Лингвистические основы НЛП.




Нейролингвистическое программирование (также нейро-лингвистическое программирование, НЛП, от англ. Neuro-linguistic programming) — направление впсихотерапии и практической психологии[1][2], не признаваемое академическим сообществом, основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью[3][4].

Было разработано в 1960-х — 1970-х годах группой соавторов, вскоре приобрело популярность. В настоящее время НЛП практикуется в основном тренинговыми компаниями, а также коммерческими организациями в психологических тренингах для персонала. Об НЛП выпускается большое количество популярной литературы.

Нейро-Лингвистическое Программирование (также НЛП) — это область практической психологии, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Самым первым названием НЛП было «Метазнание», то есть наука о том, как устроены наши знания и опыт.

В названии «НЛП» часть «Нейро» указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать «языки мозга» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации. Особых успехов НЛП добилось в понимании устройства внутреннего восприятия. «Лингвистическое» подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в организации процессов коммуникации.

«Программирование» определяет системность мыслительных и поведенческих процессов: «программа» в переводе с греческого означает «четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата».

Таким образом, это название указывает на то, что НЛП относится к жизни и к субъективному опыту людей как к системным процессам, имеющим собственную структуру. Именно это делает возможным их изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природной одаренностью и т. д.

НЛП можно рассматривать и как научную область знаний, и как искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов и технологий, так и на уровне духовности. НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека исходя из концепции единства разума, тела и духа.

НЛП родилось на основе междисциплинарного взаимодействия людей, изучающих опыт работы гениальных психотерапевтов — Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона. Основателями НЛП считаются Джон Гриндер (PhD), профессиональный лингвист, и Ричард Бэндлер (впоследствии PhD), психолог и математик, человек, круг интересов которого необычайно широк.

К соавторам НЛП также можно отнести Лесли Кэмерон, Джудит Делозье, Дэвида Гордона, Роберта Дилтса, Фрэнка Пьюселика. В настоящий момент НЛП мощно развивается и пополняется все более и более новыми разработками, а круг соавторов постоянно растет.

Как самостоятельная интегративная область знаний НЛП выросло из различных моделей практической психологии, вбирая в себя все самое лучшее с прикладной точки зрения. Поначалу НЛП было весьма эклектичным, но со временем приобрело мощную методологию, во многом основанную на эпистемологии Грегори Бэйтсона и его теории трансформов, работах по экологии разума, теории коммуникации, а также теории логических типов Бертрана Рассела, которая стала прообразом логических уровней в НЛП.

На первом этапе развития НЛП начиналось с моделирования Фрица Перлза, основателя гештальт-терапии, с учетом всех основных подходов и принципов гештальт-психологии. Поэтому то, как НЛП смотрит на поведенческие и мыслительные шаблоны, во многом связано с гештальт-методом. Еще одной «моделью» был известный гипнотерапевт Милтон Эриксон, использовавший в своей работе особые лингвистические паттерны, которые создавали трансовые состояния различной глубины. Джон Гриндер достиг докторской степени в лингвистике, используя работы Ноама Хомского, поэтому становится вполне понятным, что к научным корням НЛП следует отнести и лингвистику. Авторы НЛП исходили из идеи, что внутренние процессы субъективного опыта отражены в речи и лингвистических структурах.

Кроме того, к научным основам НЛП можно отнести разработки поведенческой психологии, основателем которой является русский академик А. П. Павлов, и особенно изучение условной рефлекторной деятельности. Исследователи НЛП сфокусировали свое внимание не на механизме, а на различии условных и безусловных рефлексов и на изучении внешних стимулов (триггеров), которые запускают данный конкретный рефлекс. В НЛП эта тема называется «Якорение». Также были использованы некоторые модели, разработанные поведенческими психологами. Так, Т.О.Т.Е. (Карл Прибрам и др.) aдаптирован в НЛП в качестве способа описания поведенческих и мыслительных стратегий. Основатели НЛП пошли дальше поведенческих психологов, сравнивавших наш внутренний опыт с «черным ящиком»; они продвинули изучение человеческого опыта и понимание того, что находится на «входе» (поступающая к нам из внешнего мира информация) и как это связано с «выходом» (как обработанная информация реализуется во внешнем поведении, коммуникации). Исследователи НЛП попытались заглянуть внутрь этого «черного ящика» и обнаружили мельчайшие составляющие человеческого опыта — субмодальности, позволяющие на микроуровне описывать его структуру. Теория субмодальностей позволила описать разницу в состояниях и предложить пути успешного поддержания нужных состояний и их изменения. На этой основе было предложено микроописание субъективного опыта и объяснены многие феномены и эффекты восприятия.

Определенно можно сказать, что в основе НЛП лежат когнитивные науки. Разрабатывая модели искусственного интеллекта, когнитивисты продвинулись в понимании того, как устроен самый главный биокомпьютер — человеческий мозг, предлагая различные модели функционирования памяти и мышления: голографическую, синергетическую и многие другие. НЛП началось с вопроса: как мы организуем собственную модель мира, на основе которой строим свое поведение? Поэтому разработки когнитивистов использовались для понимания того, что представляют собой мыслительные стратегии и как происходит построение когнитивных карт.

В процессе развития НЛП затронуло вопросы, находящиеся в сфере изучения экзистенциальной психологии. Как осознание миссии (высшего предназначения) влияет на всю жизнь человека? Как понимание собственного личностного своеобразия («Я —концепция») связано с возможностью самореализации? Какова структура убеждений? Каково различие между поведением и намерением людей? Отвечая на эти вопросы, НЛПеры создали инструменты, позволяющие изменять иерархию ценностей и структуру убеждений для достижения гармонии с самим собой и окружающим миром.

В последние годы в сферу изучения НЛП оказались включены идеи архетипической психологии. Еще Карл Юнг предложил aрхетипическую типологию описания личности и поведения, на основе которой объясняются определенные типы взаимодействия между людьми. Эти же идеи лежат и во многих других, так называемых «портретных» подходах, например, в методиках Изабель Майерс и Катрин Бриггс, соционике и т. д. В начале своего становления НЛПеры также вводили свои комплексные поведенческие паттерны. В частности, известны категории Вирджинии Сатир «плакатер», «блаймер» и им подобные. Позже, разукрупняя категории Сатир, архетипы Юнга, Майерс и Бриггс, исследователи попытались разделить архетипы на общие составляющие, говоря метафорическим языком, выделить те «ноты», с помощью которых строятся все «аккорды» и последовательности. Так в НЛП выкристаллизовалась тема «метапрограммы» и был развит динамический подход к более удобной в практическом применении типологизации. Базовые метапрограммы позволяют не только создавать статичный «портрет», но и строить метапрограммный «профиль» и отслеживать его изменения непосредственно во время общения с человеком или при работе с текстом.

Научные корни НЛП лежат и в теории систем, и в принципах системного мышления. Именно использованием системных принципов объясняется разработка в НЛП таких тем, как множественное описание (базовая модель — трехпозиционное описание, работа Д. Гриндера и Д. Делозье), развитие моделей Т.О.Т.Е., S.C.O.R.E., S.O.A.R. — «кубика-рубика» НЛП (работы. Р. Дилтса), которые используются в современном НЛП для многомерного описания опыта, понимания структуры различных техник и технологий, выстраивания стратегий изменения.

Интегрируя и развивая наиболее эффективные модели и технологии, НЛП получило широкое применение в коммуникации, обучении, искусстве, творчестве, терапии, бизнесе и организационном консультировании — везде, где наиболее интенсивно задействованы ресурсы человеческого мышления и поведения. Современное НЛП — это прежде всего методология, которая, как и математика, может успешно обслуживать самые разные области человеческого прогресса.

В настоящее время НЛП получило широкое распространение в большинстве развитых стран. В США порядка 100 различных организаций НЛП, в Германии более 70 крупных центров и институтов НЛП, занимающихся исследованиями и разработками на основе НЛП в различных областях. В Россию Нейро-Лингвистическое Программирование пришло совсем недавно и не является частью какого-либо формального образования. Хотя в качестве спецкурсов по практической психологии оно существует во многих ведущих университетах и институтах. В большей степени оно пока доступно в различных образовательных центрах и фирмах, профессионально применяющих НЛП (НЛП-консалтинг).

 

§ Нейролингвистическое программирование — это набор техник, позволяющих производить быстрые изменения вмышлении людей, оказывая на них неосознаваемое ими воздействие (манипулируя ими) с целью излечения их отпсихологических заболеваний, избавления от проблем, а также с целью развития.

§ Нейролингвистическое программирование — это эпистемология, наука о том, как мы знаем и как познаем. О том, как устроено наше мышление, и как мы можем, меняя его форму, менять его содержание и, как следствие, весь мир.

§ Нейролингвистическое программирование — это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделейдругим людям.

История создания НЛП

Нейролингвистическое программирование считается очень молодой наукой (набором техник, разделом эпистемологии), хотя оно младше гуманистической психологии всего на десять лет (термин НЛП появился весной 1976 года). Его создатели — Ричард Бэндлер и Джон Гриндер — представители бунтарей-шестидесятников. Все, кто, так или иначе, общался с Бэндлером, отзывались о нем, как о человеке, открыто не признающем условностей, норм и принципов, если они противоречили его собственному мировоззрению.

Одновременно с этим он был очень талантливый молодой человек, которому легко давался процесс обучения, кроме того, он имел полезное свойство — наблюдать за действиями других людей, вживаясь в них и перенимая их поведение. Этот интерес перерос в научный, когда Бэндлер поступил в университет, хотя основной его специализацией стали точные науки и философия.

Во время учебы и научной работы Бэндлер активно общался с известными представителями различных психотерапевтических течений. Под руководством одного из них, Перлза, Бэндлер начинает вести группы гештальт-терапии. Его супервизором становится Джон Гриндер. Считают, что именно этот период их совместной работы стал самым плодотворным для будущего НЛП-подхода.

Бэндлер и Гриндер не только исполняют роль ведущих группы — один из них находится в постоянном наблюдении за действиями второго. Так формируется список действий, влияющих на сознание личности. Именно на них будут построены основные приемы НЛП.

Большое влияние на программу НЛП оказал так называемый эриксоновский гипноз, который предполагает погружение человека в состояние транса путем лингвистических и коммуникативных приемов.

До того, как познакомиться с Милтоном Эриксоном, создателем данного подхода к гипнозу, Бэндлер сотрудничает с Вирджинией Сатир, широко известным в то время семейным терапевтом.

Пишут, что однажды Бэндлера попросили записать занятия Сатир на пленку. Он выполнял эту работу, одев наушник для проверки качества записи на одно ухо, и, вставив в другое ухо наушник с "Пинк Флойд". Когда занятие заканчивается, Сатир просит клиентов рассказать о том, как же им следует изменить свое поведение с учетом полученных знаний. Единственным, кто смог точно и четко обрисовать такое поведение, был Бэндлер, который слушал все занятия в пол-уха.

Таким образом, Бэндлер понимает, что материал легче проникает в сознание через подсознание. Одновременно с этим они с Гриндером проводят обширную работу по выделению и изучению "существенных языков" — действий, ключевых по отношению к цели — в поведении Перлза, Эриксона, Сатир. Тогда же определяются и "киты", на которых стоит НЛП:

§ Знание о нейрофизиологических процессах, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации, понимание внутреннего устройства восприятия.

§ Представления о лингвистических особенностях мышления, поведения и коммуникаций.

§ Требование системности программы, где отражены все знания, принципы и приемы НЛП в четкой и необходимой дляэффективности обучения последовательности.

Основой нейролингвистического программирования является работа с сознанием человека. НЛП использует психоаналитический принцип усыпления сознательного для высвобождения бессознательного. Но, в отличие от психоанализа, НЛП использует бессознательное не для диагностики, а для лечения заболеваний и решения проблем личности.

Модальности восприятия

Именно с возникновением НЛП психологи обратили внимание на особенности восприятия. Ранее было известно, что существуют разные модальности восприятия, что существуют визуалы, кинестетики, аудиалы, но этим знаниям не придавалось большого значения.

Считается, что большинство людей являются визуалами, поскольку около 80 процентов всей информации о внешнем мире мы получаем с помощью зрения. Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни. Так, аудиалами многие люди становятся, благодаря профессии (музыкант), либо при потере зрения.

Специалисты в области НЛП считают калибровку модальности, к которой принадлежит твой собеседник, и подстройку под нее залогом успешного целенаправленного воздействия на этого собеседника. Определение доминирующей модальности партнера по разговору осуществляется при помощи отслеживание особенностей его коммуникативного поведения. Визуал, обращая внимание собеседника на что-либо, скажет "Смотрите!", а аудиал — "Слушайте!". Когда визуалы думают, их глаза обследуют окружающую обстановку.

Подстройка под модальность осуществляется копированием вербальных и невербальных проявлений партнера по разговору.

"С помощью одного только знания о модальности другого человека уже можно решить некоторые проблемы", говорят НЛП-тренеры. Если, по их мнению, проанализировать супружеский конфликт из-за бытовых проблем, то может выявиться, что у мужа и жены разные модальности восприятия окружающей действительности. К примеру, жена-визуал любит, когда вымытая посуда расставляется в правильном порядке, а мужа-кинестетика волнует, прежде всего, удобство расположения вещей, а не эстетичность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: