Водный холодильный транспорт




Водный холодильный транспорт представлен большой флотилией речных, озерных и морских рефрижераторных судов. Большое хозяйственное значение рефрижераторного флота, осуществляющего перевозки рыбы, икры и других продуктов, определяется громадной протяженностью водных путей сообщения Советского Союза. Границы СССР на расстоянии 47 тыс. км омываются морями и океанами, а суммарная протяженность всех рек нашей страны составляет около 2,5 млн. км.

Развитие морского и океанического рыболовства органически связано с ростом крупнотоннажного рефрижераторного флота, без которого невозможно рыбохозяйственное освоение районов мирового океана, отдаленных от отечественных портов.

Рефрижераторные суда — речные и морские, служащие для перевозки пищевых продуктов из одного пункта в другой, называются транспортными. Речные суда-рефрижераторы обычно имеют грузоподъемность до 1000 т; они оборудуются холодильными машинами холодопроизводительностью до 150 тыс. ккал/час и системами рассольного охлаждения трюмов.

Морские рефрижераторные суда рыбной промышленности выполняют более сложные функции; наряду с рефрижераторными судами, служащими лишь для перевозки рыбы и рыбных продуктов между портами или с рыбообрабатывающих баз, находящихся в районе промысла, имеются рефрижераторные суда, предназначенные для добычи, холодильной обработки рыбы и транспортировки готовой продукции из районов лова в порт приписки судна. В рефрижераторном флоте рыбной промышленности именно последние суда имеют доминирующее значение и в связи с освоением новых объектов и районов океанического промысла число их непрерывно возрастает. В настоящее время серийно сооружаются большие морозильные рыболовные траулеры типа «Маяковский», рыбоморозильные дизель-электроходы типа «Севастополь» и типа «Таврия», средние морозильные рыболовные траулеры и другие суда. По своему назначению и устройству эти суда являются наиболее сложными сооружениями.

Основными элементами любого судна являются: силовые установки, судовые устройства (рулевое, якорное, швартовое, грузоподъемное и т.п.) и судовые системы (водоотливная, балластная, вентиляционная, отопительная, система кондиционирования воздуха и др.). На промысловых (рефрижераторных судах, кроме того, имеются специальные промысловые устройства) холодильное и технологическое оборудование.

Корпус трюмов рефрижераторных судов изнутри покрыт тепловой изоляцией. Из множества типов рефрижераторных судов рассмотрим устройство речного транспортного рефрижератора и океанического рыбоморозильного рефрижераторного судна.

На рис. 159 показано устройство грузового рефрижераторного теплохода, предназначенного для перевозок различных пищевых продуктов (мяса, рыбы, плодов, овощей и молочных продуктов) по рекам и озерам. Длина судна 65,5 м, грузоподъемность при осадке 1,51 м — 200 т, скорость хода — 18,8 км/час.

Судно однопалубное, с двухъярусной жилой надстройкой в кормовой части. В машинном отделении судна — два двигателя внутреннего сгорания ЗД12, мощностью 300 л. с. каждый. Рядом с машинным отделением находится компрессорно-аппаратное отделение, в котором установлены три компрессорно-конденсаторных фреоновых агрегата общей холодопроизводительностью 75 тыс. ккал/час при t0= —15° и t = 30°, и холодильная установка автоматического действия. Судно имеет три изолированных трюма, в которых смонтированы трубчатые батареи рассольного охлаждения. Трюм № 3, примыкающий к компрессорно-аппаратному отделению, оборудован смешанной рассольно-воздушной системой охлаждения. В трюме № 1 (носовом) установлено 11 батарей, в трюме № 2 — 12 батарей, а в трюме № 3 — 10 батарей и четыре воздухоохладителя.

Рефрижераторная установка обслуживает две самостоятельные системы: низких температур, с помощью которой в трюмах № 1 и 2 устанавливается температура — 8° (трюм № 1 предназначен для перевозки мороженого мяса, а трюм № 2 — мороженой рыбы), и высоких температур, поддерживающий в трюме № 3 температуру 2°, причем оборудование этого трюма рассчитано на охлаждение плодов, овощей и молочных продуктов с 25 до 2°.

Каждая из этих систем обслуживается отдельными компрессорно-конденсаторными агрегатами; на трюмы № 1 и 2 — два агрегата, на трюм № 3 — один агрегат.

На рис. 160 показано рефрижераторное рыбоморозильное судно океанического плавания дизель-электроход «Таврия». Суда этой серии, построенные отечественной судостроительной промышленностью, успешно эксплуатируются в рыбной промышленности Назначение их — прием рыбы с промысловых судов в районах океанического промысла, замораживание ее и до ставка мороженой продукции в порт назначения.

Судно с тремя рефрижераторными трюмами, с машинным отделением в кормовой части, имеет свободный борт, достаточный для швартовки рыболовных и транспортных судов, верхнюю рабочую палубу, рефрижераторную установку, рыбоморозильное отделение и другие помещения производственного, хозяйственного и служебно-бытового назначения.

Судно приводится в движение дизель-электрической установкой, состоящей из четырех дизель-генераторов общей мощностью 4 тыс. л.с. и гребным электродвигателем мощностью 2800 кВт.

Вспомогательные дизель-генераторы (два мощностью по 200 кВт) обеспечивают электроэнергией холодильную установку и судовые механизмы. Судно снабжено также котельной и опреснительной установками и системой кондиционирования воздуха, действующей во всех жилых, общественных и служебных помещениях.

Рефрижераторная установка состоит из пяти холодильных машин компрессионного типа (двухступенчатые компрессоры ДАУ-80 холодопроизводительностью по 80 тыс. ккал/час при t0 — —40 и t = 30°), обслуживающих морозильные аппараты, систему охлаждения трюмов и льдогенератор. Холодильным агентом служит аммиак, а холодоносителем — раствор хлористого кальция. Рефрижераторная установка оснащена приборами автоматического регулирования работы и предупреждения аварий машин. В двух туннельных воздушных морозильных аппаратах, в потоке воздуха с температурой —30° замораживается рыба. Производительность каждого морозильного аппарата 25 т/сутки.

Рефрижераторные трюмы оборудованы охлаждающими гладкотрубными рассольными батареями. Полный объем грузовых трюмов — 3200 м3; их вместимость по мороженой рыбе: в картонной таре (при удельно-погрузочной кубатуре 2,2 м3/т) — 1574 т и в деревянной таре (при удельно-погрузочной кубатуре 3 м3/т) —1430 т.


 

 

Рис. 159. Грузовой рефрижераторный теплоход

 


В носовой части морозильного отделения по обоим бортам расположены бункера — аккумуляторы, предназначенные для хранения запаса — сырца. Общая вместимость аккумуляторов 25—30 т. Предусмотрена установка двух льдогенераторов, вырабатывающих из морской воды по 250 кг/час чешуйчатого льда, необходимого для охлаждения рыбы.

Рыба с промысловых судов принимается на рефрижератор при помощи грузовых стрел. После взвешивания она поступает в палубные бункера, оттуда в моечные машины. Затем рыба расфасовывается в противни, которые собираются в тележки и транспортируются в морозильные аппараты. Блоки мороженой рыбы глазируются, упаковываются и направляются в трюмы для хранения и транспортировки. Для загрузки и выгрузки мороженой продукции, кроме обычного палубного грузового устройства, установлены три элеватора и внутритрюмные транспортеры. В трюмах поддерживается температура —18°.

Рефрижераторное судно типа «Таврия» имеет наибольшую длину 99,35 м, ширину 14 м, высоту борта 7,2 м. Водоизмещение в грузу 5 215 т осадка порожнем 3 м и в грузу 5,5 м. Скорость хода 13,6 узлов, автономность 60 суток, район плавания — неограниченный.

 


 

Рис. 160 Океаническое рыбоморозильное рефрижераторное судно типа «Таврия».

1 — установка для кондиционирования воздуха, 2 — судовая АТС, 3 — одноместные каюты комсостава, 4 — каюта старшего механика, 5 — каюта капитана, 6 — трансляционная рубка, 7 — радиорубка, 8 — штурманская рубка, 9 — рулевая рубка, 10 — каюты команды, 11 — аварийный дизель генератор, 12 – лазарет, 13—камбуз, 14 — буфет, 15 — столовая команды, 16 — кают компания; 17 — красный уголок, 18 — санитарно-бытовые помещения, 19 — морозильный аппарат, 20 — аккумулятор рыбы; 21 — кладовая аммиака, 22 — углекислотная, 23 — питьевая вода, 24— провизионные кладовые, 25 — центральный пункт управления, 26 — котельное отделение, 27 — отделение рефрижераторных машин

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: