задачи и проследить влияние цвета на формообразование:
Центральным упражнением является «ПОСТРОЕНИЕ АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЙ
ФОРМЫНА ОСНОВЕ ЦВЕТОВОЙ КОМПОЗИЦИИ». В качестве исходных цветовых
композиций предлагаются произведения мастеров мирового изобразительного
искусства конца 19 – начала 21 веков. Наиболее предпочтительными являются
работы, построенные на взаимодействии крупных цветовых масс, использующие
преимущественно локальные цвета или близкие к ним. Педагоги определяют
художественные течения, предлагают выбрать произведения мастеров мировой
живописи, в которых композиционный и живописный строй находится на «границе»
изобразительного и неизобразительного языка.
Например, такие направления мирового искусства и наиболее яркие их представители
как: фовизм (Андре Дерен, Морис Вламинк, Анри Матисс, Альбер Марке, Рауль Дюфи);
футуризм (Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, Карло Карра, Луиджи
Руссоло); русский футуризм и кубофутуризм (Давид Бурлюк, Ольга Розанова,
Александра Экстер, Аристарх Лентулов); органика (Михаил Матюшин, Борис Эндер,
Ксения Эндер); лучизм (Михаил Ларионов, Наталья Гончарова) и др.
Цель упражнения: формализация изобразительной живописи и разработка
архитектонической формы на основе полученной цветовой композиции.
На основе выбранных произведений студент создает формализованную версию
произведения с четко выявленной композиционной структурой. Работа приводится к
живописной и пластической формуле с использованием локально закрашенных
геометрических форм. Затем, на основе полученной цветовой композиции, студент
создает выразительный объем, в котором могут прочитываться архитектонические
|
формы. На этапе формализации и проработки композиции необходимо акцентировать
внимание на будущем пластическом объеме, который подчеркнет композиционную
структуру созданной цветовой композиции.
Упражнение выполняется поэтапно:
1. Этап формализации, выявление графической структуры композиции, т.е. движение
от изобразительности к беспредметности, абстракции (Рис. 1, Рис. 2).
Рис.1.
Рис.1. Выявление графической структуры произведения Андре Дерена
«Железнодорожный мост». Работа студентки МАРХИ Пучковой Е., 3 курс, 2013 г.
Рис. 2. Выявление графической структуры произведения Мориса Дени «Святые у
могилы», 1894 г. Работа студентки МАРХИ Юмагуловой М., 3 курс, 2013 г.
(Руководители: проф. Ефимов А.В., доцент Панова Н.Г.)
Формализация объекта (в данном случае – произведения живописи) – передача его
содержания формальными средствами: структура объекта – линии, пятна, их взаимное
расположение, ритм; колорит объекта – цветовая палитра и ее взаимосвязь со
структурой. Таким образом, содержание произведения передается не
изобразительными средствами, имитирующими элементы реального окружения, а
формальными средствами, создающими новую беспредметную реальность.
Для того, чтобы добиться формализации изобразительного строя картины, студенту
предлагается выполнить один или несколько этапов работы на кальке. Акцент ставится
на характерном композиционном строе картины, с выявлением цветовых доминант,
ритма, динамики, статики и др. Калька в данном случае дает возможность избавиться
|
от подробностей изобразительного языка, а также объединить близкие по цвету
фрагменты композиции.
Для студентов сложность выполнения данного этапа заключается в чрезмерной
деталировке, усложнении композиционного строя анализируемого произведения, в
результате чего формализованное изображение теряет целостность и изначальный
характер. Важно не просто обвести близкие по цвету фрагменты изображения, но и
найти обобщенный, более целостный и формульный их силуэт, выявляя
композиционную структуру произведения. При этом желательно работать мягкими
карандашами или использовать угольный карандаш, который позволяет разным
нажимом на грифель выявлять основные и второстепенные элементы композиционной
структуры.
Формальный язык является инструментом архитектора или дизайнера, целью
деятельности которых выступает создание объектов, не повторяющих существующую
реальность, но создающих новую реальность, от малой формы до интерьера, от
архитектурного объекта до фрагмента городской среды или природного ландшафта.
Таким образом – формализованный объект – это полихромная конструкция,
передающая наиболее существенные черты оригинала – произведения живописи.
В учебных целях целесообразно выбирать произведения, в которых прочитывается
структурное построение, и в какой-то степени обозначены цветовые зоны (например,
произведения Ван Гога, Гогена, Матисса и др.). Студент анализирует эти произведения
с точки зрения структуры и палитры, отчасти снимая элементы изобразительности,
обнажая, таким образом, структуру композиции и сводя палитру к меньшему
количеству цветов, которые, однако, в своей совокупности передают общее
эмоциональное содержание колорита произведения (Рис. 3 (a,b)).__