Основные инструменты концепции маркетинга:
1. Личные продажи – общение лично с потенциальным потребителем на приобретение товара, услуги, идеи, которые могут удовлетворить его потребности.
2. Реклама - неличный способ общения, который оплачивается конкретным спонсором, физическим, юридическим лицом. Способы рекламы: телевидение, радио, почта, каталоги, газеты, и внешняя реклама (билборды).
3. Публикации – неличный способ информирования, который реализуется с использованием СМИ.
4. Акции продаж – могут быть двух типов – ориентированные на потребителя (предполагает: семплинг, купоны, буклеты и презентации) или оптовиков (стимулирует к агрессивным продажам).
Продукт – это может быть идея, товар, услуга, который можно предлагать с целью удовлетворения какой либо потребности или желания.
По своей сути каждый продукт имеет свои уровни (рис.2.1).
Уровни продукта
1. Идея продукта (базовые преимущества, удовлетворение потребностей);
2. Реальный продукт (ожидаемые преимущества, функциональность, соответствие ожидаемой цене и т.д.);
3. Продукт с поддержкой (дополнительные преимущества, сервис, гарантия, схемы кредитования, статус и т.д.);
4. Потенциальный продукт (потенциальные выгоды, большая способность удовлетворить потребности потребителя).
Рис.2.1 Уровни продукта
Вывод: создание товара должно начинаться с учета потребности потребителя иначе в противном случае мы будем не продавать товар, а спасаться от товара, который лежит на складе.
Формирование ассортимента товаров осуществляется постоянно во всех звеньях — от производства до потребления, оно связано с конкретным предприятием и определяется ассортиментной политикой предприятия.
Под ассортиментной политикой понимают цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации в области ассортимента — формирование реального или прогнозируемою ассортимента.
Основные направления в области формирования ассортимента:
Сокращение ассортимента - это количественное и качественное изменение набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Основными причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при реализации товаров;
Расширение ассортимента - это количественное или качественное изменение набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами расширения ассортимента могут быть: увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров, появление новых товаров или новых производителей;
Стабилизация ассортимента - это состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары (в большей степени характерно для продовольственных товаров повседневного спроса);
Обновление ассортимента - это качественные и количественные изменения набора товаров, который способен удовлетворить изменившиеся потребности за счет новых товаров. Основными причинами обновления являются:
§ появление новых потребностей;
§ замена морально устаревших товаров;
§ необходимость повышения качества и конкурентоспособности;
§ стимулирование спроса.
Потребителями новых товаров являются так называемые новаторы, потребности которых часто меняются;
Совершенствование ассортимента — это количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности. Под рациональностью понимают способность набора товаров наиболее полно реально удовлетворять обоснованные потребности разных групп (сегментов) потребителей;
Гармонизация ассортимента - это количественные и качественные изменения набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному при реализации и использовании. Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазинов или отдельных секций.