Система административного права




Система административного права - совокупность его институтов, подотраслей, норм, находящихся в органической взаимосвязи и расположенных в определенной логической последовательности.

Нормы административного права в практическом, научном и педагогическом плане подразделяются на две основные группы:

1. Общую часть, содержащую нормы, действующие в масштабе всей системы государственного управления, сходные для всех его областей (отраслей, сфер). Сюда относятся нормы, закрепляющие:

• основные принципы государственного управления;

• правовое положение субъектов административного права (органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан);

• формы и методы управленческой (административной) деятельности (издание актов, убеждение, принуждение и т. п.);

• способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;

• основы административно-процессуальной деятельности

2. Особенную часть, содержащую нормы, действующие в масштабе отдельной области, отрасли, сферы государственного управления и отражающие их специфику. Система Особенной части может быть представлена в следующем виде:

• нормы, регулирующие управление в хозяйственной области (промышленность, строительство, сельское хозяйств заготовки сельскохозяйственных продуктов, эксплуатация и охрана природных ресурсов, транспорт, дорожное хозяйство, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения);

• нормы, регулирующие управление в социально-культурной области (образование, наука, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение);

• нормы, регулирующие управление в административно политической области (оборона, обеспечение государственной безопасности, внутренние дела, юстиция, иностранные дела, внешние экономические связи);

• нормы, регулирующие межотраслевое государственное управление (учет, финансы и кредит, материально-техническое снабжение, стандартизация, труд и заработная плата, ценообразование, изобретения и открытия).

 

(6) Место административного права в правовой системе Республики Беларусь

Административное право охватывает широкий круг общественных отношений управленческого типа, оно не имеет строгих границ. Большинство административно-правовых вопросов затрагивает интересы и других отраслей права. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

1. Административное и конституционное право - тесное взаимодействие. Та и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Могут быть разграничены по предмету правового регулирования.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно-распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Т.е. конституционное право закрепляет общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержа­щихся в актах высшей юридической силы - в Конституции и законах.

2. Административное и гражданское право - тесная связь, нередко у них имеется общий предмет регулирования, например отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере. В таком случае различие между данными отраслями - в присущих им методах правового регулирования. Гражданским правом регулируются имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны: одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не является юридическим лицом, не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы.

3. Административное и трудовое право - много точек соприкосновения. Трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе; административное право регулирует отноше­ния, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

4. Финансовое право отделилось от административного права т.к. объект правового регулирования имеет свою специфику Финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, основным содержанием которой является мобилизация, распределение и использование денежных средств, составляющих часть национального доход государства. Нормы административном права используются для регулирования непосредственно управленческих отношений в области финансов (например, организация и полномочия финансово-кредитных органов). Но т.к. в них превалируют «денежные» элементы (бюджетные, кредитные, налоговые и т. д.), они составляют одновременно и предмет финансового права. Следовательно, для финансового права характерна относительная самостоятельность.

5. Примерно так же соотносятся административное право и такие отрасли, как экологическое, налоговое, таможенное и некоторые иные.

(7) Государственное управление как сфера административного права

Административное право изучает обширную область управленческой деятельности - государственное управление - сфера административного права.

В то же время государственное управление - один из видов социального управления. Главная особенность социального управления (как и государственного) - управленческие связи здесь реализуются через отношения людей, то есть люди управляют людьми. А главное назначение - оказание упорядочивающего воздействия на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

Во всех вариантах социального управления наблюдается навязывание чужой воли, то есть воля управляющего господствует над волей управляемого. А сам процесс управления характеризуется следующим:

1. Получением, сохранением и переработкой информации, фиксирующей прошлый опыт деятельности.

2. Получением информации о возможностях развития и функционирования объекта управления.

3. Анализом полученной информации и принятием на его основе решений о необходимых упорядочивающих воздействиях на объект.

Таким образом, весь процесс управления состоит из трех стадий

1) подготовка и принятие управленческого решения;

2) исполнение управленческого решения;

3) контроль.

В зависимости от субъекта управления социальное управление делится на: а) государственное (осуществляется специальными государственными органами); б) общественное (это управленческая деятельность общественных объединений и других негосударственных формирований) ив) семейное.

Административное право занимается изучением только государственного управления.

Особенности гос. управления:

1) реализуются задачи, функции и интересы государства;

2) функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством;

3) субъекты действуют по поручению государства;

4) для осуществления своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера;

5) они действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права.

Понятие «государственное управление» существует в широком и в узком смысле слова.

1) В широком смысле - понимается управление делами государства, которое в той или иной степени осуществляется всеми органами государства.

2) В узком смысле - это подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов (органов, должностных лиц), состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства экономической, административно-политической и социально-культурной областями.

 

(8) Государственное управление и исполнительная власть

Исполнительная власть - ветвь единой государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества на основе законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-рас­порядительного характера.

Представлена органами исполнительной власти, реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности. Это категория политико-правовая, а государственное управление — организационно-правовая.

Государственное управление - вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть.

Исполнительная власть характеризуется тем, что в распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, КГБ, исправительно-трудовые учреждения и т. д.

Государственное управление осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Исполнительная власть - проявление государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата - исполнительных органах, а они по существу являются органами государственного управления. Следовательно, государственное управление как исполнительно-распорядительная деятельность не противопоставляется реализации исполнительной власти как деятельности субъектов этой власти.

Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

Однако исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности, так как он - лишь форма ее практической реализации. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственно-властной деятельности.

 

(9) Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности

Функции государства реализуют все государственные органы. Они осуществляют единую государственную власть. Но в рамках такого единства наблюдается разделение труда, в основе которого лежат различия в формах и методах реализации функций государства. Выделяются самостоятельные виды государственной деятельности. Для каждого из них характерны:

- специфическое назначение,

- особый субъект - государственный орган,

- особые методы деятельности (способы осуществления функций государства).

Все ветви государственной власти закреплены конституционно, имеют свое специфическое место в общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.

Основному направлению деятельности каждого вида органов соответствуют определенные, специфические именно для них юридические формы, являющиеся внешним выражением выполняемых ими функций.

Роль органов государственного управления различна, но имеются основания для того, чтобы привести их к единому знаменателю - к определению основного назначения осуществляемой ими деятельности, а именно деятельности, имеющей исполнительный и распорядительный характер. Суть ее заключается в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти.

Исполнение - основной признак государственного управления как самостоятельной деятельности. Только применительно к этим органам Конституция подчеркивает, что они действуют на основе и во исполнение законов, а местные органы, кроме того, - на основании решений местных Советов.

Для государственного управления характерно то, что исполнительная деятельность, (являющаяся его основным назначением и составляющая важную сторону его содержания), связана с осуществлением непосредствен­ного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. И это руководство сопровождается подчинением органам государственного управления соответствующих предприятий, учреждений и организаций.

Таким образом, аппарат управления - категория вполне самостоятельная. Осуществляемая им государственная деятельность хотя и укладывается в рамки широкого понимания государственного управления, но имеет свои особенности структурного, функционального и юридического характера.

 

(10) Основные принципы и общие функции государственного управления

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, научные положения данного вида государственной деятельности.

Выделяют группы принципов государственного управления:

а) социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность);

б) организационные принципы построения аппарата государственного управления (отраслевой, функциональный, территориальный);

в) организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления (нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность).

Общие функции государственного управления

Функции государственного управления - основные направления деятельности государственных органов по обеспечению выполнения задач государственного управления. Они имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления.

Классифицируются на:

- внутренние (управление внутри государственной управляющей системы),

- внешние (влияние государственных органов на объекты управления),

- общие (отображающие существенные моменты управления: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль),

- специфические (отображающие особое содержание отдельных влияний).

 

(11) Общие положения о формах и методах государственного управления

Форма управленческой деятельности – внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления (должностными лицами) в целях осуществления предоставленных им полномочий и вызывающих определенные последствия.

Формы управленческой деятельности классифицируются:

по характеру действий: правовые; неправовые;

по целенаправленности: внутренние; внешние;

по способу выражения: словесные (письменные и устные), конклюдентные.

по содержанию: правотворческие; правоприменительные.

Метод государственного управления - способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.

Подразделяются на общие и специальные.

Общие методы управления - убеждение и принуждение; контроль, наблюдение, административный надзор, разработка мер воздействия, инструктирование и т. д.

Специальные методы государственного управления подразделяются на административные (прямого воздействия) и экономические (косвенного воздействия).

Административные методы управляющего воздействия характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых.

Экономические методы характеризуются тем, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.

 

(12) Понятие правового акта управления

Основной административно-правовой формой реализации задач и функций исполнительной власти являются правовые акты управления.

Акт государственного управления - подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Отличительные черты правовых актов управления:

1) возникают в процессе деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти, в интересах реализации задач и функций этой власти, выражают волю государства, влекут юридически значимые последствия;

2) издаются только полномочными субъектами исполнительной власти; являются односторонними властными волеизъявлениями;

3) носят подзаконный характер;

4) императивны: содержат в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата;

5) определяют правила должного поведения в сфере yправления;

6) должны быть надлежащим образом оформлены;

7) могут быть в установленном порядке опротестованы или обжалованы;

8) в случае несоблюдения содержащихся в них юридически властных предписаний наступает ответственность виновной стороны.

 

(13) Отличие правовых актов управления от законов и судебных актов

Закон - источник для всех других государственных актов, в том числе и актов управления. Он обладает высшей юридической силой т.е. не может быть отменен или приостановлен каким-либо иным актом. Законом же может быть отменен любой акт, в том числе и акт управления.

Отличие актов управления от судебных актов:

судебные акты издаются, как правило, в соответствии с задачами судов в связи с нарушением правовой нормы.

Акты управления издаются не только и не столько в связи с нарушением правовой нормы; с их помощью решается широкий круг вопросов, возникающих в ходе повседневного руководства хозяйственным комплексом.

Судебные акты издаются на основе закона и правосознания судей. В соответствии с Конституцией судьи независимы и подчиняются только закону. Следовательно, ни один судебный акт не может быть принят вне прямых предписаний закона, на основе указания, данного каким-либо органом или лицом. Ни один орган государства и ни одно должностное лицо не вправе обязать суд принять по какому-либо делу то или иное решение

Акты же управления часто издаются по прямому поручению вышестоящего органа управления, причем это поручение может содержать и указание на то, каким должно быть решение вопроса.

Судебные акты всегда являются актами применения норм права в связи с каким-либо фактом, спором, событием. Суды не устанавливают правовых норм.

Акты же управления могут быть как актами применения норм права, так и содержать в себе новые правовые нормы.

 

(14) Виды актов государственного управления

В зависимости от юридических свойств акты управления подразделяются на нормативные и ненормативные.

Нормативные акты - важнейший вид правовых актов, издаваемых органами государства в процессе управленческой деятельности. Излагая нормы права, с принятием таких актов возникают новые правовые нормы, изменяются или отменяются действовавшие ранее и т. п. Нормативный акт вводит юридические нормы в правовую систему, является непосредственным способом выражения и закрепления государственной воли.

Нормативные актыуправления содержат общие правила, устанавливающие правоспособность и дееспособность граждан, государственных и негосударственных организаций в различных отраслях управления, определяют деятельность учреждений, предприятий и организаций, а также поведение должностных лиц и граждан в сфере исполнительной власти (например, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения).

Одним из основных признаков нормативных актов является возможность их неоднократного применения и охват содержащимися в нем предписаниями индивидуально-неопределенных субъектов, то есть отсутствие конкретного адресата.

Ненормативные акты - это акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение.

К ненормативным правовым актам относятся, например распоряжения Президента Республики Беларусь; распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь; акты органов записи актов гражданского состояния; иные правовые акты, не являющиеся нормативными.

Каждый ненормативный акт должен строго соответствовать общему правилу, норме права, peгламентирующей данный вид отношений (т.е. нормативным актам)

Классификация актов управления по органам, их издающим

- декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;

- постановления Совета Министров и распоряжения Премьер-министра;

- постановления, приказы, инструкции, распоряжения и иные акты министерств (министров), государственных комитетов (председателей госкомитетов), иных республиканских органов управления (их руководителей);

- решения местных исполнительных комитетов и местных администраций; распоряжения председателей исполнительных комитетов (глав местных администраций);

- приказы и распоряжения руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений исполнительных комитетов и администраций, руководителей определенных предприятий, учреждений и организаций.

По сроку действия: бессрочные (с неопределенным сроком действия); срочные; временные.

Бессрочные - срок их действия не определен. Действуют до тех пор, пока не будут отменены.

В срочных актах указан срок их действия, по истечении которого акт утрачивает силу.

Временные акты издаются для регулирования отношений на неопределенное, как правило, непродолжительное время. Наименование таких актов содержит указание на их временность.

По территории действия: действующие в масштабе всей страны; действующие в масштабе административно-территориальной единицы.

(15) Формы правовых актов управления

Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах:

1) письменной;

2) устной;

3) конклюдентной.

Письменный акт управления - надлежащим образом оформленный письменный документ. Во многих случаях акт управления имеет силу лишь тогда, когда он соответствующим образом письменно оформлен.

Устные (приказы, распоряжения, указания, команды и т. п.). Чаще принимаются в процессе оперативного решения вопросов управления. Так же, как и письменные, они влекут юридические последствия. Их исполнение гарантируется принудительной силой государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного акта управления может повлечь юридическую ответственность.

Воля субъекта управления может выражаться посредством определенных жестов, сигналов, знаков и других конклюдентных действий.

Конклюдентные акты также влекут за собой определенные юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение административно-правовых и иных правоотношений.

Некоторые ученые выделяют еще правовые акты управления в форме молчания, то есть подразумеваемые правовые акты. Например, если закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, в течении двух недель не возвращен Президентом, то, в соответствиис Конституцией, он считается подписанным. Однако в сфере управления такие акты не распространены).

 

(16) Структура правового акта управления

Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:

- вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др.);

- название, обозначающее предмет регулирования;

- дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;

- подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативно-правового акта, пунктов в статьях - сквозной для каждой статьи,подпунктов - сквозной для каждого пункта.

Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта. Отдельными структурными элементами нормативного правового акта (его структурных элементов) могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т. п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения.

 

(17) Порядок принятия правовых актов управления

Принятие правовых актов управления осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая состоит из следующих стадий:

- планирование нормотворческой деятельности;

- нормотворческая инициатива;

- подготовка проекта правового акта;

- принятие (издание) правового акта;

- включение правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

- опубликование правового акта (размещение его на национальном правовом Интернет-портале).

Проект нормативного акта может готовиться самостоятельно тем органом, в компетенцию которого входит его принятие, либо с учетом ведомственной подчиненности могут быть даны поручения другим государственным структурам. В этих целях могут привлекаться соответствующие специалисты.

Для подготовки проекта акта следует: уяснить цель принятия акта; изучить относящееся к предмету правового регулирования проекта акта законодательство, практику его применения, предложения государственных органов и иных и организаций, научные исследования, публикации в печати; определить возможные последствия принятия акта и т. п.

Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом), который по результатам рассмотрения может:

• одобрить проект и принять нормативный правовой акт;

• отклонить проект с указанием мотивов и причин;

• отложить принятие нормативного правового акта наопределенный срок;

• возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений.

Нормативный правовой акт после его рассмотрения принимается на белорусском и (или) русском языках уполномоченным на то органом (должностным лицом) с соблюдением определенных, официально установленных процедур.

 

(18) Действие актов управления

Действующим является акт, который обладает юридической силой, то есть вступил в силу. Декреты Президентавступают в силу через 10 дней после официального опубликования, если в них не указан иной срок. Указы Президента, постановления Совета Министров и иные акты органов исполнительной власти, имеющие нормативный характер, вступают в силу со дня включения в Национальным реестр правовых актов Республики Беларусь.

Правовые акты государственных органов, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу после официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Акт действует либо до истечения установленного срока, либо до его официального изменения или отмены.

Важнейшее условие юридической силы правового акта - его соответствие установленным требованиям. Несоблюдениеустановленных требований к юридическому содержанию ик порядку издания правовых актов, может быть основанием для признания их недействительными. Но до наступления такого рода юридического последствия, влекущего за собой утрату актом юридической силы, возможны некоторые другие варианты.

Это:1. внесение соответствующих изменений и дополнений в текст ранее изданного правового акта,(встречается довольно часто в управленческой практике);

2. новая редакция акта;

3. прекращение действия акта (утрата им силы) ввиду принятия нового акта по данному вопросу;

4. истечение срока действия акта.

Наиболее серьезным является признание акта недействительным по различным обстоятельствам негативного характера. В этом случае происходит отмена акта в установленном порядке.

 

(19) Общие положения об административных процедурах

Административные процедуры - действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счетсредств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

Законодательство об административных процедурах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур» и иных актов законодательства. В нем определяются:

- наименования административных процедур;

- уполномоченные органы;

- исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления административных процедур;

- сроки осуществления административных процедур;

- сроки действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур;

- размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур.

Основные принципы осуществления административных процедур:

1) законность;

2) равенство заинтересованных лиц перед законом;

3) приоритет интересов заинтересованных лиц;

4) открытость административной процедуры;

5) оперативность и доступность административной процедуры;

6) заявительный принцип одного окна;

7) сотрудничество при осуществлении административных процедур.

Административные процедуры подведомственны уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией. В них организуется прием заинтересованных лиц. График приема - определяется руководителем уполномоченного органа на основе требований законодательства с учетом

количества и специфики заявлений заинтересованных лиц,

осуществляемых административных процедур,

иных обстоятельств

и должен обеспечивать проведение приема заинтересованных лиц в удобное для них время.

Прием осуществляется в порядке очередности. По решению руководителя уполномоченного органа при необходимостиможет осуществляться предварительная запись.

Запрещается отмена приема заинтересованных лиц по причине временного отсутствия работника уполномоченного органа, осуществляющего такой прием. Руководитель обязан обеспечить выполнение функций временно отсутствующего работника другим работником этого органа.

Заинтересованное лицо может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Представителями заинтересованного лица могут быть граждане, обладающие гражданской дееспособностью в полном объеме, либо юридические лица.

Не могут быть представителями заинтересованного лица работники уполномоченного органа, в который обращается заинтересованное лицо за осуществлением административной процедуры, за исключением работников уполномоченногооргана, которые являются законными представителямизаинтересованного лица.

 

(20) Понятие и виды субъектов административного права

Субъекты административного права - обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них административным правом.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные субъекты:

1. граждане Республики Беларусь,

2. иностранные граждане

3. и лица без гражданства.

Коллективные субъекты:

1. государственные организации;

2. органы исполнительной власти;

3. государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения;

4. структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

5. негосударственные организации;

6. общественные объединения;

7. трудовые коллективы;

8. коммерческие структуры;

9. органы местного самоуправления.

 

(21) Понятие органа государственного управления

Органы государственного управления - основные субъекты административного права.

Понятие «орган» - часть более широкого понятия - «организация».Организация - совокупность людей, определенный коллектив, предполагает деятельность этих людей, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным правилам.

Орган - конкретная разновидность организации. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Следовательно, орган - ячейка организации, которая выступает по ее поручению. Каждый государственный орган выступает по поручению государства и в его интересах.

Вся практическая деятельность государства осуществляется его многочисленными органами, составляющими государственный аппарат. Орган государственного управления - часть государственного аппарата. Он решает задачи и выполняет функции, присущие государству, наделен государственно-властными полномочиями, принимает правовые акты, проводит мероприятия, направленные на обеспечение выполнения этих актов.

Государственные органы обладают различной компетенцией. С юридической точки зрения главным в ней являются властные полномочия. Компетенция органа - тот или иной объем деятельности, возложенный на данный орган, или круг вопросов, которые данный орган правомочен разрешать.

Государственные органы различаются между собой и по своей организационной структуре. Внутренне построение органа зависит от тех задач, которые перед ним поставлены. Задачи, компетенция и структура органа государства получают юридическое закрепление в правовых актах, прежде всего в за



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: