Виды экономического анализа, их классификация и характеристика.




В экономической литературе все виды анализа ХД группируются по различным признакам:

1. По отраслевому признаку: отраслевой, межотраслевой анализ

Методика проведения отраслевого анализа полностью учитывает все специфические особенности предприятия данной отрасли. Межотраслевой анализ является по своей сути теоритич. И методологич. Основой проведения АХД для всей отрасли нац. Экономики.

2. По признаку времени: предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный)

Предварительный выполняется до выполнения какого-либо акта (до составляния плана,до проведения хоз. Операций). Последующий проводится после завершения хоз.акта (завершение года,квартала). Используется для оценки результативности работы предприятия.

Последующий подразделяется на оперативный и итоговый.

Оперативный проводится сразу после совершения акта. Цель-разбор ситуаций и оперативное выявление недостатков и оперативн.воздействие на процесс производства.

Итоговый-заключительный по итогу работы за месяц,квартал, комплексный по всем видам хоз. Деятельности.

3. По детализации изучаемых явлений и процессов, т.е. по кругу изучаемых вопросов:технико-экономический анализ,финансово-эконом,соц-эк,экон-экол,маркетинговый анализ.

3.1. Проводится должностными лицами предприятия в соответствии с их служебными обязанностями. Проводится с выявлением всех факторов влияющих на результат работы предприятия в соотв. С направлением.

3.2. Проводится финн. Службами предприятия.Опр.эффективность использования собственного капитала и заёмного,резервы,увелечение прибыли,роста рентабельности,направления улучшения финю сост.предприятия.

3.3. Представляет собой экспертную оценку финансового здоровья. Проводится аудиторами или аудит фирмами с целью документальной проверки, обоснованности состояния предприятия,плана,соотв. Первичной бух. Документации

3.4. Выполняется эк. Службами предприятия,спец лабораториями и статичтич. Органами. Цель- изучит взаимосвязь соц. И эконом. Процессов и их влияние

3.5. Включает влияние на экономику, рассматр. Динамика затрат

3.6. Проводится службами марк. Предприятия с целью изучения рынков сырья и сбыта готовой продукции,её конкурентоспособность, возможности спроса и предложения продукции, изученик вероятности коммерческого риска, формирование ценовой политики, разработка тактики и стратегии маркет.деятельности.

4. По методике изучения объекта:

· - сравнительный

· Диагностический

· Факторный

· Маржинальный

· Математический

4.1. Обычно ограничен в сравнении плановых и отчётных показателей по результатам хозю деятельности, а так же используются показатели прошлых лет.

4.2. Экспресс- анализ представляет собой способ определения причин отклонения показателей плановых от отчётных

4.3. Анализ, проводимый с учётом всех факторов,влияемых на работу предприятия, направленных на каждый показатель каждого фактора.

4.4. Представляет собой метод оценки эффективности управленческих решений в будующее на основе причинно-след. Взаимосвязи, объёма продаж,с/с,прибыли.

4.5. Направлен. На выбор наиболее оптимальных решенийэк. Задач.Позволяет расширить факторную базу.

 

5. По охвату изучаемых и процессов: сплошной и выборочный

Сплошной предполагает деятельность всех сторон предприятия. Выборочн. Изучает одно направление.

6. По периодичности проведения: периодический,разовый

6.1. Проводится регулярно на все отрезке времени

6.2. Пров. Для обоснования крупных мероприятий

7. По характеру проведения: внутренние и внешние

7.2. проводится органами хоз. Управления,банками,акционерами,инвесторами

4.Приемы и методы проведения анализа. Их характерные особенности.

В процессе экономического анализа и аналитич обработке его результатов применяется ряд специальных способов и приёмов обеспечения рассмотрения различных сторон деятельности предприятия в их взаимосвязанности и взаимозавимости. Способы приёма можно разделить на 2 части: традиционные методы и математические. К 1 группе относятся такие способы и приёмы, как отбор показателей, их группировка, использование абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, индексный метод, расчленение показателей на составляющие, метод цепных подстановок, интегральный метод, балансовый метод.

1. Отбор показателей

2. Группировка. Правильная группировка показателей позволяет изучить недостатки в работе предприятия и выявить слабые места. Группировка проводится либо в таблицах, либо в динамичных рядах.

3. Для оценки работы предприятия используются производные показатели, т.е. такие показатели, кот. Может и не быть в плане, отчете. Наиболее часто исчисляются при анализе средней величины, они определяются делением одной величины на другую. Помимо используются средне-хронолог. Показатели, которые исчисляются, как сумма данных исслед.периода. (причём показатели за первые и последующие даты берутся в половинном значении) деленное на кол-во дат, уменьшенных на 1.При проведении анализа производительности труда возникает необходимость в расчете внутри года, за ряд лет. Производительность труда за большой отрезок времени исчисляется по формуле

Ппр.=корень в спени n из y1*y2*yn,у-тамп роста

4. Метод сравнения: сравнение со средними данными, сравнение отчёта с отч.пред.года. Важно следить в каких величинах выражены показатели. Сравниваемые показатели должны быть сопоставимы по назначению и по содержанию. При сравнении ценовых показателей следует производить в пересчитанных ценах лтбо на первый год, либо на последний. При выражении результатов в абсолютных величинах используется способ разниц. Отчёт сопоставляется с планом или с отчеиным. За опред. Прериод.При это результат принимается за уменьшаемое,а плановое за вычитаемое

5. Индексный метод за ряд лет. Индексы определяются делением анализируемой величины на базисный год..индексы расчитыапются отношением годовых показателей на первый год

Цэк.=Ппред/Пбазис

Используя индексный метод можно выявить влияние на изучаемую совокупность показателей факторов. В аналитической работе используется несколько форм индексов.

Можно определить влияние нескольких факторов:

R=∑qi-объём iвида продукции*pi-цена iвида продукции

Объём реализации продукции в базисном варианте

R0=∑q0*p0

В любой исследуемый период объём реализации будет равен

Rе=∑qei*pei

Индекс объёма реализации Yqp=Re/Ro

Для определения влияния одного фактора нужно обнулять другие факторы

 

3. Роль анализа финансово- хозяйственной деятельности в системе управления производством в условиях рыночной экономики.

В настоящее время АХД занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой (рис. 1.1).

Планирование представляет очень важную функцию в системе управления производством на предприятии. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена, определения путей достижениялучших конечных результатов производства.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: