Семинарское занятие №1
Темы докладов:
1. Организации в современном мире.
2. Менеджмент и организация.
3. Формы организованной жизни и возникновение организаций.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Найти в различных источниках определения понятия «организация», составить таблицу определений, проанализировать различия в определениях, предложить собственное определение.
2. Составьте схему взаимосвязей “Теории организации” с другими науками.
3. Напишите эссе «Зачем мне нужно изучать «Теорию управления и организации»?»
4. Рассмотрите на конкретных примерах процесс возникновения организаций из элементарных форм коллективного поведения.
Семинарское занятие №2
Круглый стол. Тема: Классическая школа в управлении организацией.
Темы докладов:
1. Актуальность идей Тейлора в наши дни.
2. Основные аспекты критики идей Тейлора, их состоятельность.
3. Г. Форд – один из величайших предпринимателей XX века.
4. Идеи Г. Форда и практика их воплощения в жизнь.
5. Применимость идей Г. Форда в наши дни.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Прочитать и законспектировать работу Ф.У. Тейлора «Принципы научного менеджмента».
2. Прочитать и законспектировать книгу Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения».
Семинарское занятие №3
Круглый стол. Тема: Административная и бюрократическая школа в управлении организацией. Школа человеческих отношений в теории организации.
Темы докладов:
1. Основы менеджмента А. Слоана.
2. Хотторнские эксперименты.
3. Вклад Э. Мэйо в развитие школы человеческих отношений.
4. Мэри Паркер Фоллетт – новый взгляд на управление организацией.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Дайте характеристику школе человеческих отношений, административной и бюрократической школам в управлении организацией: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Что такое Хоторнский эффект (Hawthorne effect)? Придумайте и опишите пример проявления такого эффекта в деятельности какой-либо организации (или одного ее подразделения).
Семинарское занятие №4
Семинар-диспут 4 Тема: Поведенческий подход в теории организации.
Темы докладов:
1. Мотивация и стимулирование – общее и различия.
2. Содержательные и процессуальные теории мотивации – область применения в организации и эффективность.
3. Крис Арджерис и его вклад в теорию управления организацией.
4. Теория ожидания В. Врума.
5. Модель Портера-Лоулера.
6. Теория эффективной организации по Р. Лайкерту (система 4 S).
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание 1. Дайте характеристику школе наук о поведении: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
Задание 2. Вспомните основные положения теорий «Х» и «Y», предложенных американским ученым Дугласом МакГрегором. Какие идеи кажутся вам более правильными и соответствующими современным условиям? Какие положения и выводы вы будете использовать в своей работе? Почему?
Семинарское занятие №5
Тема: Школа количественных методов
Темы докладов:
1. Теория системной динамики Дж. Форрестера.
2. Теория фильтров Р. Калмана.
3. Эконометрические модели Л. Клейна.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Дайте характеристику количественной школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Опишите ситуации, в которых использование количественных методов исследования приобретает особую важность?
Тема: Процессный подход в теории организации
Темы докладов:
1. Функции управления в организации.
2. Оптимизация деятельности в организации на основе процессного подхода.
Задания для самостоятельной работы студентов
1.Поставьте перед собой цель – успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов. Запишите в диаграмме названия этих этапов (см. образец ниже). Запишите также, какие коммуникации (общение, информация и т.п.) потребуются вам для этого.
2. Нарисуйте схему-иллюстрацию процессного подхода к управлению
Семинарское занятие №6
Тема: Школа социальных систем. Организация как искусственно-естественная система
Темы докладов:
1. Системный подход к изучению организации в работах Ч. Барнарда, Г.Саймона, Дж. Марча, А. Гоулднера, Р.Мертона.
2. Организация как искусственно-естественная система.