Вопрос: Характерные черты учений милетской школы. Гераклита, атомистов, элеатов.




Милетская школа – условное обозначение первых древнегреческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в 6 в. до н.э. в г.Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); характеризуется стихийно-материалистическими тенденциями. Явно материалистическая трактовка философских проблем.

Первые учения – г. Милет 7--6 века до н.э. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

Первовещество – живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.

Занимались и разносторонней практической деятельностью.

Фалес. конец 7 – начало 6 в. до н.э.

Основатель Милетской школы.

Купец, много путешествовал.

Вопрос о первопричине вещей.

С точки зрения Фалеса материальная первооснова вещей – вода.

Из воды все возникает.

1) На этот вопрос можно ответить не прибегая ни к религии, ни к мифам.

2) Основание материально и оно одно.

Анаксимен: первоосновой вещей считал воздух.

Механизм образования вещей: воздух разрежаясь превращается в огонь, потом уплотняясь в облака, ветер, камни.

Анаксимандр: из чего возникают вещи в то они и превращаются.

Неопределенное материальное (апейрон) является основой окружающего мира. В его основе лежит качественная неопределенность.

Гераклит: считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе.

Он считал, что космос существует сам по себе и будет существовать вечно. Мир изменяется, но в нем существуют закономерности. Противоположности переходят друг в друга.

Гераклит высказал догадку о движении, как о борьбе противоположностей. Диалектика Гераклита является скорее диалектикой движения а не развития.

Ученик Гераклита Кратил утверждал, что нельзя даже один раз войти в одну и ту же реку. Считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать, он предпочитал указывать на вещь пальцем.

Мир никем не создан, он был и будет вечным огнем, мерами загорающимися и мерами потухающий.

Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) рассматривали мир как мир ложных мнений, т.е. мир чувств, искажающий действительный мир. Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие – неподвижно. Ксенофан: не бог создал мир, а человек придумал бога.

Новая сфера – сфера разума.

3 постулата:

1) Любое тело занимает равное себе место, не зависимо от того покоится оно или движется. 2) Двигаясь, тело проходит все точки своего пути. 3) Для прохождения пути необходимо время.

Мир неделим, неподвижен и покоится.

Атомисты: (Демокрит, Эпикур). В основе вещей лежат атомы и пустота. Атомы – неделимые частицы.

Демокрит утверждал, что существует пустота, пространство – великая пустота, в которой лежат атомы. Телесное полностью заполняет объём, в котором оно находится.

Мир состоит из неделимых атомов, которые отличаются друг от друга по форме, расположению.

Когда атомы сталкиваются следует образование вещи.

Эпикур: наделяет атомы Демокрита силой тяжести, следовательно они падают, но иногда сталкиваются.

Демокрит считал, что и человеческая душа тоже состоит из круглых атомов. Предположил, что все в мире предопределяется положением атомов.

Создал свою теорию познания. Различал существование по истине (атомы) и существование по мнению (вкус, цвет).

Следовательно, получилось, что он ввел представление о (действительности, идеальности)...сти цветов, запахов – у любого человека свои ощущения, любой по-своему воспринимает цвета, запахи.

2 познания: ощущениями и разумом. Истина рождается из столкновения разума и чувства.

5 вопрос: Учение Сократа. Сокра́т (470/469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика,диалектика

) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Сократ: Философия Сократа касается человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее само себя. Сущность человека сосредоточается в его душе, т.к. она есть то, чему служит тело. Ценность души состоит в познании. Добродетель необходима человеку для возрастания души. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которой - установить истину. Истина - объективно независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, беседы, когда уточняются понятия. Сократ первый указал, что знание носит понятийный характер. Широко использовал метод индукции (общее из частного). По отношению к материальному миру считал, что его познать невозможно (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предмет философии. Познать самого себя - означает найти общие для всех людей нравственные качества. Человек с помощью души управляет страстями и приобретает счастье, т.к. душа становится добродетельной и гармоничной Человек является строителем счастья/несчастья. Он пытался систематизировать речь: люди порождают зло, т.к. в своих действиях следуют своим понятиям о благе, не знают универсального понятия добра, стремятся к благу для себя, а не к благу вообще. Т.о. Сократ начал искать единственные значения слов - отвлеченные понятия. Знание, по Сократу, есть мысль, понятия об общем, которые раскрываются через определения. Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличался в противоречиях – сократический метод - Ирония (майевтика)– показать челу, думающему, что он знает, что на самом деле он ничего-то и не знает. Сократ сравнивал свои приемы с искусством повивальной бабки – он помогал рождению истины в людях. Философия по Сократу - учение о том как следует жить Главная задача познания - познание самого себя. Диалог – основной метод нахождения истины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: