Язык представляет собой сложную знаковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй.
Основной единицей языка является слово.
Слово - материальное явление, имеющее 3 формы - звуковую, произносимую и видимую.
Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие.
Язык - материальное средство возникновения и существования мышления, дух культуры вообще.
Различают естественные, стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для целей познания, управления техникой и т.д. языки.
Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков.
27 вопрос: Познание, его сущность и цель. Чувственная и логические ступени познания, их содержание и формы.
Научная философия отвергла ошибочные – идеалистические и метафизические – концепции познания.
С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ.
По Гегелю: мир – логическая идея, которая познает сама себя и этот процесс ее самопознания составляет этапы развития мира.
С позиций субъективного идеализма познание – процесс объективного самопознания субъектом самого себя.
Материализм прошлого выдвинул трактовку познания как процесса отражения объективного мира в человеческом сознании.
В философии Фейербаха, в вершине домарксистского материализма, получили правильное решение ряда вопросов теории познания (вопрос о сущности ощущений, их отношении к объективному миру). Однако в силу своей незаконченности, материализм прошлого, не смог создать научной теории познания.
С позиции научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека.
Четыре основных принципа теории познания:
1) Объективный характер познания (признание существования объективного мира, который познаётся человеком).
2) Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элементарных частиц, жизни...
Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть, не поняв общего и целого и наоборот.
3) Диалектический характер познавательного процесса (процесс познания идеален).
4) Практика как материальная деятельность людей. Ощущение - отражение внешних простых свойств предметов в голове человека. Ощущение - субъективный образ объективного мира (Ленин). Ощущения (их комплексы) - последняя реальность с которой имеет дело человек. Ощущения субъективны. (Беркли). Агностики: ощущения обозначаются знаками, которые соответствуют окружающему действию, но не сходны с ней.
Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.
Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.
Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.
Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей.
Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.
Восприятие – отражение предмета в целом в голове человека, воздействующее в данный момент времени на наши органы чувств. Представление – это отражение предмета в целом, не воздействующего на наши органы чувств.
Агностическую знаковую концепцию не следует смешивать с научной теорией знаков – семантикой.
Знак – материальный предмет, приведенный в условное соответствие с каким-либо другим предметом, замещающий последний. Знак связан со значением, которое представляет собой субъективный образ предмета, сходно с предметом.
Примером знака являются слово, которое имеет свое понятийное, эмоциональное значение.
Процесс познания проходит две основных ступени: чувственное познание и логическое мышление.