Государственный орган это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенный властными полномочиями.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости: от порядка их формирования; объема выполняемых полномочий; широты компетенции; характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); числа государственных гражданских служащих; времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят: на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют: высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.; центральные, в частности министерства; местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают: органы общей компетенции – это президент, правительство и др.; органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства. В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы: коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают: законодательные; исполнительные; судебные; контрольно-надзорные органы. В зависимости от времени функционирования: постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
Государственные органы построены по иерархическому принципу.
Признаки государственного органа:
- является самостоятельным элементом, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма
-действует от имени государства и по его поручению
-образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов)
-выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью принуждения)
-имеет соответствующую компетенцию, осуществляет ее тремя способами:
1.принятием нормативных актов (предписания общего характера) 2.принятием правоприменительных актов (индивидуальное предписание)
3.конкретно-организационной деятельностью.
-состоит из госслужащих и подразделений скрепленных единством целей, ради которых образованы
-имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, денежные ресурсы)
-обладает определенным правовым статусом, в котором отражено положение данного гос.органа и его социальное содержание.
-в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юр. лица, может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, обязанности, быть истцом, ответчиком в суде.
-действует на определенной территории.
Классификация государственных органов:
По порядку образования на: органы избираемые народом (Президент, Дума) и органы, формируемые другими гос. органами(Правительство, Конституц.суд)
По форме реализации госуд. Деятельности: законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительно-распорядительные (Правительство РФ), судебные, контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата)
По принципу разделения властей: на законодательные, исполнительные, судебные
По иерархии: центральные и местные. (в федеративных государствах органы гос.власти можно разделить на федеральные и органы субъектов федерации.
По характеру подчиненности: на вертикальные (прокуратура, суд) и вертикально-горизонтальные (милиция, госуд. Банки)
По срокам полномочий: на постоянные (прокуратура, суд) и временные (администрация в условиях режима ЧП)
По порядку осуществления компетенции: на коллегиальные (правительство) и единоличные (Президент)
По правовым формам деятельности: на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
По характеру компетенции: на органы общей компетенции (правительство) и органы спец. компетенции, в какой-либо одной сфере (министерства).