НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА БУДУЩЕЕ




С К А З К А

КАК ЁЖИК И КАКТУС НАУЧИЛИСЬ МЕНЯТЬ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА БУДУЩЕЕ

Это случилось жарким летом. Раскисший от жары ёжик уныло слонялся по лесу в поисках прохлады. Но куда бы он ни шёл, всюду палило беспощадное солнце. Из-за этого все тени съёжились и стали такими короткими, что даже возле самых больших деревьев невозможно было укрыться от зноя.

«Наверное, наш лес превратился в пустыню», — шевельнулась в голове у ёжика страшная догадка. «Конец, — подумал ёжик. — Скоро от леса ничего не останется. На этом месте будет один песок, а посреди него будут торчать только корявые коряги и сухие сучья». От таких мыслей ёжик чуть не заплакал. Он зажмурился и побрел куда глаза не глядели.

«Однако так можно и свалиться куда-нибудь», — спохватился вовремя ёжик. Он открыл глаза — и замер. Неподалёку от него стояло что-то бесформенное в колючках. «А вот и мираж», — уже без удивления подумал ёжик. Он вспомнил, что в пустыне такое случается — ему об этом рассказывал дедушка. А ещё ёжик вспомнил, что миража не надо бояться: стоит подойти к нему поближе, — и он отойдёт. «А вот я сейчас подбегу к нему — он и отбежит, — оживился ёжик. — Или ка-ак прыгну на него, а он ка-ак отпрыгнет!» Ёжик энергично разбежался и с размаху прыгнул на мираж.

— Ой-ой-ой! — завопил ёжик и схватился лапами за лоб. На лбу откуда-то появились лишние колючки, и они ужасно кололись.

— Ай-ай-ай! — отозвался кто-то рядом. — Что за дикое растение! Шныряет тут и тыкается своими иголками! У меня и так иголок достаточно, мне чужих не надо!

— А ты почему не отбегаешь, когда я подбегаю? — удивился ёжик.

— Как же я могу отбежать? Я тут стою и расту себе. А кто не хочет уколоться, пусть обходит стороной.

— Я тоже расту, но я и ходить могу. И вообще, дедушка мне не говорил, что миражи Растут, — растерялся ёжик.

— А мне дедушка говорил, что ходить можно только ногами. А настоящим растениям вообще это не нужно.

— Какое же ты растение? — с недоумением спросил ёжик. — У тебя же ни листьев, ни цветов нет.

— Я кактус разумный, поэтому у меня и листьев нет. В жару листья засыхают, а колючки и без того сухие.

— Значит, и у меня иголки вместо листьев? — поразился ёжик.

— У тебя иголки вместо мозгов — ехидне подколол его кактус. — Ты ведь не растение у тебя не должно быть листьев. А иголки у тебя для защиты от врагов. У тебя же нет ни длинных клыков, как у волков, ни огромных когтей, как у медведей.

— Да, я снаружи колючий, а внутри мягкий и добрый.

— И я тоже не всегда такой злючий-колючий. Вот я скоро зарасту, выцвету, и ты увидишь, каким я стану красивым и добрым.

Ёжик засомневался, действительно ли кактус такой разумный. Уж очень странно он говорил... Но ёжик не стал делать никаких замечаний. Он был очень воспитанным — ведь не в пустыне же он вырос!

На другой день с утра пораньше ёжик побежал взглянуть на кактус. Ему не терпелось посмотреть, как его новый знакомый преобразится.

Но какое же грустное зрелище ожидало ёжика! Среди бурьяна едва виднелся бледный понурый кактус. И тут ёжик понял, что же во вчерашних словах кактуса показалось ему странным. «Выходит, как скажешь, так и получится, — подумал ёжик. — Кактус и в самом деле зарос и выцвел, вместо того чтобы вырасти и зацвести». Похоже, кактус тоже все понял — он так посмотрел на ёжика, как будто ожидал насмешки над своим чудным предсказанием. Но ёжик и не собирался смеяться — наоборот, он постарался ободрить своего неудачливого знакомого.

— Это горе — не беда! — воскликнул ёжик. — Сегодня ты зарастаешь, а завтра — вырастаешь. Сегодня выцветешь, а завтра — зацветешь!

— Ты правда думаешь, что я завтра вырасту? — с надеждой спросил кактус.

— Ну конечно! Ведь ты и сегодня растешь, и каждый день растешь. Значит, в конце концов ты вырастешь.

— Если я вырасту, значит, и зацвету когда-нибудь! Все кактусы рано или поздно цветут, вот и я тоже — и зацвету, и расцвету и процвету... А ты придёшь на меня по смотреть?

— Ну, если я все время куда-нибудь иду значит, и к тебе когда-нибудь приду, — рассудительно заметил ёжик. — А может быть и дедушку с собой приведу. Я его часто куда-нибудь привожу, если увижу что-нибудь занимательное.

— Да, да, приходите вместе с дедушкой, - обрадовался кактус. — А я вам подарю свой самый красивый цветок!

— А мы с дедушкой подарим тебе пeceнку, — пообещал ёжик. Распрощавшись кактусом, он отправился домой. И по дороге, не откладывая в долгий ящик своё обещание, ёжик стал сочинять подарочную песенку.

Если кто-то думает,

Он что-нибудь придумает.

Если что-то делаешь —

Значит, что-то сделаешь.

Если кактусы цветут,

То значит, непременно

Все когда-то расцветут,

И это несомненно.

Если малыши-зверята

Каждый день умнеют,

То однажды, вероятно,

Сильно поумнеют.

А если дедушки внучат

Ждут с утра до вечера,

То обязательно дождутся —

Волноваться нечего!

РЕКОМЕНДАЦИИ

Часть 7 предназначена для усвоения такого важного раздела грамматики, как способы образования будущего времени глагола. Особое внимание уделяется приставочному способу образования будущего времени как наиболее распространенному.

Будущее время глагола обозначает действие, которое будет происходить в будущем, после момента речи. Понятие о будущем времени тесно связано с понятием о виде глагола, так как от вида глагола зависит способ образования будущего времени. Вид глагола — это характеристика ограниченности (завершенности) или неограниченности (незавершенности) действия во времени. Вид бывает совершенным и несовершенным.

Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое либо уже закончилось («прибежать», «нарисовать», «спеть»), либо только что началось («побежать», «зацвести»). Глаголы совершенного вида со значением законченности действия можно заменить оборотом со словами «закончить» или «перестать» («спеть» — «перестать петь»), а глаголы совершенного вида со значением начала действия можно заменить оборотом со словом «начать» («засмеяться» — «начать смеяться»). Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?».

Глаголы несовершенного вида обозначают длящееся действие, у которого нет ни начала, ни конца (или о его начале и конце ничего не известно), например «идти», «прыгать», «думать». Они отвечают на вопрос «что делать?».

Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в видовые пары, которые в большинстве случаев образуются от одного и того же корня («думать — подумать», «петь — спеть»). Главным в видовой паре считается глагол несовершенного вида. Обычно глагол совершенного вида образуется от однокоренного глагола несовершенного вида с помощью приставки («молчать — замолчать») или суффикса («прыгать — прыгнуть»).

Прошедшее время есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида («молчал» — «что делал?», «замолчал» —- «что сделал?»). Образуется оно одинаково и у тех, и у других — при помощи личных окончаний прошедшего времени. Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида («молчит» — «что делает?»). Будущее время есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуется оно по-разному. У глаголов несовершенного вида будущее время — составное, оно образуется по схеме: будущее время вспомогательного глагола «быть» (в личной форме) + неопределенная форма смыслового глагола («буду молчать» — «буду что делать?»). Составное будущее обозначает действие, которое неизвестно когда начнется, неизвестно когда закончится (а может, и не закончится) и будет длиться долго или постоянно повторяться («Маки будут цвести все лето», «Я буду приходить к тебе каждый день»).

У глаголов совершенного вида будущее время — простое. Оно образуется путем присоединения к основе глагола личных окончаний настоящего времени («замолчит», «прыгнет» — «что сделает?»). Можно условно сказать, что простое будущее время образуется от настоящего с помощью приставки или суффикса. В настоящем Пособии рассматривается приставочный способ образования будущего времени, так как этот способ образования чаще встречается и вызывает наибольшие трудности у детей.

Итак, чтобы уметь образовывать форму будущего времени надо прежде всего научиться образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида (развитию этого навыка посвящено упражнение № 2). Затем надо научиться образовывать составное будущее время у глаголов несовершенного вида (на это направлено упражнение № 3). И, наконец, надо научиться образовывать простое будущее время у глаголов совершенного вида (усвоению этого навыка способствует упражнение № 4). Упражнение № 5 помогает усвоить различия в значении и употреблении разных форм будущего времени.

При выполнении упражнений вначале можно сделать несколько примеров устно, а когда ребенок хорошо усвоит материал, оставшуюся часть упражнений рекомендуется выполнить письменно.

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 1. Вопросы по тексту.

Задание: ответить на вопросы по прочитанной сказке:

1) Чего не понимал ёжик?

2) Что неправильно говорил кактус? Почему он не зацвёл?

3) Чему научился ёжик?

 

Упражнение №2. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок

Задание: выбрать соответствующую приставку из списка, образовать глагол совершенного вида от глагола несовершенно вида, объяснить его значение, придумать предложение с ним.

 

А) Совершенный вид со значением начала действия.

Приставки: за, по, об, раз, на

Образец: цвести + зазацвести (начать цвести). На другой день кактус зацвёл.

Глаголы несовершенного вида: играть, молчать, кричать, плыть, радоваться, смеяться, лететь, свистеть, грустить, скучать, бежать, скакать, петь, ехать.

 

Б) Совершенный вид со значением законченности действия.

Задание: то же.

Приставки: при, с, про, о, от, на, из, по, у

Образец: ломать + с- сломать (закончить ломать). Петя долго качался на стуле и наконец сломал его.

Глаголы несовершенного вида: бежать, читать, рисовать, печь, делать, купать, чинить, строить, ремонтировать, гулять, видеть, смотреть, скакать, идти, жечь, считать, печатать.

 

Упражнение № 3. Образование составного будущего времени у глаголов несовершенного вида.

Задание: составить предложения, образовав личную форму составного будущего времени от глагола из скобок по образцу. Составить свое предложение с тем же глаголом в составном будущем времени, образовав личную форму другого лица или числа этого глагола.

Образец: Я (ходить) по этой улице каждый день. — Я буду ходить по этой улице каждый день. Мы будем ходить в театр по воскресеньям.

Примеры:

1)Мы (заниматься) спортом.

2)В субботу папа (мыть) машину.

3)Таня (приезжать) к нам раз в неделю.

4)Зимой мы (ходить) на лыжах.

5)На будущей неделе вы (читать) пятую главу.

6)Если ты (делать) глупости, все (смеяться).

7)Летом мы (купаться) в море.

8)Вечером Володя и Толя (решать) задачи.

9)Теперь я (вставать) раньше всех.

10) Пугало (стоять) на огороде всё лето.

 

Упражнение № 4. Образование простого будущего времени у глаголов совершенного вида.

Задание: составить предложение, поставив глагол из скобок в личную форму простого будущего времени.

Образец: Я скоро (вырасти). — Я скоро вырасту.

Примеры:

1)Завтра мы (пойти) в кино.

2)На будущей неделе Дима (написать) письмо бабушке.

3)Ты (поехать) на дачу и (покрасить) этот забор.

4)Пчела (прилететь) в улей и (принести) каплю мёда.

5)Вечером они (прийти) домой и (полить) цветы.

6)Ваня (спеть) нам свою любимую песню.

7)Вы (поплыть) на тот берег?

8)Летом я (поставить) на огороде пугало.

9) Если Коля (увидеть) сломанный будильник, он (рассердиться).

10) Женя боится, что эскимо (растаять).

 

Упражнение № 5. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида, выбор простого или составного будущего времени.

Задание: поставить глагол в скобках в форму будущего времени. Даны глаголы несовершенного вида. При образовании простого будущего времени надо добавить приставку.

Образец:

а) Завтра весь день (идти) дождь. — Завтра весь день будет идти дождь,

 

б) Мы (идти) в кино. — Пойти. — Мы пойдем в кино.

1)Я завтра не (идти) в школу.

2)Завтра я (готовиться) к экзаменам.

3)Ты (играть) с нами в прятки?

4)Приходи вечером, и мы с тобой (играть).

5)Саша обещал, что (чинить) телевизор.

6)Ёжик решил, что больше ничего не (бояться).

7)Завтра Катя (лететь) на юг.

8)Зимой Таня (кататься) на коньках каждую неделю.

9)Скоро мы (видеть) наш новый дом.

10)Весь месяц мы (читать) эту книгу.

11)Вы (работать), пока не (темнеть)!

12)Вы не (мочь) перепрыгнуть через забор.

13)Кошки не (есть) конфет.

14) Когда родители (знать) о твоем поступке, они не (радоваться).

15) Сейчас (дуть) ветер, и это старое дерево (валиться).

 

► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений помогает ребенку усвоить понятие о виде и времени глагола, способствует выработке навыков образования различных форм будущего времени, расширяет словарный запас ребенка, способствует развитию его способностей к фразовой речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: