Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.




Дух. жизнь общества - это сфера обществ. жизни, определяющая в совокупности с экономич. и социально-политической жизнью специфику данного общ-ва во всей его целостности.

Она включает в себя все духовные образ-ния:

- духовн. культуру,

- формы и уровни обществ. сознания,

- неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения,

- привычки и т.д.

Духовная культура - ядро духовной жизни общества. Структура включает:

- научную,

- философск-мировоззренч.,

- правовую,

- нравственную художественн. культуру.

Особое место занимает религия. Духов. культ. нарастает на основе обществ. бытия, оказывает активное влияние на всю жизнедеят. человека и общества. Она несет в себе характерные черты эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Т.о. духов. культ. можно рассматривать как единое целое, присущее нации, государству.

В обществе дух. культ. проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей.

Главная цель дух. культ. - формирование опред. типа человеч. личности в интересах общества, в регулировании поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом, с природой и окр. миром.

Др. функция дух. культ. - формирование познавательных способностей личности.

Для дух. формирования используется:

- образование,

- воспитание,

- средства коммуникативного воздействия и т.д.

Общ. cознаниесовокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в кот. отражается природа, материальная жизнь общ-ва и вся система общественных отношений.

Общ. созн. формируется и развивается вместе возникновением обществ. бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.

Общество м.б. названо обществом, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Общество – материально-идеальная реальность.

Общ. созн. возникло не спустя какое-то время после возникновения обществ. бытия, а одновременно и в единстве с ним.

Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться. Общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Общ. созн. обладает преемственностью. Новые идеи возни возникают не на пустом месте, а на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общ. созн. может опережать общ. бытие или отставать от него.

Общ. созн. имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. В тех общ-вах, где нац. сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. Различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историч. плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно экономических формациях.

 

 

45. Культура и цивилизация. Различные подходы к определению.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, общественный, государственный) довольно распространенный термин, который часто используется в быту и науке. В частности, в быту он выступает синонимом культуры (цивилизованная лицо - это лицо культурная, образованная, вежливая, воспитанная). Наоборот, в науке нет единого мнения относительно определения этого понятия.

Понятие "цивилизация" было известно с античных времен как противопоставление античного общества варварском окружению. В эпоху Просвещения (XVIII ст.) понятие "цивилизация", как правило, использовали для характеристики общества, основанного на уме, справедливости, образовании. По утверждению французского историка Л. Февра, в научный оборот термин "цивилизация" впервые ввел барон П. -А. Гольбах (1766). С тех пор он получил распространение и признание.

С течением времени в понятие "цивилизация" начало вкладываться новое содержание. Так, в XIX в. термин "цивилизация" уже использовался для характеристики определенной стадии социокультурного развития человечества, а именно для обозначения "дикарства-варварства" и "цивилизации". Исторический этап, который пришел на смену первоначальному обществу, Л. Морган и Ф. Энгельс назвали цивилизацией.

Почти до XX в. понятие "культура" и "цивилизация" употреблялись как синонимы. Они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и взаимно связаны. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "перерастает" в цивилизацию, а цивилизация переходит в культуру. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоторого уровня культуры, что, в свою очередь, содержит в себе цивилизованность. Первым разницу между этими понятиями увидел И. Кант. Он определил культуру как то, что служит духовному развитию человечества и по своей сути является гуманистическим. То есть, культура способствует самореализации личности, а цивилизация создает условия для свободного духовного развития человека.

В XX в. бурное развитие техники привело к замедленному развитию культуры. Цивилизация, лишенная духовной сути, порождает опасность самоуничтожения всего живого.

Культура, по мнению философа А. Шпенглера, как живой и растущий организм дает простор для развития искусств, литературы, творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней царит техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликих существ.

Концепция циклического культурно-цивилизационного развития А. Тойнби. Исторический процесс, по его мнению, это - коловорот "локальных цивилизаций", замена одной цивилизации другой. "Локальная цивилизация" - это устойчивое единство людей, которая возникает в определенном регионе и базируется на определенных архетипах и общих духовных ценностях и традициях.

Движущей силой цивилизаций, А. Тойнби, является не только Провидение, Судьба, "генетический код", но и человеческий фактор - творческая элита, которая отвечает на вызов природной и социальной среды и ведет за собой пассивную массу.

Концепция цивилизационного развития дают основания выделить следующие основные подходы к определению понятия "цивилизация":

1) цивилизация используется в значении определенного уровня развития человеческого общества (Л. Морган, Ф. Энгельс);

2) под цивилизацией понимается определенный культурно-исторический цикл в развитии народов. В данном случае цивилизация является синонимом культуры (А. Тойнби, Г. Данилевский);

3) цивилизация обозначает высшую степень развития культуры, которая прошла свой апогей и стала на путь упадка. Такой подход резко противопоставляет цивилизацию и культуру (О. Шпенглер).

Если цивилизация основана на разуме и поклонении технике и машине, то культура оперирует к духовности и человеческого духа. Общественный упадок народов всегда начинается с того, что люди все больше и чаще повторяют известные достижения культуры и все меньше создают новые культурные ценности. Более того, человек может потреблять различные копии культурных ценностей и таким образом быть цивилизованным, но оставаться при этом некультурным, рабом чужих идей, знаний, ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: