Решения, влекущие юридически значимые последствия




Виды решения, влекущего юридически значимые последствия, и его нормативное обоснование. Как правило, такое решение.должно быть документально оформленным. Документально оформленное решение в ОРД есть предусмотренная оперативно-розыскным законодательством и нормативными актами ОРО разновидность документа (по форме)1.

Основные виды документально оформленного решения, влекущего юридически значимые последствия, непосредственно перечислены в статьях ФЗ об ОРД. Всего законодатель называет пять разновидностей таких решений: приказ, постановление, указание, поручение и определение.

Кроме того, виды решений в ОРД определяют в нормативных актах конкретных ОРО (согласно предписаниям ч. 2 ст. 4 и ст. 10Ф об ОРД).

Характеристика конкретных решений. Рассмотрим те из них, кото рые законодатель непосредственно перечислил в нормах ФЗ влекут соответствующие юридически значимые последствия. Тем не менее их можно сгруппировать с учетом субъекта, полномочного принимать решение. Прежде всего определимся в решениях должностных лиц ОРО.

Приказ в ОРД. Под приказом понимается одновременно вид нормативного правового акта и разновидность служебных отношений. Шиказ (как разновидность служебных отношений) есть исходящее от должностного лица ОРО и основанное на оперативно-розыскном законодательстве требование совершить определенное действие (ОРМ), обращенное к участнику ОРД, обязанному его исполнить в силу предоставленных законодателем полномочий в области ОРД (например, приказ отдает руководитель ОРО подчиненному ему по службе оперативнику).

Данное решение принимает, как правило, соответствующий руководитель. Субъектом же исполнения приказа может быть только подчиненное ему лицо. Отметим, что согласно воле законодателя должностное лицо, осуществляющее ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, оно обязано руководствоваться законом (см. ч. 3 ст. 16 ФЗ об ОРД). Так, ФЗ об ОРД возлагает обязанность оценивать законность получаемого предписания на исполнителя — подчиненного. В данном случае подчиненный, если последний, совершая какое-либо деяние во исполнение приказа, отнесся к этому легкомысленно или небрежно, т.е. неумышленно, подлежит уголовной ответственности только в том случае, если за совершенное им де'яние установлена уголовная ответственность.

При сомнении в законности полученного для исполнения распоряжения лицо, наделенное правом осуществлять ОРД, должно незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае если вышестоящий по должности начальник письменно подтверждает данное распоряжение, оперативник обязан его исполнить. Ответственность за последствия исполнения незаконного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

ФЗ об ОРД не устанавливает абсолютно определенной формы выражения приказа (как решения). В оперативно-розыскной практике приказы отдаются письменно или устно, а также передаются по техническим средствам связи. При этом необходимо соблюсти следующие условия: такое требование должно стать своевременно известно подчиненному и восприниматься как начальником, так и

Согласно ч. 2 ст. 42 УК лицо, совершившее умышленное преступление во исполнив заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях подчиненным именно как приказ. Приказ, изданный в письменной форме, вступает в силу с момента его подписания, если иное не указано в его тексте; в устной, — как правило, после оглашения.

Крайне значимо определить то, что ответственность за наступившие в результате исполнения приказа последствия несет должностное лицо, отдавшее приказ. Ведь именно оно, располагая соответствующей информацией, обязано соотносить принимаемое решение с предусмотренными ФЗ об ОРД полномочиями, а также учитывать те негативные последствия, которые, возможно, наступят из-за ОРМ проведенных по приказу, с тем вредом защищаемым объектам (человеку, собственности, обществу и государству), который при этом удастся предотвратить.

Отметим и то, что в случае получения заведомо для исполнителя преступного приказа его неисполнение исключает уголовную ответственность. Это произойдет и в том случае, если в нормативных актах ОРО закреплена обязанность беспрекословно исполнять приказ и установлена ответственность за ее нарушение.

Приказ необходимо отличать от других решений в ОРД и прежде всего от также принимаемых должностными лицами ОРО — распоряжения и предписания. Так, распоряжение принимают для решения текущих вопросов повседневной деятельности руководители функциональных подразделений, затем адресуют определенному кругу субъектов. Распоряжение имеет ограниченный срок действия. Предписаниями же (устными и письменными) командир доводит до своих подчиненных задачи по частным вопросам (см. ст. 37 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Постановление — это предусмотренный ФЗ об ОРД или нормативным актом ОРО вид документально оформленного решения соответствующего должностного лица в ОРД, которое влечет юридически значимые последствия. Принятие этого решения порождает, изменяет или прекращает определенное правоотношение (как оперативно-розыскное, так и некоторые другие).

ФЗ об ОРД известны три вида постановления:

1) мотивированное одного из руководителей ОРО. Согласно ч. 3 ст. 8 в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из РУК°В°" дителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, предусмотренных ч. 2 ст. 8, с обязательным уведомлением суда (судьи; в течение 24 ч;

2) мотивированное - судьи (судебное решение), которое содержит разрешение или запрет на проведение ОРМ, ограничиваюшего конституционные права человека.

По результатам рассмотрения представленных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в ч. 1 ст. 9, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление (см. ч. 4 ст. 9).

Данное решение есть вывод уполномоченного на то судьи о допустимости ограничения определенного конституционного права (прав) физического лица при проведении ОРМ, единолично сделанный им в итоге рассмотрения представленных ОРО постановления и других документов оперативно-служебных и оформленный актом в виде мотивированного постановления;

3) о применении предусмотренных Законом о государственной защите мер безопасности в отношении защищаемых лиц (см. п. 5 ч. 1 ст. 7).

Кроме того, различают постановления: оперативника (о заведении ДОУ, его продлении и прекращении и др.); следователя (об объявлении розыска лица); прокурора (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении в отношении лица, нарушившего федеральный закон) и др.

Важное практическое значение имеют постановления, предусмотренные Инструкцией «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Ими являются постановления о:

  • представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (руководителю органа, осуществляющего ОРД);
  • рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну (постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то необходимые полномочия).

Иные виды документально оформленного решения. В ФЗ об ОРД названы три из них: указание, поручение и определение. Все их объединяет то, что, во-первых, принимают их должностные лица не ОРО и, во-вторых, при выполнении определенных условий они выступают в качестве основания для проведения ОРМ (см. п. 3 ч. 1 ст. 7 и др.). Указание — это разновидность решения, которое согласно ФЗ об ОРД полномочен принимать прокурор. В ОРД указание прокурора выступает в качестве основания для проведения ОРМ (при условии, что оно принято прокурором по уголовному делу, находящемуся в его производстве, - см. п. 3 ч. 1 ст. 7 и др.).

Поручение есть решение следователя (органа дознания), содержанием которого является возложение на оперативное подразделение исполнения определенных действий с целью получения информации, необходимой для ведущегося расследования уголовного дела. В ФЗ об ОРД названы две разновидности этого решения: поручение следователя (см. п, 2 ст. 14 и др.) и поручение органа дознания (см. п. 2 ст. 14 и др.). Эти поручения в ОРД являются основанием для проведения ОРМ (при условии, что они приняты ими по уголовному делу, находящемуся в их производстве (см. п. 3 ч. 1 ст. 7 и др.). Определение — это всякое, помимо приговора, решение: а) вынесенное коллегиально судом первой инстанции (например, о назначении экспертизы); б) всякое решение суда второй (кассационной) инстанции, принимаемое при проверке дела по кассационной жалобе или протесту.

В ОРД определение суда выступает в качестве основания для проведения ОРМ (при условии, что оно принято судом по уголовному делу, находящемуся в его производстве, — см. п. 3 ч. 1 ст. 7 и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: