Основные риски и прогнозы развития ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве
Озерского городского округа в 2013 – 2015 гг с учетом последних изменений в законодательстве
Реквизиты документа и дата вступления | Суть изменений | Каковы последствия для населения округа? | Каковы последствия для ОМС ОГО, ММПКХ и управляющих компаний? |
1. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", вступило в силу с 01.09.2012 | Разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное потребление и потребление на общедомовые нужды Изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг Вводятся нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах | Повышение платы за коммунальные услуги Введение новых квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) (форма квитанции утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 сентября 2011 г. N 454) вызовет волну непонимания и необходимость разъяснения положений новой квитанции Рост социальной напряженности | Рост нагрузки на бюджет округа Необходимость перестройки системы начисления оплаты за ЖКУ, администрирования новой системы биллинга для ММПКХ и управляющих компаний (УК) При переходе населения на прямые расчеты с ММПКХ обязанность по сбору платежей за общедомовое потребление остается у УК. Можно прогнозировать снижение собираемости платежей и рост долговой нагрузки на УК |
2. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" | Среди прочего, необходимость с 1 июля 2013 обязательной установки общедомовых приборов учета (ОПУ) коммунальных ресурсов (кроме газа) в тех домах, где они еще не установлены и где есть техническая возможность | Необходимость нести затраты на установку ОПУ (до 5 лет, с учетом затрат на установку, обслуживание и затрат на погашение кредита по ставке рефинансирования + 3%) Рост социальной напряженности Возможный отказ населения от оплаты этой позиции | Рост нагрузки на бюджет округа Штрафные и административные санкции для ММПКХ за неустановку ОПУ с 1 июля 2013 В случае отказа инвестора от программы установки ОПУ в ОГО расходы в сумме до 100 млн руб. переходят к ММПКХ |
3. Изменения в Жилищный кодекс РФ и закон 185-ФЗ «О Фонде содействия развитию ЖКХ» о капитальных ремонтах многоквартирных домов (МКД), будут приняты в декабре 2012, вступают в силу с 01.01.2013 (по 185-ФЗ) и с 01.07.2013 (по ЖК) | Отказ государства от финансирования капитальных ремонтов МКД, перенос ответственности за капремонты на формальных собственников – граждан и муниципалитеты Создание механизма по финансированию капремонтов МКД за счет собственников – система номинальных счетов по каждому дому либо региональный оператор капремонта Введение обязательной платы за капремонт, в составе общей квитанции за ЖКУ С 1 января 2013 Фонд ЖКХ финансирует только региональные программы расселения из аварийного жилья и программы комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры Озерск не может участвовать в данных программах из-за неподготовленной документации, соответствующей требованиям законодательства | Резкий рост протестных настроений Возможен отказ от выплат, перенос ответственности за финансирование капремонтов на органы ОМС Резкий рост недовольства и социальной напряженности Исход из города, переезд в собственные дома в СНТ Перенос персональной ответственности за провал программы капитального ремонта домов на руководство округа | Рост нагрузки на бюджет округа в 2014-2015 гг в связи с необходимостью финансировать капремонт муниципального жилого фонда Продолжение старения жилого фонда, нерешенность проблем ремонта зданий, близких к выходу из эксплуатации (более 1/3 всего жилого фонда) Несформированность заявок округа в 2011 и 2012 году делает невозможным участие ОГО в региональной программе расселения аварийного жилья и программе комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры Старение инженерной инфраструктуры, резкий рост угрозы масштабных аварий, коммунального коллапса сетей |
4. Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», вступил в силу с 01.01.2012 | Среди прочего, в законе содержится норма об обязанности органов местного самоуправления разработать и принять схему теплоснабжения муниципального образования Во исполнение Закона «О теплоснабжении» были приняты следующие НПА: Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" иПостановление Правительства РФ от 08.08.2012 N808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации» | Высокий риск снижения качества и надежности теплоснабжения потребителей Отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения не позволяет инвесторам планировать свою деятельность в ОГО Нарушение процедуры утверждения схемы теплоснабжения нарушает права граждан на выражение своей позиции по вопросам теплоснабжения во время публичных слушаний (они не проводились, хотя требование о проведении публичных слушаний установлено в законодательстве) | Нарушение федерального законодательства (схема ТС должна быть утверждена до 31.12.2011) На сегодняшний день схема теплоснабжения в Озерском городском округе, соответствующая действующему законодательству, не разработана и не утверждена. Также не утверждена Единая теплоснабжающая организация (ЕТСО) ОГО. Это делает невозможным разработку инвестиционной программы организации коммунального комплекса и ставит под угрозу надежность теплоснабжения потребителей в долгосрочной перспективе. Органы местного самоуправления ОГО несут имиджевые потери на региональном и федеральном уровне Задержка с утверждением схемы ТС может служить причиной судебного иска прокуратуры с требованием об утверждении схемы ТС и ЕТСО. |
5. 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступает в силу с 01.01.2013 | До 1 июля 2013 года органы местного самоуправления городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности. | Неутверждение схемы водоснабжения и водоотведения (ВСВО) создает риск снижения качества и надежности водоснабжения потребителей Отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения не позволяет инвесторам планировать свою деятельность в ОГО | В случае непринятие схемы ВСВО до 1 июля 2013 - нарушение федерального законодательства Невозможность разработки и утверждения инвестиционной программы ММПКХ Высокий риск взрывного роста аварийности на объектах ВСВО из-за хронического недофинансирования |
6. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Приказ Министерства регионального развития РФ от 6 мая 2011 года № 204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» | Ст. 5 210-ФЗ: Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок 1. Представительные органы муниципальных образований: 1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; 2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; 3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (далее ПКР) - программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования. Муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Озерского городского округа на 2011 - 2020 годы», утвержденная постановлением администрации Озерского городского округа от 03.05.2011 № 1442, не соответствует законодательству. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, согласно приказу Минрегиона России от 06.05.2011 г. № 204 является обязательным приведение муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствие с рекомендациями Минрегиона России. | Отсутствие утвержденной в соответствии с Федеральным законом №210-ФЗ от 30.12.2004 года программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры ОГО не позволяет сформировать полноценную инвестиционную программу организаций коммунального комплекса, ставит под угрозу надежность тепло-, электро- и водоснабжения потребителей, чем нарушаются права граждан на создание комфортной и безопасной среды проживания. Неизбежное старение коммунальной инфраструктуры при отсутствии инвестиций в ее модернизацию создает опасную ситуацию высокой аварийности на сетях, особенно в зимнее время. Промедление с принятием программы комплексного развития инфраструктуры ОГО создает у жителей города ощущение запущенности, отсутствия горизонта долгосрочного планирования у руководителей ОМС, а также ощущение ненадежности и тревоги, что в конечном итоге приводит к оттоку наиболее активного молодого и зрелого поколения из Озерска в другие, более активные муниципальные образования области и страны. | Прямое нарушение федерального законодательства: программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования, в то время как нормативный акт от 03.05.2011 № 1442 был утвержден первым заместителем главы администрации ОГО Лифановым В.Я. Есть риск отмены данного постановления по иску прокуратуры в судебном порядке. Нормативный акт от 03.05.2011 № 1442 нельзя использовать при формировании и утверждении бюджета округа. На сегодняшний день в ОГО не разработана программа комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры, соответствующей методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 6 мая 2011 года № 204, и не утверждено техническое задание на разработку такой программы Отсутствие разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями законодательства Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Озерского городского округа делает невозможным участие ОГО в региональной программе модернизации коммунальной инфраструктуры, разрабатываемой в настоящее время Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, а также не позволяет разработать и принять инвестиционную программу ММПКХ в целях модернизации коммунальной инфраструктуры ОГО. |