ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЁННОГО





 

Руководитель и подчинённый – центральный элемент системы управления. Их поведение определяет культуру управления в организации, оказывает решающее воздействие на эффективность её деятельности.

Отношения руководителя и подчинённого ассиметричны. Они основаны, с одной стороны, на субординации, т.е. на строгом подчинении младших по рангу или положению страшим, а с другой – на этических представлениях общества, его менталитете, традициях, историческом опыте различных социальных групп и слоёв.

На каких же нравственных принципах должны строиться отношения руководителя и подчинённого?

Прежде всего, это признание и защита прав и свобод человека и гражданина. Любой работник – это – это самостоятельная личность, равная работодателю, руководителю. Нарушение прав подчинённого вызывает нравственный протест, приводит к снижению его работоспособности и конфликтам.

В основе всех взаимоотношений всегда должен лежать принцип, высказанный ещё в категорическом императиве И. Канта. Его смысл можно свести к следующему: поступай так, чтобы твой поступок мог стать всеобщим законом и примером для других и относись всегда к другому человеку как к цели, но никогда как к средству.

Основные принципы, на которых должны строиться взаимоотношения в любом коллективе:

· принцип гуманизма;

· принцип справедливости;

· принцип ответственности,

· принцип законности.

Чтобы реализовать эти принципы надо придерживаться определенных нравственных норм служебного поведения:

1) Единая мораль для всех.

2) Единство слова и дела (ничто так не дискредитирует руководителя как расхождение его слов, обещаний и поступков).

3) Руководитель должен проявлять внимание к подчинённым (дни рождения, важные события, здоровье и т.п.).

4) В отношении к подчиненным руководитель должен прояв­лять максимум корректности, вежливости и тактичности.

 

В научной и методической литературе даются образцы нравственного поведения руководителей в наиболее типичных конкретных ситуациях.Приведем некоторые из них[1].

• При возникновении проблем и трудностей, связанных с про­счетами, промахами, ошибками сотрудников, руководителю следует, прежде всего, выяснить их причины. Если причины уважительные (болезнь, несчастье и т.д.), то требуются одни меры, а если это недобросовестность, халатность, то — другие.

• Не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостя­ми, недостатками. Надо постараться помочь ему преодолеть их. Рекомендуется опираться на сильные стороны личности подчиненного и по возможности не замечать недостатков.

• Если сотрудник не выполнил распоряжения, то руководите­лю нельзя оставлять это без внимания. Реакция его может быть различной. Но главное, чтобы подчиненный знал, что руководителю известно обо всем. Более того, если руководи­тель не сделал подчиненному соответствующего замечания,- то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

• Нередко руководителю приходится выступать с критикой в адрес своих подчиненных. При этом очень важно соблю­дать чувство меры и такта. Следует помнить, что критико­вать надо действия и поступки, а не личность подчиненного. Недопустимы публичные «разносы», мелочные придирки и упреки, грубые выпады против критикуемых. Все это деморализует работников, может вызвать озлобление, по­дорвать их веру в свои силы и в справедливость руководства. Сам руководитель должен быть самокритичным, уметь при­слушиваться к замечаниям подчиненных, не преследовать их за конструктивную критику, способствовать исправлению ошибок и упущений в работе.

• Замечания сотрудникам должны соответствовать определен­ным этическим нормам. Прежде всего, необходимо хорошо овладеть ситуацией, собрать и проанализировать нужную информацию по конкретному случаю. Надо позволить сотруднику самому объяснить причину своего поступка. Возможно, он приведет неизвестные руководителю факты. Следует выбрать правильный тон разговора и делать свои замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека. Если это уместно, можно использовать прием «бутерброда», т.е. спрятать критику между двумя комплиментами. Разговор, в зависимости от ситуации, следует закончить на дружеской ноте, а затем найти время поговорить с человеком, чтобы показать, что отношение к нему не изменилось. Делая замечание, нужно учитывать возраст, пол и темперамент работника.

• Руководитель должен стремиться как можно чаще поощрять коллектив в целом и отдельных его сотрудников, даже в том случае, когда успех достигнут главным образом благодаря его заслугам. Как показали исследования, положительные меры воздействия оказываются более эффективными, чем отрицательные. «С точки зрения мотивирования подчи­ненных наихудшей является ситуация, когда последние не получают ни положительного, ни отрицательного подкреп­ления, так как это свидетельствует о полном безразличии к ним руководства»1.

Хорошо выполненная работа заслуживает не только мате­риального, но и морального поощрения. Важно соблюдать прин­цип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

Целесообразно учитывать и рекомендациизарубежных спе­циалистов Т. Питерса и Р. Уотермена, которые утверждают, что вознаграждение должно быть

· конкретным (за определенные сформулированные заслуги);

· безотлагательным(работника следует поощрять сразу же по выполнении задания);

· достижи­мым (поощрять следует любые успехи, в том числе и малые; форма поощрения может быть самой различной, включая и по­зитивную по содержанию информацию от коллег);

· «в форме неосязаемого, но чрезвычайно многозначительного внимания со стороны высшего руководства» (когда известно, что высшие руководители очень заняты важными делами, данная форма подкрепления для человека может оказаться самой мощной);

· носить непредсказуемый и нерегулярный характер (срабатывает эффект новизны и неожиданности).

Малые награды оказываются часто гораздо более эффективными, чем большие: «Большие премии кому-то часто символизируют какую-то корпоративную политику, они обес­кураживают массы работников, которые их не получают, но считают, что заслужили. Вспомните, мы все думаем, что мы победители. Встречали ли вы когда-нибудь участника группы внедрения нового продукта, который бы не считал, что именно его личный вклад создал решающий перелом в выпуске новинки за ворота фирмы? Небольшая награда, даже символическая, становится поводом для позитивного торжества, а не для нега­тивной реакции и борьбы»1.

Для руководителя очень важно выбрать правильную фор­му распоряжения. При этом рекомендуется учитывать два фактора: конкретную ситуацию и личность подчиненного. Основными формами указаний подчиненным являются приказ и просьба.

Приказ — официальное указание, подлежащее неукосни­тельному исполнению. Он издается в ситуациях, не требующих обсуждения, в экстремальных случаях, в отношении недобро­совестных сотрудников.Приказ необходим при даче поручений, входящих в круг пря­мых обязанностей подчиненного, при определении сроков выпол­нения задания и т.п. Однако тон его всегда должен быть вежливым и корректным, не сопровождаться угрозами и упреками.

Приказная форма управления, бесспорно, подавляет иници­ативу работников, освобождает их от личной ответственности, лишает возможности доверительного сотрудничества. Поэтому служебный этикет рекомендует избегать формы приказа во всех случаях, когда распоряжение можно выразить в виде просьбы. Обращение руководителя с просьбой демонстрирует его распо­ложение к подчиненному, доверие к нему, веру в его творческие и профессиональные возможности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение по проблеме, если она по каким-либо причинам не может быть решена. Конечно, чаще всего просьба руководителя воспринимается подчиненным как приказ, но выполняется с большим энтузиазмом.

Следует обратить внимание на важный этический момент: поручения, не входящие в круг непосредственных обязанностей подчиненного, следует давать только в форме просьбы.

Взаимоотношения руководителя и подчиненного — процесс двусторонний. Поэтому необходимо, чтобы и сотрудники при­держивались определенных этических правил поведения в отно­шении своего начальника. Эти правила сформулированы психо­логами, а также специалистами в области менеджмента[2].

• Не следует пытаться навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Предложения и замечания должны быть высказаны в тактичной и вежливой форме. Уместно излагать свои соображения в форме вопроса, на­пример: «Как вы отнесетесь к тому, если...?»

• Нельзя разговаривать с начальником в приказном категориче­ском тоне. Не рекомендуется при общении с ним использо­вать только "да" или только "нет". Всегда поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца, а человек, отвечающий постоянно "нет", служит постоян­ным раздражителем.

• Необходимо информировать руководителя о радостных и печальных событиях, которые происходят в коллективе; в случае неприятностей надо стараться помочь ему выйти из этой ситуации, предложить свои решения.

• Неэтично обращаться за помощью, советом, предложени­ем к вышестоящему руководителю «через голову»,»т.е. минуя своего начальника, за исключением экстренных случаев. Это может быть расценено как неуважение к своему руководителю, пренебрежение к его мнению, сомнение в его компетентности. В любом случае это сни­жает авторитет непосредственного начальника, унижает его достоинство.

• Нужно быть верным целям и задачам, стоящим перед ор­ганизацией; уважать ее нравственные ценности; стараться помогать руководителю в создании доброжелательной нравственной атмосферы в коллективе, в упрочении спра­ведливых отношений.

• Важно сохранять чувство собственного достоинства в любой си­туации, придерживаться определенных принципов. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки трудно предвидеть. Таким образом, служебная субординация не исключает, а, наоборот, предполагает уважительное отношение сторон друг к другу. Однако следует отметить, что субординацион­ные отношения нередко приводят к нарушению и искажению нравственных принципов и норм в общении. Порой приходится наблюдать, как работник проявляет раболепие, угодничество перед начальством и высокомерие, чванство, хамство перед своими подчиненными.


[1] Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Лавриненко. 5-е изд., перераб. и дополн. — М., 2006. С. 328-331.

[2] См., например: Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Лавриненко. 5-е изд., перераб. и дополн. — М., 2006.





Читайте также:
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.018 с.