Царская титулатура фараона Аменмеса из древнеегипетских источников




Узурпатор в Фивах

Деталь головы статуи царя Аменмеса в голубой короне. Новое Царство, XIX Династия

Вполне вероятно, что этот фараон никогда не принадлежал к числу предполагаемых наследников Мернептаха. Некоторые египтологи, такие как Кеннет Китчен и Юрген фон Бекерат считают, что Аменмес узурпировал египетский престол во времена правления фараона Сети-Меренптаха - сына и законного наследного принца Мернептаха, который по праву должен был царствовать следующим в династической линейке. Непомнятно, что именно помешало привычному ходу событий в данном случае. К. Китчен предположил, что Аменмес, возможно, воспользовался какой-то минутной слабостью Сети-Меренптаха или же захватил власть, когда тот находился далеко в азиатских провинциях. Сам Сети-Меренптах фактически отождествляется с царем Сети II, чье правление во многих трудах по египтологии традиционно следует после царствования Аменмеса. Однако картуши Сети II в его фиванской гробнице были намеренно удалены, а затем закрашены, что может наталкивать на мысль, что правление этого царя в Верхнем Египте в какой-то момент времени было прервано его сводным братом или агентами, приближенными к последнему. Путаница, исходящая из этих предположений, как правило, затрудняет установление точной хронологической позиции Аменмеса в пределах XIX-й Династии. Тем не менее, все большее число современных египтологов, таких как Рольф Краусс и Айдан Додсон, утверждают, что именно Сети II являлся непосредственным преемником Мернептаха "без какого-либо промежуточного правления Аменмеса". Согласно последним выдвинутым гипотезам, Аменмесу не удалось законным способом занять престол фараона после смерти Меренптаха и он стал непримиримым соперником действующего правителя, сумевшим во 2-4 годы царствования Сети II узурпировать власть в Верхнем Египте и Нубии, где его имя зафиксировано на монументальных памятниках. Упоминания имени Аменмеса в Фивах относятся к 3-му и 4-му годам его правления (и, возможно, некоторые более ранние в Нубии), что одновременно соответствует той датировке царствования Сети II, которая числится пропавшей в верхнеегипетской столице. Представление Аменмеса в качестве соперника царя также лучше всего объясняет разрушения, которым подверглась в это время гробница Сети II: изначально она была разграблена и повреждена, а потом вновь восстановлена уже должностными лицами Сети II. Данный факт может значить только то, что Аменмес и Сети II правили параллельно друг с другом. Изначально Сети II контролировал Фивы в 1-й и 2-й годы своего правления, когда его гробница была построена и частично украшена. Затем фараон был отстранен от власти в Верхнем Египте Аменмесом, и приверженцы последнего осквернили его усыпальницу. В конце-концов, Сети удалось победить своего соперника Аменмеса и с триумфом вернуться в Фивы, после чего поврежденная гробница была восстановлена.

Царская титулатура фараона Аменмеса из древнеегипетских источников

Тронное имя Менмира-Сетепенра - Mn-mj-Rˁ-stp.n-Rˁ - "Вечный, как Ра, Избранник Ра"
Личное имя Аменмессе-хекауасет - Jmn-msj-sw-ḥq3-W3st - "Рожденный Амоном, правитель Фив"
Хорово имя Канахт-Меримаат-Сементауи - K3-nḫt-mr.j-M3ˁ-šmn-t3wj - "Сильный бык, Любимец Маат, Тот, кто укрепляет Обе Земли"
Небти-имя Урбиаутэм-Ипетсут - Wr-bj3wt-m-Jpt-swt - "Тот, кто знаменит своими делами в Ипет-исут (Карнаке)"
Золотое имя Аа...-[Ипет-сут (?)] - ˁ3... - "Великий... [Ипетсут (?)]"

Рольф Краусс и Айдан Додсон предполагают, что когда-то Аменмес занимал должность кушитского наместника Мессауи. В частности, на двух изображениях Мессауи из храма в Амаде показано, что над бровями чиновника также добавлен царский урей, при чем якобы в соответствии с такими же стилистическими особенностями, какие присутствуют в образах таких фараонов, как Хоремхеба, Меренптаха и некоторых из сыновей Рамсеса III. Также в храме в Амаде иероглифические надписи называют его "Непосредственным Сыном Царя", что, в свою очередь, может являться просто речевым оборотом, подчеркивающим высокий статус Мессауи в качестве нубийского наместника при Мернептахе. Тем не менее, американский египтолог Френк Юрко отметил, что различные изображения Мессауи, находящиеся в нескольких нубийских храмах, никогда не были сознательно испорчены агентами Сети II в сравнении с той масштабной кампанией "проклятия памяти" ("Damnatio Memoriae"), которая была организована ими по отоношению к другому вице-правителю Куша, Хаэмтеру, служившему в качестве визиря при Аменмесе. Это подразумевает, что фараон Сети II не держал никаких обид на Мессауи, что представляется невероятным, если последний действительно был Аменмесом. Ф. Юрко также отмечает, что все предметы из гробницы Мессауи, на которых значится имя фараона, относятся ко времени правления Мернептаха, отца Сети II, что приводит к выводу, что данный кушитский наместник умер и был похоронен еще во времена правления Мернептаха и никак не может ассоциироваться с Аменмесом.

Цельный серебряный перстень фараона Аменмеса. Его поверхность была так сильно стерта, что иероглифы, представляющие тронное имя царя, изначально были едва различимы. Художественный музей Уолтерса в Балтиморе, США

Некоторыми египтологами высказывается предположение, что история, описанная в "Сказке о двух братьях", которая впервые упоминается во времена правления Сети II, может представлять собой скрытую ссылку на борьбу между Аменмесом и Сети II, происходившую в государстве в период создания этого рассказа.

Записи одного из судебных заседаний, проходивших в начале царствования Сети II, также помогают пролить некоторый свет на этот вопрос. В папирусе Солта №124 описывается, что Неферхотеп, один из двух главных рабочих в некрополе Дейр-эль-Медина, был убит во времена правления Аменмеса (имя царя в данном случае указывается как "Msy", т.е. "Мос"). После этого его место занял его преемный сын или зять по имени Панеб, против которого и были выдвинуты обвинения во многих преступлениях братом покойного Неферхотепа, Аменнахтом. Все описание этого обвинительного процесса сохранилось на папирусе того времени и ныне хранится в Британском музее в Лондоне. Если утверждениям Аменнахта можно доверять, то согласно им Панеб украл строительный камень из гробницы Сети II для украшения собственного захоронения, а также попытался убить Неферхотепа, несмотря на то, что тот занимал высокое положение. После этого Панеб попытался подкупить визиря Праэмхаба для того, чтобы занять должность Неферхотепа. Некоторые ученые относятся с долей скептицизма к описанным показаниям, однако можно с точностью говорить о том, что в то время Фивы начали переживать не самые лучшие времена. В папирусе есть упоминания о некой "войне" тех лет, которая могла представлять собой внутренние беспорядки и недовольство. До своей смерти Неферхотеп несколько раз жаловался на притеснения со стороны Панеба визирю Аменмосу, который мог быть непосредственным предшественником Праэмхаба, с просьбой наказать своего обидчика. Однако Панеб вскоре успешно принес встречную жалобу "Мосу" или "Msy", после которой последний решил уволить Аменмоса с его должности. Очевидно, что этот "Мос" был человеком в высшей степени важным и, скорее всего, может ассоциироваться с самим царем Аменмесом.

Семья

Матерью Аменмеса, как известно, была царица Тахат, но вопрос ее точной интерпретации осложняется одновременными упоминаниями ее имени в надписях и Сети II и Аменмеса. Среди ее титулов упоминается "Дочь Царя", который фактически делает ее дочерью Мернептаха или Рамсеса II; или, может, внучкой Рамсеса. Имя Тахат впервые появляется в списке принцесс, датированном 53-м годом правления Рамсеса Великого (Лувр, эксп. №666). Если это та же самая Тахат, то ее примерный возраст должен был быть таким же как и у Сети II.

Одна из настенных сцен в Карнаке, относящаяся к тем временам, когда регион находился под контролем Аменмеса, включает в себя рельеф с изображением женщины, называемой "Дочерью Царя" и "Матерью Царя". При Сети II, когда тот свергнул Аменмеса и восстановил свою власть в Фивах, часть этого титула - "мать" - была изменена на "жена". Статуя Сети II CG1198 из Каирского музея также содержит имя Сети рядом с именем Тахат. Согласно А. Додсону, это говорит о том, что Тахат являлась супругой фараона Сети II и, вероятно, матерью Аменмеса. Однако другие ученые, такие как Френк Юрко, считают, что Тахат на самом деле была женой Мернептаха, а соперники Сети II и Аменмеса приходились друг другу сводными братьями.

Некоторые египтологи предполагают, что Таусерт, жена Сети II, была сестрой Аменмеса, что делало последнего также сводным братом для Сети.

Ранее женой Аменмеса также считалась женщина по имени Бакетурнел, однако недавний анализ ее гробницы доказал, что она не являлась современником этого фараона. Айдан Додсон и Дайян Хилтон замечают по этому поводу:

"Вопреки тому, как это часто утверждалось ранее, царица Бакетурнел, упомянутая в гробнице Аменмеса (KV10), не может относиться к его женам. Рельефы [с царицей] вторичны и вырезаны в штукатурке, нанесенной поверх изуродованных первоначальных царских изображений, что отражает более позднюю узурпацию захоронения, вероятно, во времена XX-й Династии".

Додсон также добавляет, что Бакетурнел, скорее всего, была женой Рамсеса IX и что для нее позднее и была узурпирована гробница Аменмеса с последующим нанесением ее собственных изображений и сцен.

Шесть сохранившихся кварцитовых статуй, размещенных вдоль оси гипостильного зала храма Амона в Карнаке, как считается, принадлежали изначально Аменмесу, хотя позднее на них было нанесено имя Сети II. Одна из этих статуй, с надписью "Великая царская жена Тахат", придает правдоподобность тому аргументу, что эта женщина также являлась женой Аменмеса. Аменмес также был ответственен за реставрацию святилища Тутмоса III, которое находилось перед в Эль-Тоде.

Последствия

Голова статуи фараона Аменмеса. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Фараон Аменмес был погребен в скальной гробнице в Долине Царей, которая в настоящее время определена как "KV10". Тем не менее, вскоре после его смерти почти все внутренние тексты и настенные сцены в гробнице были либо удалены, либо присвоены приверженцами Сети II. Они не оставили здесь ни одного упоминания об Аменмесе. Также подверглись преследованиям все чиновники, которые каким-либо образом были связаны с мятежным правителем. Главными из них были верховный жрец Амона по имени Рамараи (также могло звучать как "Рой"), и Хаэмтер - бывший наместник Куша, который, возможно, также поддержал восхождение Аменмеса на престол.

Гробница Аменмеса была открыта еще в глубокой древности. Здесь были обнаружены останки трех мумий - двух женщин и одного мужчины, - однако без тщательного современного исследования до сих пор остается неясным, могли ли эти останки принадлежать Аменмесу, Тахат и Бакетурнел или же кому-то из более поздних египтян, узурпировавших гробницу для себя. Наиболее убедительной гипотезой в настоящее время является то, что Сети II вместе с гробницей осквернил и останки своего соперника, поскольку мумия Аменмеса не была обнаружена ни в одном из известных царских тайников Нового Царства, открытых в 1881 и 1901 годах. Сохранившиеся надписи в гробнице Аменмеса, в которых упоминается имя царицы Тахат, указывают на то, что после своей смерти она была также здесь похоронена. Вместе с тем здесь же были обнаружены некоторые артефакты, относящиеся ко времени правления фараонов Сети I и Рамсеса VI, что лишь добавляет неопределенности в данном вопросе.

Сети II также провел кампанию по "проклятию памяти" бывшего визиря Аменмеса, Хаэмтера, когда тот умер. Египтолог Френк Юрко отмечает, что агенты Сети постарались стереть все упоминания об этом чиновнике, даже те, где Хаэмтер упоминается еще в качестве нубийского наместника.

Вполне возможно, что Сиптах - следующий фараон в XIX-й Династии - являлся сыном Аменмеса, а не Сети II. Статуя Сиптаха в Мюнхене изображает этого царя сидящим на коленях другого правителя, явно его отца. Однако сама статуя отца полностью уничтожена. Айдан Додсон пишет по этому поводу:

"Единственным правителем, который мог спровоцировать подобные разрушения, был Аменмес; он также был тем фараоном, потомки которого могли явно поощрять подобные действия по отношению к его личности. Разрушение этой статуи, вероятно, последовало вслед за падением Бея или смертью самого Сиптаха, что исключило в дальнейшем любое восстановление памяти об Аменмесе".

Немецкие египтологи М. Георг и Р. Краусс также заметили, что существует множество параллелей между историей правления Аменмеса и библейской историей о Моисее в Египте.»

https://egyptopedia.info/a/1673-amenmes

Скажу прямо; то, что мумия не найдена, что упомянуты какие то события (то ли война, то ли мятеж), и даже (о, ужас!) мнение немецких египтологов, все это не так значимо, как другие обстоятельства. Точка начала событий Исхода, определена, как время правления Рамсеса II. Следующим фараоном стал Мернептах. (На мой взгляд, менее вероятная кандидатура, хотя бы по тому …. Нет, не по тому, что мумия найдена, а потому, что фараон Исхода, по сути уничтожил свою армию. А с Мернептахом похоже этого не произошло.)

«Во время своего царствования Мернептаху довелось осуществить несколько военных кампаний, самая серьезная из которых пришлась на 5-й год его правления, когда ему пришлось бороться против ливийцев, которые в союзе с "народами моря" угрожали вторгнуться в Египет с запада. Вместе с египетской армией фараон провел победоносную 6-часовую битву против объединенного войска ливийцев и "народов моря" у города Перира, который располагался, по-видимому, где-то на западном краю Дельты. Результаты этой кампании подробно задокументированы на стене рядом с шестым пилоном Карнакского храма. В тексте говорится:

"[Начало победы, которую Его Величество достиг в землях Ливии против народов] Экеш (ахейцы), Тереш (возможно, этруски), Лукка (ликийцы), Шерден, Шекелеш (сикулы) и северян со всех земель"

Позднее в этой же надписи Мернептах получает известие о нападении:

"... Третий сезон, где говорится: "Несчастный, падший вождь Ливии, Мерира, сын Дэда, обрушился на страны Техену со своими лучниками - Шерден, Шекелеш, Экеш, Лукка, Тереш, - приняв в свои ряды лучших воинов со всех стран. Он назначил свою жену и детей главными в своем лагере и достиг западной границы области Перира".

Стела фараона Мернептаха из его погребального храма, известная как 'Стела Израиля'. Египетский музей в Каире

В стеле из Атрибиса, посвященной победе Марнептаха над ливийцами и выставленной в саду Каирского музея, описывается, что "Его Величество находился в ярости от этих новостей, словно лев". Он собрал всех своих придворных и выступил перед ними с пламенной речью. Позднее во сне ему явился бог Птах и, вручая меч, сказал: "Возьми это себе и изгони из своего сердца любой страх". Когда египетские лучники заняли свои позиции на поле битвы, "Амон был с ними в качестве щита". После шести часов ожесточенного боя, "Девять Луков" (враги Египта) побросали свое оружие, отказались от своей добычи и пленных и побежали прочь, спасая свои жизни. Мернептах также утверждает, что одержал победу, убив при этом 6000 вражеских солдат и захватив 9000 пленных. Чтобы уточнить количество побежденных врагов, фараон также приказал собрать отдельно отрубленные половые органы с признаками обрезания, а отдельно - отрубленные руки врагов, у которых подобных признаков не наблюдалось. Из данного упоминания мы узнаем, что воины экешов, которые как правило причисляются к древним ахейцам, все были обрезаны - т.е. факт, который заставляет некоторых исследователей усомниться в том, что они были греками.

Об этих событиях также повествует и стела Марнептаха, широко известная под названием "Стелы Израиля", в которой содержится упоминания о якобы полном уничтожении Израиля в ходе военной кампании фараона в Ханаан на 5-м году его правления: "Израиль был уничтожен... и нет больше его семени". Данный документ является также первым признанным древнеегипетским текстом, где, по словам египтолога Якоба ван Дейка, Израиль упоминается "не как страна или город, но как племя" или народность.

Кроме кампании на 5-м году своего правления, фараон Мернептах также подавил несколько незначительных восстаний в Нубии и, если соответствующие рельефные тексты в Карнаке могут относиться к этому правителю, пресек сирийские и палестинские восстания в Ханаане (что, впрочем, оспаривается большинством современных египтологов). Кроме всего прочего, Мернептах осушествил поставки зерна хеттскому правителю Суппилулиуму II, когда Хеттское царство потряс страшный голод. »

https://egyptopedia.info/m/1671-merneptakh

И это понятно … Раз фараоном исхода, официально объявлен Рамсес II, то какое подавление восстания в Ханаане? И вот же она – стела Израиля, где одно слово, ну так похоже, на слово «Израиль». (Кому интересно – почитайте полемику, по этому вопросу) Ура! Мы нашли евреев. Только вот «народы моря» изгнаны, да и хетты голодают …. Нестыковка.

И зачем из евреев делать людей с интеллектом «ниже плинтуса»? Исход, при сильном фараоне – это самоубийство. А вот когда в стране «смутное время» … Согласно Торе, так и было. Вначале фараон «отпускает» евреев, а потом «передумал».

17 И было, когда Паро отпустил народ, Элохим не повел их по дороге земли Пылиштим, ибо близка она; потому что Элохим сказал: может быть народ передумает при виде войны и возвратится в Египет.

(Что это за война, чуть далее …)

18 И обвел Элохим народ дорогою пустынною к Ям Суфу. И вышли сыны Исраэйлевы вооруженными из земли Египетской.

Шемот 13 (Тора Бешалах)

5 И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце Паро и рабов его на народ, и они сказали: что это мы сделали, что отпустили Исраэйль от служения нам?

Шемот 14 (Тора Бешалах)

 

Переход, через границу нома, без разрешения, считался преступлением против фараона. Наказание – смерть.

Пылиштим, фелистим или в современном языке – Палестина.

«Суппилулиума II (хет. Суппилулиумас) — царь Хеттского царства, последний из царей хеттов, правил приблизительно в 12051178 годах до н. э. Сын Тутхалияса IV, вероятно, от наложницы. Вступил на престол при поддержке некого «начальника писцов на деревянных табличках». По-видимому, возвышение нового царя вызвало широкое недовольство и, как обычно, множество окраинных областей отпало. Однако Суппилулиумаса II поддержал его родич царь Каркемиша Тальми-Тешшуб.

В начале его правления во внешней политике Хеттского царства наблюдается некоторое оживление. Суппилулиумас вновь предпринял поход на Аласию (Кипр). Согласно его надписи он захватил в море и сжёг корабли Аласии, которые, видимо, препятствовали высадке хеттского десанта. Затем он взял верх в битве и на самом острове. Также он совершил походы в Верхнюю Месопотамию, когда, по-видимому, отвоевал у ассирийцев медные рудники Ишувы.

Но дни Хеттского царства уже были сочтены. Угроза нашествия с моря и суши переселяющихся племен Эгейского мира, названных в египетских источниках «народами моря», усиливалась. Из Угарита все наличные сухопутные войска были вызваны в центр Малой Азии, а флот — в Лукку, и царь Угарита Аммурапи не мог оказать помощь царю Аласии (Кипр), когда враг стал угрожать берегам Кипра. Этим врагом, видимо, были сикулы, один из «народов моря». После похода «народов моря» Аласия отпала от хеттов.

Непрерывные военные походы сильно ослабили экономику страны, разорив различные отрасли хозяйства. Из одного письма, адресованного Суппилулиумасом правителю Угарита, выясняется, что в это время Хеттское царство испытывало большую нехватку продовольствия. »

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B0_II

По этому, не встретили евреи хеттов в Ханаане, согласно Торе, 40 лет они «гуляли» по пустыне. И если это было примерно с 1200 г до н.э., то из пустыни евреи вышли к 1160 году до н.э. И какие там хетты? А вот народы, входившие в хеттскую империю, остались на месте и «как обычно, множество окраинных областей отпало».

Но оставим пока евреев, наслаждаться видами пустынных областей региона. То, что происходило в Египте, после Исхода, все еще интересует нас. Почему? Мы не видим выхода, «на сцену истории», одного народа, сыгравшего свою роль в истории Израиля.

В это время в Египте пала 19 династия фараонов. На смену ей приходит 20.

«Единственным важным фараоном XX-й Династии принято считать Рамсеса III, который около 1180 года до н.э. вместе со своим войском остановил вражеское вторжение в Египет на суше и на море со стороны Балкан на севере и Малой Азии на востоке. Захватчиками являлись кочевники из так называемых "народов моря", к которым, согласно египетским документам, принадлежали племена "тхекер" (тевкры, или троянцы) и "пелесет" (пеласги, или филистимляне), в итоге все-таки поселившиеся в крупных древнеегипетских городах, таких как Мемфис и Пи-Рамсес. В это время данные племена значительно укрепили свою власть и доминирование в древних городах-государствах, стремительно развивающихся вдоль побережья Эгейского моря в Турции, Сирии и Ливане, до такой степени, что смогли противостоять военной мощи наиболее значимым империям древнего мира, в том числе и Египта.

Такие геополитические потрясения привели к возвышению новых древних государств на востоке, которыми стали Ассирия, Элам и Мидия. В это же время на западе Микены постепенно устанавливали свой контроль над среднеземноморской торговлей, где до этого господствовали критяне, которые из-за непрекращающихся нападений финикийцев вынуждены были отказаться от своего доминирования на море, а позднее и вовсе исчезли.

Военные успехи Рамсеса III являются одним из основных достижений его правления. Этот фараон во всем пытался подражать своему знаменитому предшественнику Рамсесу Великому, даже в выборе имен для собственных детей. Таким образом, он хотел обеспечить преемственность и закрепление династии, однако отдаление от "Великой царской жены" в пользу политики придворного гарема пресекло все его дальнейшие стремления. Кроме того, при Рамсесе III состоялась первая документально засвидетельствованная забастовка рабочих, что стало первым признаком глобальных изменений в древнеегипетском обществе, положение которого при последующих правителях будет только осложняться. Рамсес III пал жертвой дворцового заговора в Фивах, в котором принимали участие представители его собственного гарема.»

https://egyptopedia.info/0-9/1684-xx-dinastiya

Давайте рассмотрим этот период подробнее:

«Во время правления Рамсеса III Египет подвергся целому ряду различных чужеземных угроз. Хотя некоторыми исследователями и утверждается, что в 5-м году царствования фараона на страну повторно напали ливийские племена, как указывается в текстах из храма в Мединет-Абу, в данном описании можно провести очень сильные параллели с таким же изложением о битве с ливийцами времен Мернептаха. Поэтому может быть вполне вероятным, что это описание было скопировано из заупокойного храма Мернептаха дабы приукрасить победы египетского монарха, в отличие от сражений "в море и на суше" с так называемыми "народами моря", с которыми Рамсесу III пришлось столкнуться на самом деле.

В течение своего долгого пребывания на престоле этот фараон застал пик политического хаоса в Греции и на Ближнем Востоке. В это время под непрекращающимися набегами "народов моря" исчезает Хеттская империя, а также ряд других, менее значительных политических образований древнего мира. Из-за этого весь Ближний Восток оказался затронут волной хаоса и разрухи, однако Рамсес III избегал какого-либо решительного вмешательства в эти события со стороны Египта. Тем не менее, очень скоро сложная ситуация, которая сложилась в Азии, потребовала решительного ответа от египетской стороны: "народы моря" полностью разграбили и разрушили Хаттусу - столицу Хеттского царства, захватили Кипр и Нахарину - область на месте бывшего государства Митанни, а также напали на Сирию и Палестину, где многие города были сожжены или разрушены (Кархемиш был одним из немногих городов, которые пережили нападение "народов моря"). Вследствие этого египетские провинции в Ханаане стали подвергаться непрерывным набегам со стороны новых захватчиков, которые могли распространиться на весь остальной Египет.

Поскольку рельефы из храма в Мединет-Абу содержат изображения многочисленных женщин и детей, загруженных в повозки, историки предположили, что нападающие являлись одновременно и мигрантами с севера, искавшими новые территории для расселения из-за того, что их собственные постигли длительные засухи, неурожаи и, соответственно, крах тамошних городов-государств. Об их атаках рассказывают многие документы того времени, к примеру, письма Аммурапи - последнего правителя Угарита, - который умолял о помощи Эшувара, царя Аласии:

"Мой отец [Эшувара], вот, корабли противника пришли (сюда); города мои (?) были сожжены, и они творили зло в моей стране. Знает ли мой отец, что все мои войска и колесницы (?) в земле Хатти, а все мои корабли в земле Лукка? Таким образом, страна оказалась брошеной и незащищенной. Возможно, мой отец знает, что семь кораблей противника, что пришли к нам, принесли нам уже много бед?".

Битва в Дельте Нила между египтянами и 'народами моря'. Зарисовка рельефа в храме в Мединет-Абу

Вторжение "народов моря" часто называется одной из основных причин упадка бронзового века, когда исчезли многие великие цивилизации древности, такие как Великая Хеттская империя, Микены, Кипр и Угарит. Независимо от происхождения этих народов, они стремительно продвигались вдоль восточного побережья Средиземного моря, попутно нападая на берега Анатолии, Кипра, Сирии и Ханаана, прежде чем вторглись в Египет в 1180-х годах до н.э. Нам известно, что "народы моря" являлись великими воинами, и некоторые данные свидетельствуют, что они имели довольно высокий уровень организации и военной стратегии. Египет оказался в большой опасности, поскольку эти захватчики не просто хотели получить его товары и добычу от его земель, но и планировали обосноваться здесь: ведь не было больше ни одной страны в древнем мире с более плодородными почвами и большими запасами золота, чем в Египте. Как свидетельствуют надписи из заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Ни одна другая страна не выдержала атак "народов моря":

"Чужеземные страны (т.е. "народы моря") составили заговор на своих островах. Сразу все земли были опустошены и разрознены под их атаками. И не было земли, которая могла устоять перед их оружием: Хатти, Кади (Кадеш), Кархемиш, Арцава и Аласия, которые были отрезаны (т.е. уничтожены) в одно время. (Основной) лагерь был создан в Амурру. Они изгнали его жителей, а его земля стала такой, где словно бы никто не рождался. Они шли вперед, к Египту, и пламя было подготовлено для них. В их состав входили объединенные силы Пелесет, Зекер, Шекелеш, Деньен и Вешхеш. Они возложили свои руки на земли, насколько хватало этих земель, и сердца их уверенно говорили: "Наши планы увенчаются успехом!"".

В результате нападения "народов моря" практически все среднеземноморские цивилизации были уничтожены, и лишь египтяне были способны дать отпор. Тем не менее, эта победа оказалась для них "пирровой", поскольку после нее Египет оказался настолько ослабленным, что уже никогда не смог стать таким же могущественным государством, каким был до вторжения. Данный конфликт также значительно подорвал египетскую экономику, что повлекло за собой голод и разруху; позднее египтяне часто использовали выражение, что "смерть приходит с другой стороны моря".

«Другая сторона моря»

Битва на границах Джахи

Битва с 'народам моря' на границе в Джахи на рельефе в храме в Мединет-Абу. Зарисовка Артура Эванса, 1921 г.

Битва в землях Джахи являлась основным столкновением между силами фараона Рамсеса III и "народом моря", которые намеревались вторгнуться в Египет и завоевать его. Конфликт произошел в 8-м году правления Рамсеса III, т.е. в 1178 или 1175 году до н.э. (точная дата пока что не определена, поскольку зависит от того, правил ли фараон Аменмес самостоятельно или параллельно с Сети II), где-то на восточной границе Древнеегипетской империи, в области, именуемой "Джахи" и соответствующей территории современного Южного Ливана. В этом бою египтяне под личным предводительством фараона победили армию "народов моря", которые пытались организовать атаку по суше. Почти все, что нам известно об этой битве, происходит из заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Описание битвы и данные о пленных очень подробно задокументированы на стенах храма и составляют самую длинную иероглифическую надпись, известную современной египтологии.

До начала сражения "народы моря" захватили хеттское вассальное государство Амурру, которое было расположено неподалеку от египетских границ. Это дало Рамсесу III немного времени для того, чтобы как следует подготовиться к ожидаемому нападению врага. Как отмечают надписи в его заупокойном храме: "Я укрепил границы Захи (Джахи), готовясь к ним". Сухопутные войска "народов моря" продвигались на юг, вдоль левантийского побережья через Палестину, когда внезапно были остановлены силами фараона "на египетской границе в Джахи - одной из областей поздней Финикии", как заметил австралийский хеттолог Тревор Брюс.

Рамсес III описывает эту битву довольно резко и бескомпромиссно:

"В [египетских] колесницах находились воины..., и все были умелыми командирами, готовыми сражаться. Их лошади заставляли дрожать все конечности и готовы были раздавить [чужеземные] страны под своими копытами... Что касается тех, кто достиг моей границы, то семени их нет больше, а их сердца и души потеряны навсегда".

После того, как сражение возле границ Джахи закончилось большой победой египтян, сама война между Египтом и "народами моря" была далека от завершения. Немного позднее, используя свой военно-морской флот, захватчики решили напасть на Египет со стороны моря возле устья реки Нил.

Битва в Дельте Нила

'Народы моря' на своих кораблях во время сражения в Дельте Нила. Рельеф из храма в Мединет-Абу. Фото из книги Г.Масперо 'История халдеев Египта, Сирии, Вавилона и Ассирии', 1903-1904 гг.

Около 1175 года до н.э. фараону Рамсесу III удалось отбить крупное морское вторжение. Конфликт произошел где-то у берегов восточной Дельты Нила и, возможно, частично затронул границы Египетской империи в Сирии. Описание этого сражения в мельчайших подробностях также описано на стенах храмового комплекса Рамсеса III в Мединет-Абу.

После победы над "народами моря" в сирийской провинции Джахи фараон вернулся обратно в Египет, где уже завершилась подготовка к штурму захватчиков. Согласно надписям в Мединет-Абу, когда Рамсес посмотрел в сторону моря, то увидел грозную силу, состоящую из тысяч вражеских кораблей, и возможный конец Египетской империи. Это был важный момент для фараона, в частности, как для стратега и верховного командующего, поскольку до этого времени египтянам никогда не приходилось участвовать в столь масштабных морских сражениях. Тем не менее, Рамсес блестяще отреагировал на вражеский вызов, выстроив на берегах Дельты своих лучников, которые осыпали корабли неприятеля постоянным градом стрел, когда те пытались бросить якорь. Зная, что он будет повержен, если столкнется с врагами в открытом море, Рамсес III заманил вражеский флот вглубь Дельты Нила, где была подготовлена засада из египетских кораблей, собранных со всей страны для этого случая. Вдохновленные своими тактическими успехами, египтяне выманивали "народы моря" ближе к берегу, где уже находились лучники с очередным мощным залпом из стрел. В конце-концов им удалось потопить все вражеские корабли, и выловить из воды множество вражеских воинов, многие из которых были убиты на берегу и взяты в плен. Таким образом, это сражение было выиграно прежде, чем захватчик ступил на египетскую землю. Битва была описана следующими словами:

"Я укрепил свои границы в Джахи (сирийско-палестинские территории, контроллируемые Древним Египтом) и поставил в них местных князей. гарнизонных командиров и марианну (азиатских наемников). После чего я подготовил устье реки, укрепив его мощной стеной из военных и транспортных кораблей и парусных лодок. Все они были полностью снаряжены и на корме и в носовой части, с храбрыми солдатами и отборной египетской пехотой".

Далее Рамсес рассказывает о дальнейшей судьбе, постигшей "народы моря", которые осмелились напасть на Египет:

"Перед теми, кто прорвался вперед по морю, в устье реки горело пламя, а град стрел и копий встретил их на берегу... Сети, чтобы поймать их, были готовы: те, кто вошел в устье реки, оказались окружены и пали на месте. Их убили и разорвали на части, затем вытащили, поверженных и мертвых, на песчаный берег;... свалили в кучу от носа до кормы на их же кораблях, в то время, как все их вещи были выброшены за борт".

Последствия

Шествие пленных воинов 'народов моря'. Рельеф из храма в Мединет-Абу. Фото из книги Г.Масперо 'История халдеев Египта, Сирии, Вавилона и Ассирии', 1903-1904 гг.

Хотя и не сохранилось каких-либо документов о любом возможном преследовании разгромленных "народов моря", бежавших на восток, тем не менее Египет был спасен от полного разрушения, которое постигло Хеттское царстов, Аласию и другие крупные государства на Ближнем Востоке в период, ныне называемый "катастрофой бронзового века".

Рамсес III утверждает, что он включил "народы моря" в общее число покоренных им народов и поселил их в Южном Ханаане, хотя каких-либо четких доказательств по этому поводу так и не было обнаружено. Тем не менее, фараон был не в состоянии предотвратить дальнейшую массовую миграцию этих племен в ханаанские провинции. Позднее, после того, как Египетская империя лишилась своих владений в Азии, присутствие "народов моря" в Ханаане поспособствовало формированию новых государств в этом регионе (таких как Филистия).

Война с "народами моря" была выиграна египтянами, но этот конфликт настолько опустошил государственную казну и подорвал экономику Египта, что страна оказалась не в состоянии больше вернуться к былому величию: Рамсес III рассматривается как последний великий фараон-завоеватель эпохи Нового Царства.»

https://egyptopedia.info/r/1686-ramses-iii

А евреи? А что евреи, как и положено евреям, они в это ужасное время, когда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: