<

Анализ состояния основных фондов




Основные средства постепенно изнашиваются. Они подвергаются моральному и физическому износу.
«Физический износ – это постепенная утрата основными фондами своей первоначальной потребительной стоимости, происходящая не только в процессе их функционирования, но и при их бездействии».
«Моральный износ – характеризуется тем, что наступает до физического, то есть основные фонды еще могут быть использованы, но они уже не являются экономически эффективными».
Моральный износ имеет две формы. Первая форма – это уменьшение стоимости машин и оборудования под влиянием сокращения общественно необходимых затрат на их воспроизводство. Вторая форма – уменьшение стоимости оборудования в результате внедрения новых, более прогрессивных и экономически эффективных аналогов. Под влиянием этих форм морального износа основные фонды становятся отсталыми по своей технической характеристике и экономической эффективности.
1. Физический износ определяется на основании сроков службы основных фондов.
Иф=(Тф: Тн) * 100%, где

Иф - физический износ;
Тф - фактический срок службы основных фондов, лет;
Тн - нормативный срок службы, лет.
2. Моральный износ первого вида определяется на основании соотношения балансовой и восстановительной стоимостей.

Изн.(м1)=[(Фб-Фв)/ Фб] *100%, где

Изн.(м1) - моральный износ первого вида;
Фб - балансовая стоимость, руб.;
Фв - восстановительная стоимость, руб.
3. Моральный износ второго вида определяют на основе сравнения производительности оборудования:
Изн.(м2)=[(Пр2-Пр1)/ Пр2] *100%, где

Изн.(м2) - моральный износ второго вида;
Пр1 – производительность действующих основных фондов;
Пр2 – производительность новых основных фондов.
Данный подход не учитывает экономию сырья и материалов или экономию рабочей силы, что может быть обеспечено новыми основными фондами. Поэтому для более точного учета следует сравнивать основные фонды по издержкам производства:
Изн.(м2)= [(Изд.1-Изд.2)/Изд.2]*100%, где

Изн.(м2) - моральный износ второго вида;
Изд.1 – издержки производства действующих основных фондов, руб.;
Изд.2 – издержки производства новых основных фондов, руб.
Амортизация – это денежное возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Следовательно, амортизация – денежное выражение физического и морального износа основных фондов. Она осуществляется в целях полной замены основных фондов при их выбытии. Сумма амортизационных отчислений зависит от стоимости основных фондов, времени их эксплуатации, затрат на модернизацию.
Норма амортизации рассчитывается по формуле:
На= [(Ф1-Фл)/Та*Ф1]*100%, где

На- норма амортизации;
Ф1- первоначальная стоимость основных фондов, руб.;
Фл- ликвидационная стоимость основных фондов, руб.;
Та- нормативный срок службы (амортизационный период) основных фондов, лет.
Сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов:
Аа=На*Ф, где

Ф- среднегодовая стоимость основных фондов, руб.

Анализ эффективности использования основных фондов

К системе взаимосвязанных показателей, непосредственно характеризующих эффективность использования основных средств и производственных мощностей, а так же раскрывающих резервы дальнейшего улучшения их использования, относятся показатели, характеризующие:
а) использование основных средств во времени (коэффициент экстенсивной нагрузки)
б) использование их в единицу времени (коэффициент интенсивной нагрузки)
в) общее использование (коэффициент интегральной нагрузки).
Первый показатель (Кэ.н.) определяется путем деления времени фактического использования на максимально возможное время использования основных средств:
Кэ.н.= (Тф/Тм)*100%, где
Тф- фактическое время полезного использования рабочих машин и оборудования в течении года, маш.-ч.
Тм- годовой фонд времени работы машин (единиц оборудования), маш.-ч.
Второй показатель (Ки.н.) получается в результате деления фактического количества продукции, произведенной в единицу времени работы оборудования, на максимальный выпуск этой продукции, которую можно произвести с участием данных основных средств в ту же единицу времени:
Ки.н.= (Qф/Qmax)*100%, где

Qф- фактический выпуск продукции, произведенной на данном оборудовании за отчетный период;
Qmax- максимальный выпуск продукции, которую можно произвести на данном оборудовании за отчетный период.
Третий показатель (Кинт.) рассчитывается путем перемножения первых двух показателей:
Кинт.= Кэ.н. * Ки.н.

Данный коэффициент может быть представлен кка отношение фактически произведенной продукции к максимально возможному выпуску. В отчетах предприятий эта величина носит название «использование производственной мощности» и измеряется в процентах.
Кинт.= (Тф* Qф/ Тм* Qmax)= Qа/ Qmax

К числу важнейших показателей экстенсивного использования основных фондов на предприятии относится и коэффициент сменности.
Ксм.= МС/кол-во оборудования, где

МС- сумма фактически отработанных машино-смен за сутки
Кол-во оборудования – общее количество установленного оборудования.
Данный коэффициент показывает, сколько смен в среднем в течении суток работало установленное оборудование.
С теми же целями применяется коэффициент использования парка оборудования:
Ки.= кол-во действующего оборудования/кол-во установленного оборудования.

Натуральные показатели использования основных средств, используемые при анализе современного состояния и планирования производственных мощностей, составлении баланса оборудования и т.д. все же раскрывают общей картины эффективности использования всех основных средств предприятия. Для общего анализа хозяйственной деятельности, планирования капитальных вложений, ввода в действие основных средств и производственных мощностей всех звеньев промышленности применяются показатели:
• фондоотдачи - отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ;
• фондоемкости - величина обратная фондоотдаче;
• рентабельности - отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств.
• удельных капитальных вложений на 1 руб. прироста продукции.
Наиболее важный из них – показатель фондоотдачи основных средств.
При расчете показателей фондоотдачи исходные данные приводят в сопоставимый вид. Объем продукции корректируется с учетом изменения оптовых цен и структурных сдвигов, а стоимость основных средств – с учетом их переоценки. Совокупность факторов, влияющих на показатель фондоотдачи показана на рисунке 1.



Рисунок 1. Схема факторной системы фондоотдачи.

Фондоотдача активной части фондов (технологического оборудования) непосредственно зависит от ее структуры К, к времени работы Т и среднечасовой выработки СВ. для анализа можно использовать следующую факторную модель:
ФО= К*Т*СВ/ОПФ

Фондоотдача показывает, какова общая отдача от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды, т.е. насколько эффективно данное вложение средств.
Чем лучше используются основные фонды, тем выше показатель фондоотдачи. Рост фондоотдачи позволяет относительно уменьшить объем накопления и соответственно увеличить долю фонда потребления.
Одной из главных причин, ухудшающих показатель фондоотдачи, является медленное освоение вводимых в действие основных средств. И напротив, сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых объектов основных средств позволяет ускорить оборот производственных фондов и тем самым замедлить наступление морального износа основных средств предприятия, повысить эффективность его экономической деятельности.
Показатель фондоотдачи (ФО) взаимосвязан с показателем производительности труда (ПТ) и с показателем фондовооруженности труда (W).
Показатель производительности труда:
ПТ= Vпрод./Nчисл., где

Vпрод- объем продукции;
Nчисл- среднесписочная численность.
Показатель фондовооруженности труда определяет, сколько основных фондов приходится на одного работника.
W= Фосн./ Nчисл, где

Фосн- среднегодовая стоимость основных фондов;
Если в показателе фондоотдачи, который рассчитывается по формуле:
ФО= Vпрод./ Фосн, числитель и знаменатель данной формулы разделить на среднесписочную численность, то получим:
ФО= Vпрод./ Фосн= (Vпрод: Nчисл)/ (Фосн: Nчисл)= ПТ/W

Получается, что фондоотдача равна отношению производительности труда к фондовооруженности. Это отношение позволяет выполнить дополнительный анализ и выявить оптимальность оснащения основными фондами предприятия (фондовооруженности): производительность труда должна увеличиваться более быстрыми темпами, чем фондовооруженность, что будет способствовать росту фондоотдачи.
Наряду с фондоотдачей вычисляют и обратную величину, которую называют фондоемкостью. Она характеризует стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на 1 рубль товарной продукции.
ФЕ=, где

Ф — среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
Т — объем товарной или валовой, или реализованной продукции, руб;
Снижение фондоемкости означает экономию капитала, участвующего в производстве.
Каждый из этих показателей отражает различные экономические процессы и применяется в разных случаях. Так, показатель фондоотдачи применяется для определения экономической эффективности использования действующих основных производственных фондов. Величина фондоемкости показывает, сколько средств нужно затратить на основные фонды, чтобы получить необходимый объем продукции, иначе говоря, какова потребность в основных фондах.
Так же на улучшение использования основных фондов существенное влияние оказывает и такой обобщающий показатель, как рентабельность, или, точнее, норма рентабельности. Этот показатель введен еще в 60-е гг. в условиях хозяйственной реформы. Рентабельность рассчитывается по двум вариантам:
• Отношение прибыли к издержкам предприятия (себестоимости). При этом не учитывается эффективность использования производственных фондов;
• Отношение прибыли к сумме основных фондов и оборотных средств, т.е. с учетом производственных фондов.
Однако практика применения показателя рентабельности выявила некоторые его недостатки. Рентабельность может повышаться по причинам, не зависящим от улучшения использования производственных фондов, например, за счет перепроизводства дорогостоящих изделий, завышения цен на новые изделия, расширения использования рабочей силы и т.д.
Рентабельность производства соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств – основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Средства, использованные в производстве продукции, являются ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств при той же величине полученной прибыли, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие функционирует с большим эффектом.
Практическое значение имеют не столько сами значения рассматриваемых показателей, сколько их динамика. В этой связи и показатели выпуска товарной продукции, и средне годовую стоимость основных фондов следует брать в сопоставимых ценах (приведенных к одной дате).
Для повышения эффективности производства важно, чтобы был обеспечен опережающий рост производства продукции по сравнению с ростом основных производственных фондов или опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом его фондовооруженности.
Для расчета влияния изменений величин фондоотдачи и средней годовой стоимости основных производственных фондов (факторов) на объем товарной продукции (целевого показателя) можно использовать следующую формулу:
Qт= Фосн.*ФО, где

Фосн.- среднегодовая стоимость основных фондов
Qт - объем готовой товарной продукции.
ФО- фондоотдача
Затем следует проанализировать влияние соответствующих факторов на изменение объема продукции в абсолютном выражении с помощью методов факторного анализа.
Повышение эффективности использования производственных средств, определяемое как увеличение выпуска товарной продукции, достигается двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивные факторы приводят к росту стоимости, количества и времени использования производственных средств. Интенсивные факторы обеспечивают рост конечных результатов (количества производимой продукции) при относительно неизменной величине самих средств.

18.Методы анализа ресурсного потенциала организации: анализ финансовых ресурсов.
Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия. В условиях рыночной экономики эти вопросы выдвигаются на первый план. Резко повышается значимость финансовых ресурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия, а также финансирование текущей хозяйственной деятельности. От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные активы, зависят финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности. Поэтому анализ наличия, источников формирования капитала имеет исключительно важное значение. Финансовые ресурсы — это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. В процессе анализа необходимо: 1) изучить состав, структуру и динамику источников формирования финансовых ресурсов предприятия установить факторы изменения их величины; 2) определить стоимость отдельных источников финансирования и их средневзвешенную цену, 3) оценить произошедшие изменения в пассиве баланса с точки зрения повышения уровня финансовой устойчивости предприятия; 4) обосновать оптимальный вариант соотношения собственного и заемного капитала. Основными источниками информации для анализа формирования и размещения капитала предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах, о собственном капитале, о движении денежных средств, приложение к балансу в другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету; Подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности дается в аудиторском заключении, если она в соответствии с законом подлежит обязательному аудиту. Формируется капитал предприятия как за счет собственных (внутренних); так и за счет заемных (внешних) источников. Основным источником финансирования является собственный капитал. В его состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и дополнительный капиталы, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др. Кроме капитала источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются обязательства – заемные средства. По целям привлечения обязательства подразделяются на следующие виды: - средства, привлекаемые для воспроизводства основных средств и нематериальных активов; - средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов; - средства, привлекаемые для удовлетворения социальных нужд. По форме привлечения заемные средства могут быть в денежной форме, в форме оборудования (лизинг), в товарной форме и других видах; по источникам привлечения они делятся на внешние и внутренние; по форме обеспечения — обеспеченные залогом, обеспеченные поручительством или гарантией и необеспеченные. При формировании структуры капитала необходимо учитывать особенности каждой его составляющей. Собственный капитал характеризуется простотой привлечения, обеспечением более устойчивого финансового состояния и снижением риска банкротства. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и независимости. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется, на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше доля заемных средств, тем выше буфер, который защищает кредиторов от убытков, а следовательно, меньше риск потери. Однако нужно учитывать, что собственный капитал ограничен в размерах. Кроме того, финансирование деятельности предприятия только, за "счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. Тогда в отдельные периоды будут накапливаться большие средства на счетах в банке, а в другие их будет недоставать. Следует также иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного (акционерного) капитала Как правило, предприятия берут кредит, чтобы усилить свои рыночные позиции. К недостаткам этого источника финансирования можно отнести также сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения плановой себестоимости предприятия. От того, насколько оптимально соотношение собственного и капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия. Проведем анализ динамики и структуры финансовых ресурсов предприятия
Источник ресурсов Наличие средств, тыс. руб. Структура средств, %
На начало года на конец года изменение на начало года на конец года изменение
Собственные 25 000 29 500 +4500 54,7 51,9 -2,8
Привлеченные 20 700 27 300 +6600 45,3 48,1 +2,8
Итого 45 700 56 800 +11 100    

На анализируемом предприятии за отчетный год увеличилась сумма и собственных и заемных ресурсов. Однако в структуре доля собственных источников средств снизилась, а заемных соответственно увеличилась, что свидетельствует о повышении степени финансовой зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов,

Факторы изменения собственного капитала анализируем на основании первого раздела пассива баланса

Источник капитала Наличие средств, тыс. грн. Структура средств, %
на начало года на конец года изменение на начало года на конец года изменение
Уставный капитал       39,7 33,6 -6,1
Резервный капитал     +500 4,8 5,7 +0,9
Добавочный капитал     +1750 37,9 37,9
Нераспределённая прибыль     +2250 16,8 21,8 +5,0
Резерв предстоящих расходов и платежей     +100 0,8 1,0 +0,2
Итого     +4600 100,0 100,0

 

Данные, показывают изменения в размере и структуре собственного капитала: значительно увеличились сумма и доля нераспределенной прибыли и резервного фонда при одновременном уменьшении удельного веса уставного капитала. Общая сумма собственного капитала за отчетный год увеличилась на 4600 тыс. грн., или на 18,25%.

Факторы изменения собственного капитала нетрудно установить по данным отчета ф. № 4 "Отчет о собственном капитале" и данным аналитического бухгалтерского учета, отражающим движение уставного, резервного и дополнительного капитала, целевого финансирования и поступлений.

Необходимо выяснить за счет каких составных частей произошли эти изменения. Очевидно, что рост собственного капитала за счет реинвестирования и за счет переоценки основных средств будет рассматриваться по-разному при оценке способности предприятия к самофинансированию и наращиванию собственного капитала. Капитализация (реинвестирование), прибыли способствует повышению финансовой устойчивости, снижению себестоимости финансовых ресурсов, так как за привлечение альтернативных источников финансирования нужно платить довольно высокие проценты.

Темпы роста собственного капитала (отношение суммы реинвестированной прибыли к собственному капиталу) зависят от следующих факторов:

Рентабельности оборота (Rоб) — отношение чистой прибыли к выручке.

Оборачиваемости капитала (КОфр) — отношение выручки к сумме финансовых ресурсов;

Мультипликатора капитала (МК), характеризующего финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств (отношение среднегодовой суммы валюты баланса к годовой сумме собственного капитала);

Доли отчислений чистой прибыли на развитие производства (Дотч) (отношение реинвестированной прибыли к сумме чистой прибыли).

 

 

Стоимость финансовых ресурсов – цена, которую предприятие платит за их привлечение из разных источников.

Поскольку финансовые ресурсы образуются из разных источников, то оценивается стоимость каждый из них, и проводится сравнительный анализ.

Стоимость собственного капитала определяется суммой прибыли, выплаченной собственникам в отчетном периоде

Стоимость дополнительно привлеченного капитала определяется отношением суммы выплаченных дивидендов по акциям к сумме акционерного капитала.

Стоимостью банковского кредита являются проценты за него.
Стоимость кредиторской задолженности как правило равна 0, так как предприятие не несет расходов за обслуживание этого долга.

Средневзвешенная стоимость всех пассивов определяется по формуле:

Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложены финансовые ресурсы и какой доход они приносят

Информация о размещении финансовых ресурсов содержится в активе баланса.

Главным признаком группировки активов является степень их ликвидности (скорость превращения в денежные средства).

Средства предприятия могут использоваться как в его внутреннем обороте, так и за его пределами (дебиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, денежные средства на счетах в банках).

Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффектности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной, финансовой деятельности, следовательно, и финансовая устойчивость предприятия.

Если созданные полезные мощности предприятия используются недостаточно из-за отсутствия материальных ресурсов, то это отрицательно сказывается на финансовых результатах предприятия финансовом положении. То же происходит, если созданы излишние производственные запасы, которые не могут быть переработаны на имеющихся производственных мощностях, в итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и как следствие ухудшается финансовое состояние.

В процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить их динамику, и изменение в структуре.

19. Типы стратегий организации: подходы к классификации.
Стратегия - интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. В общем случае, на предприятии может быть разработано и реализовано четыре основных типа стратегий: -Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта. -Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции. -Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации. -Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов. Стратегии можно классифицировать по многим основаниям, поэтому рассмотрим лишь основные. Прежде всего речь идет о степени важности. С этой точки зрения выделяют следующие. Генеральная стратегия отражает способы осуществления миссии организации и служит основой "пирамиды" стратегий. За ее осуществление ответственно руководство. Она является общей, то есть нацелена на решение проблем организации в целом. В частности ее объектами являются: · пути формирования основных конкурентных преимуществ; · способы распределения ресурсов между отдельными направлениями деятельности; · рост и развитие; · инвестиционные приоритеты; · изменение структуры корпорации, диверсификация производства, слияния и поглощения, пути достижения сбалансированности отдельных видов бизнеса; · приспособление к изменениям среды. Частные стратегии определяют модель поведения организации или ее элементов в той или иной конкретной ситуации. 1. Деловая стратегия представляет собой план деятельности в определенной сфере и воплощается в бизнес-плане. Содержит общие стратегические подходы и конкретные действия, которые реализуются в непосредственно подчиненных головной организации структурных единицах в рамках генеральной стратегии с целью достижения желаемых результатов. Деловая стратегия должна разрабатываться по следующим направлениям: · определение форм и интенсивности реакции конкретного субъекта на динамику среды; · разработка мер, обеспечивающих стратегические преимущества (данного вида деятельности), которые составляют основу практической реализации деловой стратегии; учет необходимых для этого факторов (технологии, финансовые ресурсы и т.п.); методы взаимодействия с внешним окружением; · объединение стратегических инициатив функциональных подразделении, решение стратегических проблем, актуальных для организации в данный момент (например, реконструкция); · развитие навыков и профессионализма служащих в основных сферах деятельности. За стратегию ответственны руководители основных подразделений. Деловая стратегия находится под воздействием ряда факторов: · особенностей потребителей данного вида деятельности; · уровня инвестиций и затрат (в рост, укрепление позиций, текущую эксплуатацию); · функциональных стратегий (тарифной, ассортиментной, распределительной, информационной); · стратегических способностей и стратегических активов; · распределение ресурсов между службами; · возможности получения синергетического эффекта. На любом этапе разработки деловая стратегия должна рассматриваться как подсистема генеральной стратегии, поскольку любая деятельность служб является лишь относительно обособленным видом деятельности организации. 2. Функциональная стратегия представляет собой план управленческих действий отдельного подразделения или ключевого направления, конкретизирующий и поддерживающий генеральную и деловую стратегии, которые определяют пути достижения специфических целей, стоящих перед организацией и ее основными подразделениями в рамках отдельной формы деятельности (финансы, кадры, управления, международная деятельность и пр.) Функциональные стратегии, за реализацию которых отвечают руководители функциональных подразделений, должны быть скоординированными, что достигается на стадии обсуждения. 3. Операционная стратегия определяет способы управления ключевыми структурами внутри функциональных направлений с учетом особенностей их деятельности при решении ими текущих задач, имеющих стратегическую важность, то есть от которых зависит реализация генеральной, функциональной и деловой стратегий. Эта стратегия дополняет и развивает бизнес-план. Ответственными за нее являются заместители руководителя организации и руководители основных подразделений. 4. Конкурентная стратегия отражает общий подход организации к действиям, которые та использует для привлечения клиентов и ведения конкурентной борьбы. Она направлена на защиту существующих и приобретение новых конкурентных преимуществ, повышение конкурентоспособности (поэтому такую стратегию и называют конкурентной). Стратегия определяет, как организация должна реагировать на изменение ситуации, и предусматривает в зависимости от ее состояния наступательные и оборонительные действия, краткосрочные тактические ходы и долгосрочные мероприятия, от которых зависит будущее компании. Важная задача - формирование непротиворечивого набора конкурентных стратегий. 5. Специальные стратегии для отдельных особых случаев, например антикризисная, реструктуризации и пр. 6. Краткосрочные стратегии (стратегические задачи) ставятся и реализуются для того, чтобы отреагировать на появление новых, не укладывающихся в основную концепцию обстоятельств, появившихся внутри организации и за ее пределами, которые в ходе формирования основной стратегии предвидеть было нельзя. Это позволяет не менять стратегию в целом, а дополнить, развить или скорректировать ее. Перечисленные стратегии поддерживают деловую, а значит, усиливают конкурентоспособность компании. За их разработку и осуществление отвечают руководители функциональных подразделений. Ввиду своей разнонаправленности они должны быть тщательно скоординированными. По степени сложности стратегии делятся на простые и сложные. Простые стратегии имеют в основе один хозяйственный процесс и не испытывают на себе тех или иных воздействий. Сложные - связаны с несколькими такими процессами и подвергаются интенсивному влиянию внешних условий (часто весьма неблагоприятных). По направленности выделяют: 1) стратегии рационалистического типа, мобилизующие внутренний потенциал организации (социальные, кадровые, организационные и пр.) 2) стратегии предпринимательского типа, ориентированные на использование внешних возможностей (финансовые, инвестиционные и пр.). если объект стратегии представляет собой нечто не разделенное на самостоятельные части, говорят, что она - концентрированная; если же такое разделение существует и требуется обеспечить успешное развитие этих частей на основе их взаимной поддержки, речь идет о диверсифицированной стратегии. По степени возможности реализации стратегии разделяются на о существимые на имеющейся базес помощью совершенствования деятельности и интенсификации усилий и на представляющие интерес, но в данный момент не осуществимые. Организация должна находиться в непрерывном развитии, которое может касаться сферы ее деятельности, результата и потенциала. В связи с этим выделяют стратегии роста, умеренного роста, сокращения и комбинированную. С точки зрения соответствия ресурсов можно говорить о следующих стратегиях: 1) не требующих существенных изменений в ресурсной базе; 2) требующих для реализации программы роста увлечения ресурсов (за счет внутреннего перераспределения и внешнего привлечения); 3) предполагающих сокращение ресурсной базы. По своему характеру стратегия фирмы может быть наступательной, наступательно-оборонительной и чисто оборонительной. Цель н аступательной стратегии - увеличение возможностей, а оборонительной - их защита. Выделяют шесть основных типов наступательной стратегии: · действия, направленные на то, чтобы противостоять сильным сторонам конкурента или превзойти их; · действия, направленные на использование слабостей конкурента; · одновременное наступление на нескольких фронтах; · захват незанятых пространств; · партизанская война; · упреждающие удары. Стратегии могут различаться по уровню агрессивности, то есть изменений коренного характера, которые фирма вносит, руководствуясь ими, в технологии, продукцию, маркетинг и пр. Агрессивность характеризует стратегическую активность компании и должна соответствовать состоянию окружения. Особые стратегии могут предусматривать для организаций разных размеров и организаций, находящихся на различных стадиях жизненного цикла. В последнее время появилась понятие смешанной стратегии, в условиях которой работа выполняется требуемым, а не самым эффективным образом. Виртуальные стратегии предполагают реализацию деловой идеи посредством комбинирования функций, выполняемых сторонними организациями. Единых рецептов выработки стратегии нет, хотя в любом случае основная идея должна принадлежать первому лицу. В маленьких организациях создание стратегии происходит неформально и часто она не существует даже в письменной форме. Крупные же организации осуществляют этот процесс на основе многочисленных исследований и обсуждений. Процесс формирования стратегии можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, с точки зрения того, что должно лежать в основе стратегии. Это могут быть: · определенная функция, которая наиболее развита в данной организации; · ресурсы, которыми организация располагает в значительном количестве; · стратегические способности. Во-вторых, с точки зрения того, как осуществляется стратегический процесс: · полностью осознано; · спонтанно; · частично осознано, частично спонтанно. В-третьих, с точки зрения того, кто является участниками стратегического процесса: · первые лица, несущие главную ответственность за стратегию в целом и осуществляющие личное руководство разработкой и принятием крупных стратегических решений; · специалисты-плановики (они не несут реализуют стратегию на практике и не несут в полной мере ответственности за нее и ее качество); · руководители ключевых направлений деятельности организации, отвечающие за реализацию стратегии в своих сферах деятельности повлиять на ее разработку в своих интересах; · руководители основных подразделений; · комитеты и комиссии, экспертные группы, помогающие управленцам всех уравнений и плановикам и также не несущие ответственности за свои рекомендации; · заинтересованные лица. В-четвертых, с точки зрения того, какой вид принимает результат. Речь идет о: · совокупности планов и программ, имеющих форму официальных документов; · постоянно уточняющемся и совершенствующемся личном (коллективном) видении отдельного субъекта (группы).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь