ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как средство развития личности школьникА




УДК 37.013.77

Осин Виктор Сергеевич

магистрант ОГПУ

г. Оренбург, РФ

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как средство развития личности школьникА

Доступность дополнительных факультативных занятий современному российскому школьнику открыта в удовлетворительной форме. Однако, основная нагрузка по освоению школьной программы в виде учебной деятельности не оставляет для большинства из них сил и времени на изучение дополнительного направления. Игровая деятельность – это оптимальный способ для корректного введения в кругозор школьника какого либо творческого направления.

Важность творческой составляющей в деятельности каждого человека высока. В современном динамично развивающемся обществе более комфортно чувствуют себя личности творческие. Творческое мышление развивает такие качества личности как социальная мобильность, умение находить решения в нестандартных ситуациях, позволяет оптимально адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социума.

Преимущественно развитие творческого мышления у школьников организовывается во внеучебное время. И строится на принципе добровольности - дети сами выбирают занятие по интересам. Однако, выбор становится трудным, так как нагрузка в учебной деятельности за последние 50 лет выросла более чем в два раза. Современному школьнику приходится адаптироваться к более объемным занятиям, прибегая к помощи репетиторов. Что в свою очередь также является дополнительными часами учебной деятельности ребенка. Школьник, и так уже перегруженный изучением основной программы, с неохотой рассматривает варианты дополнительного факультатива, также построенного на принципе учебной деятельности.

В свободное от учебы время школьник занимает себя различными видами игр. Это естественно, ведь одним из основных видов деятельности, обеспечивающих единство ребенка с социумом (коллективом, обществом), осознание своей индивидуальности и субъектности, является именно игровая деятельность [4, с. 25].

По мнению В. А. Петровского одна какая-либо деятельность не может обеспечить гармоничное развитие человека как целостность «личность-индивидуальность» [5, с. 69]. Анализ теории и опыта позволяет сделать вывод: игровая деятельность наряду с учебной (традиционно считаемой ведущей) оказывает решающее влияние на развитие личности школьника. Игры по-прежнему не теряют для детей своей привлекательности и занимают значительное место в режиме жизнедеятельности. Наблюдаются серьезные изменения в характере самой игры, возрастает значение достижения результата, совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернативы и т.п., происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений. Игра ребенка выступает как деятельность, в которой развивается и формируется ребенок.

Рассмотрим, какие ещё преимущества в полноценном введении игровой деятельности в развитие школьника. А. С. Спиваковская в рамках своих исследований утверждает, что игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, развивает память и внимание, создает условия для образования абстрактного мышления, для развития произвольного осознанного поведения, именно в игре, по мнению психолога, формируются зачатки самосознания. Игра оказывает существенное влияние на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций [7, с. 53].

Одна из особенностей игры является наличие творческого составляющей. Игра всегда требует проявление инициативы и изобретательности, а также быстрой мобилизации знаний и умений. В силу этого игра выступает как средство развития творчества. Посредством игры школьник значительно проще и органично осваивает новые творческие направления, формируя гибкое мышление и креативность.

Экспрессивная функция игры предполагает стремление участников выразить и понять эмоции друг друга. Эта функция имеет особое значение для учащихся факультативов творческого направления, потому как они более обостренно воспринимают полученную информацию и более образно представляют свое мнение о ней. В процессе реализации этой функции участника развивает нужные эмоциональные и индивидуальное восприятие [3, с. 2].

Американский психолог и психиатр Э. Берн считает, что вся общественная жизнь людей состоит из игр, что эти игры достаточно серьезны и социально ответственны. Вывод Берна о значении игры прост и актуален: «Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, как следует играть» [1, с. 98].

Игровая деятельность является не только средством достижения каких либо целей в формировании личностных качеств и дополнительных навыков, но и необходимой составляющей деятельности любого человека. Социальная ориентированность игры, ее социальный заряд являются её изначальной сущностью. Игра необходима индивидууму как биологическая функция, и она необходима обществу в силу заключенного в ней смысла, в силу своего значения, своей выразительной ценности, в силу завязываемых ею духовных и социальных связей — необходима как культурная функция. Игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития [8, с. 96].

Социальная функция игровой деятельности способствует формированию и развитию культурных навыков взаимоотношения людей, мнений, мировоззрения, реакций на происходящие события в игровом действии [3, с. 2].

Игровая деятельность способна расширить сферу деятельности ребенка, задать мажорный, радостный тон в жизни детского коллектива. По мнению С. А. Шмакова, знатока и организатора детских игр, «сегодня редко кто из воспитателей не понимает значение игры, но лишь немногие умеют делать игру союзником своего нелегкого труда, а ведь, помимо всего прочего, игра — это проверка ребенка на опыте, так как в ней нужно самому воспитателю играть, а это не так то легко. Но это необходимо!»

Игровая деятельность активирует ассоциативную, механическую, зрительную и другие виды памяти в зависимости от запросов игровой ситуации. Материалы игры усваивается через все органы приёма информации, при этом деятельность участника носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности школьника. Соперничество, возможность посовещаться, дефицит времени – все эти игровые элементы позволяют максимально задействовать школьника и способствуют формированию интереса к предоставляемому материалу.

Игра включает в познавательный процесс и «слабых» учеников. «Слабый» ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем специальные знания. Чувство равенства, атмосфера увлечённости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах освоения материала [6, с. 3].

Ознакомление с современным опытом использования игр в практике показывает, что данная проблема получает свое развитие в связи с формированием у учащихся социального опыта общения. Введение в практику учебных заведений игровой деятельности положительно влияет на развитие социальной зрелости школьников. Игра вводит ребенка в многообразный мир социальных взаимодействий, открывает просторы для творчества социальных отношений. Оказываясь в новых ситуациях, ребенок подчиняется новым условиям, игра заставляет бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и творческим умениям, как ни одна другая область воспитания [2, с. 181]. Таким образом, детская игра есть средство индивидуального творческого вхождения в социальную жизнь.

В некоторых школах игровая деятельность также используется в качестве технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета или же как элемент более обширной технологии. Игра может выступать в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Таким образом, учитывая приведенные теоретические и практические аспекты, можем сделать вывод, что в школьном возрасте основное внимание необходимо уделить сбалансированному построению учебной и игровой деятельности. Освоение основной школьной программы в рамках учебной деятельности и формирование творческого мышления и навыков в рамках игровой деятельности позволит достичь гармоничного развития личности ребенка, сбалансировав при этом стрессовые нагрузки современной школьной программы.

Особенностями игровой деятельности, которые способствуют оптимальному развитию школьников, служат: разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире; эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения. Многообразие особенностей и возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей школьников, коррекции недостатков их личностного развития, совершенствовании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений [4, с. 45].

 

Список использованной литературы:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. — 576 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 534 с.

3. Матенева В. П. Социально-культурная коммуникация в процессе игровой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Кон- цепт». – 2016. –№ S14. – 0,2 п. л. – URL: https://e-koncept.ru/2016/76170.htm.

4. Пак Л.Г. Социализация младших школьников в игровой деятельности / Л.Г. Пак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. 100 с.

5. Петровский А.В. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1987. — 240 с.

6. Потапова Т.Н. Игровая технология как средство обучения на уроках географии / 2015. – 7 с.

7. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2 т. — М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 1999. — Т. 1. — 304 с.; Т. 2. — 464 с.

8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

© В.С. Осин, 2016

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: