Глава 35 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОПЕРАТИВНО-ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ




§ 1. Административная оперативно-проверочная работа как вид оперативно-розыскной деятельности

В части 2 ст. 7 ФЗ об ОРД определен круг вопросов, которые в той или иной мере связаны с регламентацией задач ОРД, оснований ОРМ и полномочий ОРО в ходе так называемой оперативно-проверочной работы, проводимой в административно-режимных целях.

ОРО в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД.

6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Оперативно-проверочная работа — это обеспечение административно-правовых режимов с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для принятия юридически значимого решения в соответствии с ФЗ.

Эта работа имеет особенности (относительно второго вида ОРД — оперативно-розыскного процесса).

Первая заключается в том, что в ходе этой работы органы, осуществляющие ОРД, вправе и обязаны собирать характеризующие личность гражданина сведения не в связи с совершением им преступления, а для решения административно-режимных вопросов. Вторая состоит в том, что принятие необходимого решения на основании сведений, полученных в ходе ОРМ, затрагивает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (см. ч. 1 ст. 37 Конституции).

Третья — оперативно-проверочная работа предназначена для обеспечения не всех административных мер, а только административно-правовых режимов. Административно-правовой режим — система нормативных правовых норм, регулирующих деятельность (отдельные действия) юридических и (или) физических лиц, а равно порядок реализации ими обязанностей, прав и ответственности в некоторых областях государственного управления по обеспечению безопасности общества и государства, обороны и охраны общественного порядка в РФ.

Четвертая особенность заключается в том, что в ходе оперативно-проверочной работы законодатель из предусмотренных ст. 6 ФЗ об ОРД четырнадцати ОРМ разрешил использовать только девять (относимых к первой категории). Так, согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД при проведении ОРМ по основаниям, предусмотренным пп. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, запрещается осуществление действий, указанных в пп. 8—11 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД (обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 8); контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (п. 9); прослушивание телефонных переговоров (п. 10); снятие информации с технических каналов связи (п. 11). Запрет не распространяется на обеспечение собственной безопасности (п. 5 ч. 2 ст. 7).

Известны общие требования проведения оперативно-проверочной работы. Так, под сбором данных, необходимых для принятия решения, следует понимать получение ОРО фактической информации путем осуществления ОРМ, в совокупности достаточных для положительного или отрицательного вывода по существу вопроса. Такой сбор возможен посредством не всех ОРМ, а только тех, которые законодатель разрешил использовать в этих целях.

Вместе с тем данные в ходе оперативно-проверочной работы ОРО вправе собирать исключительно в пределах своих полномочий.

Как правило, сбор данных в ходе оперативно-проверочной работы носит дискретный (прерывистый) характер, т.е. его начало связано с поступлением в ОРО юридически значимого повода (запроса и т.п.) от соответствующего уполномоченного на то субъекта (государственного органа, должностного лица и др.) о необходимости проверки конкретного человека в связи с его допуском к какому-либо виду деятельности. Порядок и сроки проведения проверочных мероприятий устанавливаются ведомственными нормативными актами.

Наконец, оформляемый гражданин вправе обжаловать в суд отказ ОРО о допуске к соответствующему виду или отказ выдать лицензию на занятие частной детективной либо охранной деятельностью. Порядок обжалования установлен Законом об обжаловании в суд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: