Старшая и подготовительная группы.




Предметно-развивающая среда в разных возрастных группах.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр.

(О.А.Скоролупова; Л.В.Логинова)

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

В группе раннего возраста игра как деятельность находится в период становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Задачи воспитателя:

ü в совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;

ü развивать умение детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;

ü развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью;

ü развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны:

Спальня:

-кроватки разных размеров до 5шт.

-постельные принадлежности (одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка 2-3 набора)

-коляски до 5шт.

-куклы-младенцы в конвертах

-шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, одежда для кукол-младенцев мальчиков и девочек, наборы зимней одежды для кукол.

Столовая:

-стол, стулья

-кресла, диванчик

-наборы чайной и столовой посуды

-телефон со звонком

Кухня:

-плита

-кухонный стол

-шкаф для посуды

-набор кухонной посуды

-гладильная доска, утюги

Ванная:

-ванночка для купания кукол

-тазик для стирки

-веревка для белья и прищепки

Магазин продуктов:

-маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов(йогуртов, творожков, соков ит.п) чисто промытые, из пластика или картона

-таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления разных блюд (супов, компотов, каш, мясных блюд)

-игровые наборы пластмассовых игрушек-овощей или фруктов (восковые муляжи лучше не использовать)

-сумочки, корзиночки разные

-возможно кассовый аппарат

Парикмахерская:

-зеркало

- расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума

Рядом с парикмахерской обычно располагается «Уголок ряженья»

Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь возвращаться к привычному сюжету.

Воспитатель показывает детям, как использовать в игре предметы-заместители: кубик-хлеб, маленький кирпичик –кусочек мыла, палочка-градусник. Поэтому необходим специальный короб с предметами –заместителями.

Зона конструирования:

-большой конструктор-строитель деревянный

-настольные строительные наборы из дерева

-крупные пластмассовые конструкторы (типа «Элтик»)

-небольшие игрушки для обыгрывания построек.

Транспортные игрушки и двигатели:

-автомобили грузовые (не менее 4шт.)

-автомобили легковые (не менее 4шт.)

-автобусы

-паровозы(электровозы) с вагончиками

-лодочки

-самолеты

-крупные игрушки-двигатели

Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных.

 

Задача педагога – сформировать у ребенка к трем годам умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначить их, продолжить по смыслу действие, начатое партнером –взрослым, а затем сверстником.

Вторая младшая группа. К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого ребенок развертывает самостоятельную игру. Действия с предметами «понарошку» подготавливает возможность понимания ребенком того, что он и сам в игре в игре может быть кем-то иным – «понарошку» мамой, доктором ит.д. Трехлетний ребенок становится способен овладеть ролью –более сложным смысловым и структурным «узлом» игры.

Задачи воспитателя:

ü способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;

ü в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;

ü в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами –игрушками выполнять роль и за себя и за игрушку;

ü поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;

ü учить детей использовать в играх строительный материал.

Исходя из этих задач во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.

Для игры «Семья»: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов, которая может помещаться уже не в отдельном шкафу, а в пластиковых или картонных лотках, поставленных на стеллажи. Каждый лоток имеет свое условное обозначение.

Оборудование для игр с куклами: постельные принадлежности; мебель (столы, стулья, кровати разных размеров), коляски, санки, качели для кукол, стиральные наборы, утюги, телефон со звонком, наборы посуды: кухонной, столовой, чайной, которую можно хранить в коробках с обозначениями.

Зона для игры в «Магазин»: прилавок или витрина, несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком: молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные товары, сумочки, кассовый аппарат.

Зона для игры в «Больницу»: здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика – банки, стетоскоп, шпатели, градусники (не должно быть баночек или коробок от таблеток, которыми мы пользуемся в повседневной жизни).

«Парикмахерская»: зеркало, различные флаконы из пластика небольших размеров от духов, шампуней; расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.

«Игрушки-животные»: наборы диких и домашних животных разного размера, сделанные из разных материалов.

Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты.

Игровые строительные наборы: напольный конструктор-строитель, настольные строительные материалы, крупные пластиковые легоподобные конструкторы, мелкие пластиковые игрушки для обыгрывания построек.

Предметы-заместители.

Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстниками, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

 

Средняя группа.

Дети четвертого года жизни овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером-сверстником

Задачи воспитателя:

ü в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;

ü учить детей готовить обстановку для игры -подобрать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;

ü развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;

ü развивать умение использовать предметы-заместители.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны четко выраженные игровые зоны, границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут использованы для игр «Аптека» и «Больница». Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «скорой помощи», при игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей.

Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, в младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляется магазин одежды, обуви идр.

Оборудование для игр с куклами: постельные принадлежности; мебель (столы, стулья, кровати разных размеров, диван, кресла, шкафы для одежды), коляски, санки, качели для кукол, стиральные наборы, утюги, телефон со звонком, наборы посуды: кухонной, столовой, чайной, которую можно хранить в коробках с обозначениями. Различные кухонные приборы и приспособления, например игрушечная мясорубка, кухонный комбайн, тостер и др.

Зона для игры в «Магазин»: прилавок или витрина, несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках под прилавком: молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные товары, гастрономические продукты; хлебобулочные и кондитерские изделия, колбасы, выполненные из соленого теста и раскрашены; сумочки, кассовый аппарат. Можно сделать несколько магазинов: «Булочная», «Кондитерский», «Овощи-фрукты», «Молочные продукты», «Мясо» и т.д. Это также могут быть отделы одного большого супермаркета.

- «Магазин одежды и обуви»: различные кукольные одежки, которые можно достать из шкафа и разложить на прилавке.

-«Магазин игрушек»

Игровая зона «Парикмахерская»: самодельные альбомы с образцами причесок (детских); зеркало, различные флаконы из пластика небольших размеров от духов, шампуней; расчески, щетки из пластика, игрушечные фены, бигуди, щипцы для завивки.

Игровая зона «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Здесь же может стоять небольшая коробка с лоскутами тканей, которые дети могут использовать для создания различных атрибутов. Например из кубиков делается стол для кукол, он накрывается лоскутом –скатертью.

Зона для игры в «Больницу» или «Аптеку»: здесь содержатся игрушечные атрибуты из пластика – банки, стетоскоп, шпатели, градусники (не должно быть баночек или коробок от таблеток, которыми мы пользуемся в повседневной жизни).В качестве упаковок таблеток используйте картон, на котором нарисованы (или наклеены) поролоновые кружочки, имитирующие таблетки.

Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

«Игрушки-животные»: наборы диких и домашних животных средней полосы России, разного размера, сделанные из разных материалов.

Зона конструирования: большой напольный конструктор – строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы, мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Игрушки для мальчиков: роботы, трансформеры, солдатики.

Важно, чтобы у детей был бросовый материал, из которого они самостоятельно могли бы создавать атрибуты для сюжетных игр. Он хранится в отдельной коробке, которую дети хорошо знают и к которой имеют свободный доступ. Воспитатель учит детей, как использовать материалы этого «волшебного сундучка», при организации игр предлагает подумать, какие игрушки и атрибуты нужны детям и из чего их можно смастерить.

 

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Старшая и подготовительная группы.

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Задачи воспитателя:

ü развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

ü развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;

ü учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

ü учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

ü развивать умение использовать предметы-заместители.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны четко выраженные игровые зоны, границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут использованы для игр «Аптека» и «Больница». Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «скорой помощи», при игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей.

Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, в младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляется магазин одежды, обуви идр.

 

В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям игровые сюжеты.

Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница», «Аптека»; изображение книги и глобуса для игр «Школа», «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.)

Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда для того чтобы приготовить пищу пациентам.

Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала, чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игровые модули.

В группе старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.

Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащая их представления об окружающей действительности, поэтому могут появляться в группе такие ранее не известные игры, как «туристическая фирма», «рекламное агентство», «телевидение» и др.

По- прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей.

Макеты: макет средневекового замка, макет корабля – парусного судна, парохода или современного теплохода, макеты различных жилых помещений идр.

Атрибуты для игры «Семья »: куклы разные, наборы кукольной мебели «жилая комната», «спальня», «кухня», посуда кухонная, столовая, чайная4 различные кухонные приборы и техника: мясорубка, тостер, стиральная машина, плита, посудомоечная машина, холодильник.

Атрибуты для игры «Магазин»: магазины делаются самые разные – продуктовые, одежды и обуви, «радиотехники», «салон шляп или головные уборы», «магазин игрушек», «канцтовары», «мебель» «спорт», «книги» и др. Небольшие прямоугольники бумаги с написанными на них цифрами, обозначающие «деньги», сумочки для покупок, кассовый аппарат.

Атрибуты для игры «Парикмахерская» или «Салон красоты»: самодельные альбомы с образцами причесок (детских); зеркало, различные флаконы из пластика небольших размеров от духов, шампуней; расчески, щетки из пластика, игрушечные фены, бигуди, щипцы для завивки.

Атрибуты для игры «Ателье»: «рулоны» ткани, выкройки одежды, самодельные журналы мод. Швейные машины, стойка для одежды и плечики, возможно игрушка-манекен.

Зона для игры в «Больницу» или «Аптеку»: в старшем возрасте дети знакомятся с различными специализациями врачей, поэтому атрибутика игры значительно обогащается. Например, здесь могут быть таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, шприцы, бинты. Можно сделать коробку с «регистратурой»- в нее помещаются «амбулаторные карты». (не должно быть баночек или коробок от таблеток, которыми мы пользуемся в повседневной жизни).

Атрибуты для игр «Транспорт»: автомобили легковые разного размера и марок, грузовые, автобусы и тройллебусы, электровозы (паровозы) с вагонами, лодочки и катера разных размеров, самолеты, вертолеты. Добавляется строительная и дорожная техника: бульдозер, экскаватор, трактор. Можно вырезать рули из картона или фанеры и сделать таблички с изображением разных видов транспорта.

Атрибуты для игр «Школа» и «Библиотека»: самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, самодельные формуляры и детские книги.

Атрибуты для игры «Почта»: самодельные посылки, открытки, телеграммы, письма, игрушечный штемпель.

«Игрушки-животные»: наборы диких и домашних животных средней полосы России, разного размера, сделанные из разных материалов; животных жарких стран, животных доисторической эпохи(динозавры).

Зона конструирования: большой напольный конструктор – строитель; настольный строительный материал; различные пластиковые конструкторы, мелкие игрушки для обыгрывания построек. Схемы для конструирования.

 

При организации сюжетной игры дошкольников важно помнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастым, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: