Предмет и задачи невропатологии. Взаимосвязь невропатологии и дефектологии.




Невропатология – раздел мед. Науки, которая изучает болезни НС. Раздел является частью неврологии.

Предмет: закономерности функционирования и клинических проявлений заболеваний НС.

Цель: изучение закономерностей функционирования и феноменологии клинических проявлений заболеваний НС с разработкой методов профилактики, лечения, реабилитации и коррекции.

Задачи: Изучение этиологии заболеваний НС; Изучение патогенеза заболевания;

Изучение клинических проявлений поражений ЦНС и ПНС; Изучение эпидемиологии заболевания;

Разработка методов диагностики, лечения, профилактики, а также принципов организации специальной медпомощи при неврологической патологии.

Невропатология тесно связана с другими областями клинической медицины — психиатрией, педиатрией, инфекционными болезнями, гериатрией, онкологией, рентгенологией.

Перенесенные детьми соматические и инфекционные заболевания, а также травмы черепа различной степени выраженности оставляют след, который представляет собой различную патологию в области моторики, речи, слуха, зрения, интеллектуальной деятельности, поведения, с которыми приходится сталкиваться не только врачу, но и воспитателям и педагогам общеобразовательных и специальных дошкольных учреждений. Все это обусловливает необходимость изучения педагогическим персоналом основ детской невропатологии.

Воспитатель и педагог будут работать в тесном контакте с врачом, так формируется единый медико-педагогический подход к ребенку с отклонениями в развитии, комплексное воздействие и решение сложных диагностических и коррекционных проблем, наблюдение за состоянием ребенка, создание специальных методов лечебно-педагогического воздействия.

Взаимосвязь невропатологии и дефектологии. Невропатология и дефектология, тесно связанные между собой науки, изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети, дети с ЗПР). Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения. Будучи отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования. Опирается дефектология и на ряд медицинских дисциплин, поскольку она изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики. Невропатология и дефектология тесно связаны и в своей повседневной практике. Врач-невропатолог и врач-психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка и ту или иную функцию нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют развитие аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.

2. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка как в норме, так и в патологии, неразрывно связаны с процессами развития. Под развитием в неврологии понимают непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Процесс развития имеет неравномерный характер. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития. Во внутриутробном периоде созревают главным образом те функциональные системы мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание и т.п. Созревание функциональных систем как бы оставлено на послеродовый период, причем длительность этого периода — самая большая во всем эволюционном ряду.Длительность периода послеродового развития у человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкого, дифференцированного приспособления к условиям среды, основа для безграничного обучения не только в детстве, но и в течение всей жизни. Можно сказать, что новорожденный от рождения не способен ни к чему, кроме как всему научиться.Следовательно, обучение и воспитание имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь. Продвижение в развитии положительно влияет на обучение и воспитание. Для педагога-дефектолога, имеющего дело с аномальным ребенком, наибольшее значение имеют два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнить предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки (актуальный уровень развития). Если ребенок самостоятельно не справляется с каким-либо заданием, то может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительное объяснение, показ, наводящий вопрос (второй уровень возможностей ребенка — зона ближайшего развития). Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В этом заключена также внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием. В случаях, когда созревание тех или иных структур мозга задерживается или нарушается, процесс обучения затруднен. Так, снижение слуха и недоразвитие фонематического восприятия, мешающих ребенку усвоить звуковой анализ слова, на определенном этапе развития начинает затруднять процесс овладения письмом. У детей с параличом речедвигательной мускулатуры нарушается звукопроизносительная сторона речи, что в свою очередь нередко приводит к недоразвитию и других компонентов речи. В результате затрудняется не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка.Задача педагога-дефектолога в каждом конкретном случае состоит в том, чтобы вместе с врачом проанализировать причины задержки развития той или иной функции. Вскрыв причины той или иной задержки, педагог-дефектолог сможет найти адекватные способы для ее преодоления.При обучении аномального ребенка нормальный переход зоны ближайшего развития в актуальный уровень развития значительно затрудняется. В процессе обучения педагогу-дефектологу приходится уделять гораздо больше внимания зоне ближайшего развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: