономической деятельности юридического либо физического лица.

При необходимости легализации больших объемов денежной наличности помощь банковских учреждений, кредитных институтов, коммерческих фирм и фондовых рынков для ОПФ становится неизбежной. Часто вовлечение последних в операции по изменению происхождения капиталов осуществляется не только подкупом должностных лиц, но и с помощью угроз, физического и иного давления на них. Доказательством этого могут быть следующие признаки:

  • установление контактов членами ОПФ с лицами, ответственными за финансовую деятельность, особенно за операции по проводкам денежной наличности, отдельными сотрудниками с аналогичны ми статусами и функциями;
  • обсуждение с указанными лицами требований отчетности по финансовым
  • операциям, возможности обойти такие требования;
  • обсуждение средств и методов маскировки операций, исключающих
  • идентификацию происхождения «грязных» денег либо делающих ее
  • затруднительной и трудоемкой;
  • многократность операций, связанных с перемещением и преобразованием капиталов в различные сферы экономической деятельности; принятие к оплате выставленного соучастниками подложного счета за якобы поставленную и реализованную продукцию;
  • признание отсрочки платежа и учета соответствующей суммы как задолженности;
  • всякого рода манипуляции с расчетными документами и балансами предприятий, контролируемых ОПС, что дает возможность представить криминальный доход как доход от законной предпринимательской деятельности;
  • отнесение криминальных капиталов на счета резервных фондов коммерческих структур;
  • использование биржевых сделок, аукционов как инструмента легализации преступных доходов, где о преступном сговоре может свидетельствовать отсутствие расчетов за брокерские и посреднические услуги;
  • перемещение капитала, раздробленного на мелкие части;
  • конвертирование ценных бумаг в наличные деньги, в частности, число, использование ценных бумаг в качестве дополнительного обеспечения банковских ссуд, отнесение их в счет обеспечения непогашенного займа;
  • депонирование ценных бумаг в иностранных банках, получение взамен их аккредитивов;
  • изготовление фальшивых ценных бумаг, продажа их оптом бизнес менам, испытывающим финансовые затруднения, под определенный процент скидки и присоединение их к легальным активам своих компаний, что дает им основания к получению дополнительных ссуд в банках и расширению возможностей в кредитовании;
  • предоставление краткосрочных займов бизнесменам под высокие проценты и завладения в счет долга акциями их компаний.

В данном случае происходит не только отмыв «грязных» денег, но и встраивание преступной среды в легальный бизнес. Следует особо подчеркнуть, что ОПФ очень квалифицированно ориентируются во всех сферах рынка, в специфике и процедуре их организации. Она не только отслеживает, но и прогнозирует грядущие в них изменения.

О преступном характере накопления капиталов могут свидетельствовать поступления на счета членов ОПФ, а чаще всего на подставных лиц, крупных разовых денежных вкладов либо вкладов, повторяющихся через определенные промежутки времени. Документирование организованной преступной деятельности с помощью методов слежения за преступными доходами обращено как бы в прошлое преступной деятельности и по ряду моментов может не увязываться с настоящим поведением ОПФ, располагающими широкими возможностями по сокрытию и уничтожению следов преступления. В этих условиях сопоставление незаконных капиталов становится точкой опоры по раскрытию тяжких преступлений. Оно позволяет не только установить существование ОПФ любого типа, но и идентифицировать действия всех членов ОПФ, входящих в него, определить предел ответственности каждого за совершенные им деяния, в том числе и организаторов ОПФ.

В основе оценки эффективности оперативной разработки ОПФ вне зависимости от уровня управления должны лежать:

  • не количественные показатели взятых на учет организованных преступных групп, а лишь конкретные сведения, характеризующие значимость того или иного выявленного ОПФ, авторитета его лидеров в преступной среде;
  • сведения о масштабности деятельности ОПФ независимо от сфер криминального бизнеса;
  • количество выявленных связей ОПФ с коррумпированными элементами во властных структурах, правоохранительных органах по соответствующим уровням;
  • география преступной деятельности ОПФ, исходя в каждом конкретном случае из уровней: регионального, межрегионального, межгосударственного;
  • количество и сумма изъятых денежных средств и материальных ценностей, описанного имущества в счет возмещения ущерба, сумма предотвращенных от хищения денежных средств, стратегического сырья, драгоценных и редкоземельных металлов и материалов, возвращенной валюты, отправленной ранее ОПФ для хранения в зарубежные банки;
  • качество оперативной разработки ОПФ по сопоставимым оценкам достижения конечных результатов. К ним можно отнести: привлечение к установленной законом ответственности лидеров ОПФ, его членов, разобщение и ликвидация ОПФ.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: