Классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления




Формирование налоговой системы в России.

Виды налогов.

Внебюджетные фонды.

Налоговая реформа.

1.

Переход России к новым условиям хозяйствования потребовал формирования и новой налоговой системы, адекватной происходящим экономическим преобразованиям. Период формирования налоговой системы России можно разделить на три этапа.

Первый этап (1991-1993 годы). Точкойотсчета формирования налоговой системы стал 1991 год - год принятия закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (№2118-1 от 27.12.91), заложивший ее основы. 1992-93 годы характеризуются внесением серьезных изменений в механизм налогообложения и структуру налогов. Неоднократно при этом нарушался принцип справедливости, то есть вносимые изменения утверждались «задним числом», хотя в соответствии со статьей 57 Конституции Государства, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Второй этап (1994 - 1998 годы). Это период, когда налоговая система продолжала изменяться и дополняться. Ежегодно выходило огромное количество изменений и дополнений к различным налогам, что, безусловно, создавало нестабильность и запутанность налоговой системы. Кроме того, эти годы изобилуют большим количеством инструкций, инструктивных и директивных писем, которые становились главенствующими по отношению к действующим законам. Именно в этот период возникает необходимость подготовки единого документа, который бы создал условия для упорядочения налоговой системы России.

Третий этап (с 1999 года). Это этап введения в действие единого документа по налогам России. Таким документом явился Налоговый Кодекс России, который вступил в действие в 1999 году. К сожалению, этот документ не стал той основой, тем краеугольным камнем в налоговой системе, который бы создал предпосылки и условия для ее совершенствования, упрощения. Налоговый Кодекс оставил все также много неясностей по структуре налогов, по системе оплаты налогов, по видам льгот. Налоговый Кодекс вошел в противоречие не только со многими законами, но и с основным законом государства – Конституцией России и с Гражданским Кодексом России.

Необходимо отметить, что Налоговый Кодекс постоянно изменяется и дополняется, что по-прежнему не дает долгожданной стабильности в налоговом планировании.

С 1 января 2005 года вступила в действие обновленная редакция Налогового Кодекса, и вместе с этим прекратил свое действие Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статьях 12-15 НК РФ был закреплен новый перечень налогов. Количество налогов сократилось с 23 до 15. Дальнейшее изменение Налогового Кодекса привело к сокращению налогов до 13.

Впрочем, сокращение количества налогов на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство налогов и сборов остались, просто формально их вывели за рамки Налогового Кодекса, то есть за неуплату этих налогов и сборов нельзя привлекать к налоговой ответственности. Фактически с 1 января 2005 года прекратили свое действие только два налога – налог на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный), а позднее с 1 января 2006 года еще один федеральный налог – налог на наследование и дарение. Виды налогов и сборов Российской Федерации и их законодательная основа представлены в примечании (табл. 3.3.).

Налоговая система, как уже отмечалось ранее, это совокупность всех действующих налогов, сборов и платежей, которые пополняют бюджет государства. Это не означает, что эти налоги или сборы действуют только в рамках Налогового Кодекса. В налоговую систему входят и те, которые действуют в соответствии с Таможенным, Лесным Кодексами или другими законодательными актами. Все эти налоги, сборы, пошлины и платежи являются основным экономическим инструментом, который «питает» бюджет государства.

 

2.

 

Все налоги, действующие в России в рамках Налогового Кодекса, можно разделить на три группы, в зависимости от того, каким органом власти они вводятся в действие и в какой бюджет поступают. Таким образом, можно выделить:

  • федеральные налоги;
  • региональные налоги (налоги субъектов Российской федерации);
  • местные налоги.

Рассмотрим классификацию налогов по их принадлежности к уровням власти и управления.

Таблица 3.1.

 

Классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления

 

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
статья 13 часть I НК РФ статья 14 часть I НК РФ статья 15 часть I НК РФ
1. налог на добавленную стоимость 2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья 3. налог на доходы физических лиц 4. налог на прибыль (доход) организации 5. налог на добычу полезных ископаемых 6. водный налог 7. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 8. государственная пошлина 1. налог на имущество организаций 2. налог на игорный бизнес 3. транспортный налог 1. земельный налог 2. налог на имущество физических лиц  

 

Федеральные налоги - это налоги, которые взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления налогов в бюджет определяется законом РФ. В соответствии со статьей 13 НК РФ существует восемь видов федеральных налогов.

Но все же, не весь взимаемый федеральный налог поступает в федеральный бюджет, часть его может оставаться в бюджете субъекта РФ или в местном бюджете (например, налог на прибыль).

Региональные налоги определяются законом РФ лишь, в общем, то есть определяются лишь основные принципы их формирования, а также предельный размер налоговых ставок (или общей величины налогового обложения). В компетенции органов власти соответствующих уровней (республик, краев, областей, городов) вводить в действие на своей территории те или иные налоги из рекомендованного общего списка, устанавливать размер ставок, сроки уплаты налогов, дополнительные льготы и тому подобное. В соответствии со статьей 14 НК РФ существует три вида региональных налогов.

Местные налоги устанавливаются и действуют так же, как и региональные налоги. В соответствии со статьей 15 НК РФ существует два вида местных налогов.

 

3.

 

Кроме налогов, сборов и пошлин существуют отчисления во внебюджетные фонды. Доходная часть внебюджетных фондов формируется за счет целевых отчислений. Государственные внебюджетные фонды входят в налоговую систему России. На долю отчислений в эти фонды приходится около 46% суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему России. Причем, 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так, называемые социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Ставки отчислений в фонды составляют:

Таблица 3.2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: