Музейная педагогика в школьном гуманитарном образовании




Музейная педагогика в настоящее время является чрезвычайно актуальным направлением в работе со школьниками и даже с детьми дошкольного возраста. Сейчас каждый музей как самостоятельная единица, зарекомендовавшая себя в музейном пространстве, может предложить разнообразные варианты времяпровождения для детей. К таким вариантам будет относится просмотр и знакомство с различными экспозициями с сопровождением в виде интересных, познавательных заданий, направленных на расширение кругозора ребят и формирование их научно-исследовательского опыта. Также, становятся все более популярными разнообразные интерактивные формы работы с экспонатами музеев, дающие возможность буквально прикоснуться к истории и почувствовать себя ее равноправным участником, а, может, даже и творцом. Ведь важнейшей функцией музея наряду со сбором, изучением и хранением тематических экспонатов является деятельность, направленная на просвещение населения и популяризацию наследия, хранимого в недрах каждого конкретного музея.

К понятию «музейная педагогика» существуют различные исследовательские подходы. Для нас, как для представителей исторического института педагогического университета, особый интерес представляет определение данного понятия с позиции исторического образования. Примечательно, что одно из первых определений именно с этой позиции отмечено в Государственном историческом музее. Там мы обнаружим следующую интерпретацию понятия: «Музейная педагогика – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в процессе передачи и восприятия информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея»[46].

Принимая во внимание различные определения музейной педагогики, музееведы и педагоги выделяют ее междисциплинарный характер, связь с процессами коммуникации и педагогики. А.Н. Морозова и О.В. Мельникова связывают музейную педагогику с музееведением, искусствоведением, историей и краеведением[47]. Маститый отечественный музейный педагог Б.А. Столяров дает следующее определение музейной педагогики: «Это область научной и практической деятельности современного музея, осуществляющего передачу культурного опыта междисциплинарного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды»[48].

По мнению музейного педагога М.Ю. Юхневича «музейная педагогика – научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему»[49]. Данное определение уже указывает нам на наличие широкого и узкого смыслов назначения музейной педагогики. Потому как можно рассматривать образование в музее на протяжении всей человеческой жизни, что будет являться широким смыслом интерпретации музейной педагогики. В широком смысле музейную педагогику также можно назвать «инструментом реализации образовательного потенциала музея»[50]. В узком же смысле музейная педагогика представляет собой взаимодействие с юной аудиторией, инструмент обслуживания образовательных учреждений.

История развития отечественной музейной педагогики берет начало еще в дореволюционное время. Одним из стимулов создания школьных музеев стала активно распространяющаяся идея применения метода наглядности в обучении. Данная идея принадлежит классику педагогической науки К.Д. Ушинскому. Необходимо отметить,что в дореволюционной России сотрудничество музеев со школами, гимназиями и училищами было крайне хорошо развито. Музеями активно предлагались образовательным учреждениям экскурсии, ранжировавшиеся по возрастной категории учеников. В школьные программы официально вводились музейные экскурсии, которые делились на три типа: естественно-научный, культурно-исторический и литературный. В 1905 г. С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко создали в России первый детский музей, в котором дети занимались творчеством на занятиях, в кружках. Одним из направлений этого музея стало конструирование жилищ и костюмов разных исторических эпох[51].

С наступлением советских времен, в 1920-1950-е гг. наблюдается сохранение просветительской модели музея, но уже - сквозь призму идеологии. Теперь главным действующим персонажем культурно-просветительской деятельности становится экскурсовод, а доминирующей формой работы с учащимися - экскурсии. Уровень эффективности сотрудничества музеев со школами измерялся такими показателями как количество экскурсантов-детей и количество самих проведенных экскурсий с прочитанными на них лекциями. Естественным и положительным является тот факт, что экскурсии для учащихся проводились бесплатно.

Период 1960-1980-е гг. в СССР отмечается выстраиванием музейной деятельности с детьми в русле информативной модели, доминантой которой являлась задача передать детям научную информацию об экспонатах наиболее доступным из возможных способов. Стараниями отдельных специалистов в музеях открывались факультативы и абонементы для учащихся. В данный временной промежуток музей старался быть максимально ориентированным на школу и занятым разработкой и реализацией детских программ. Именно тогда был отмечен всплеск создания музеев при школах.

В данный период расцвета школьных музеев отмечается и частое присутствие в методических публикациях по внеклассной работе с учащимися музейной тематики. Авторы работ заостряли внимание на воспитательном потенциале краеведческо-поисковой деятельности учеников, на основе результатов которой часто и создавались школьные музеи[52].

В 1990-2000 гг. основательно утверждается коммуникативная модель в работе со школьниками. До сих пор, вся педагогическая деятельность музея основывается на принципах данного подхода. Специалист в области музейной педагогики Е.Н. Мастеница выделила четыре принципа коммуникативного подхода: антропо-цетристский (во главе угла - человек, «субъект»), культурологический (знаки и символы в поле коммуникации), диалогический (межкультурный диалог двух и более участников) и аксиологический (общение как самостоятельная ценность)[53].

Таким образом, мы отмечаем, что на рубеже XX-XXI вв. отечественный школьник стал рассматриваться как «субъект» музейной образовательной деятельности, имеющий свою внутреннюю организацию и сферу интересов и увлечений. Школьник, посещающий музей стал расцениваться как равноправный участник коммуникации «ученик ↔ музей», где основополагающим принципом является индивидуально-личностное ориентирование в организации занятий с детьми. Наряду с новыми принципами музейная педагогика не отрицает традиционные: принцип учета возрастных особенностей в работе с детской аудиторией, принцип сознательности и активности в усвоении музейного наследия, принципы доступности и наглядности, принцип систематичности, предполагающий согласованность программ деятельности музея и школы[54].

В последние годы мы можем наблюдать расцвет, золотое время жизнедеятельности музейной педагогики на фоне положительной динамики роста образовательного потенциала музея. При музеях создаются специальные отделы, ориентирующиеся на работу со школьниками. В связи с этим появляются новые педагогические технологии, целью которых является развитие творческой и познавательной активности юных посетителей. В учебные планы все большего количества школ включаются занятия в музеях. Нарабатывается опыт по организации при крупных, ведущих музеях страны, специализированных школ. Ярчайшим и достойным примером такого музейно-школьного сотрудничества является Гуманитарная гимназия при Русском музее в Санкт-Петербурге, созданная в 1989 г.

Теоретические аспекты музейной педагогики в своем современном развитии зиждутся на рассмотрении музея (музейного текста) как культурной единицы в его многообразном взаимодействии с историей, социологией, психологией, философией и др.

Фиксируя, закрепляя, останавливая в своих экспозициях прошлое и настоящее, моментально уходящее в историю, музей является отражением современной исторической картины, нашего настоящего общественного, исторического, философского миропонимания. Музей формирует в своем социокультурном пространстве связывает посетителя, воспринимающего информацию, и конкретный экспонат, интегрирующийся в биографический, творческий мир личности (в музее мемориальной, литературной или художественной направленности) или - в мир природной среды и быта (краеведческие и этнографические музеи)[55].

Существование музея как образовательной системы, направленной на освоение и исследование школьной аудиторией музейного пространства, не возможно без реализации специальных программ и педагогических технологий. Уже упоминавшийся ранее ведущий деятель музейной педагогики Б.А. Столяров предлагает четыре модели обучения в музее: поисковую, коммуникативную, имитационного моделирования и инновационно-игровую. Поисковая модель предполагает постановку проблемы и ее исследовательское разрешение учащимися. Коммуникативная модель основывается на педагогике сотрудничества. Модель имитационного моделирования представляет реконструкцию событий и образов прошлого в музейном пространстве. Последняя, инновационно-игровая модель предоставляет возможность для включения творческой активности учащихся и воплощения не реализуемой ситуации[56].

Подход к обучению в музейной среде, предложенный Б.А. Столяровым, не смотря на оптимальность своей классификации, конечно же, не является исчерпывающим. Так, исследователь М.В. Короткова предлагает следующий подход к реализации музейных программ, базирующийся на пяти типах занятий: игровых, импровизированных, поисковых, моделирующих и интерактивных. Игровые занятия в данной классификации предполагают переодевания в персонажи и сценарии ролевых разыгрываний событий и явлений. Суть импровизированных занятий составляют рассказы учащихся об экспонатах музея, а так же их выступления в роли самих музейных экспонатов. В сферу деятельности поисковых занятий входит розыск экспонатов по заранее заданным характеристикам. Моделирующие занятия основываются на процессе творческой реконструкции явления, картины или персонажа, воплощаемой ребятами. Наконец, интерактивные занятия представляют собой совместную деятельность детского коллектива через увиденное в стенах музея[57]. Рассмотренные классификации обоих исследователей объединяет деятельностный подход, столь бесконечно актуальный в современной педагогике в рамках ФГОС.

На практике работы с детьми в музейной среде специалистами в области музейной педагогики применяются приемы и методы, аналогичные тем, что использует школьный учитель истории. Исследователь Н. Ланкова предложила классификацию методов на основе деления их словесные, наглядные и практические. При этом, к словесным методам относятся беседа и рассказ, к наглядным -демонстрация и иллюстрация. К практическим методам автор относит игровой, ролевой, осуществляемый через инсценизацию заданной ситуации, и погружение в прошлое путем реконструкции[58].

Генеральный директор Государственного музея политической истории России Е.Г. Артемов, специалист в области музейно-педагогических технологий, к методам музейной работы с детской аудиторией причисляет «погружение» непосредственно в историческую среду - сценарное ролевое «проживание» интересующих исторических событий через роль, которую получает юный музеолог. Автор также классифицирует методы на репродуктивный (направлен на выполнение системы заданий), продуктивный (решается конкретная проблема), исследовательский (исследование музейных экспонатов), моделирование и реконструкцию (устное и рукотворное воссоздание каких-либо событий, фактов, ситуаций), метод опережающего поощрения (нацелен на мотивирование активности детей в пространстве музея)[59].

Успешная практика использования единого пространства педагогической культуры во взаимодействии значительным потенциалом музейной педагогики напрямую зависит от создания таких психолого-педагогических условий, как дружелюбная и доверительная атмосфера, способствующая лучшему раскрытию детей; особая культурно-историческая аура, пронизывающая музейные экспозиции. В результате слияния усилий школьных учителей, обладающих навыками просветительской работы и музейных педагогов, отбирающего и представляющего материал с учетом культурно-исторической специфики оказывается колоссальнейшее влияние на развитие духовного мира школьников.

Современные люди и молодежь, в частности, привыкли к восприятию визуальных образов, что объясняется более быстрым восприятием зрительных впечатлений. В этом контексте невозможно переоценить значение мемориальных экспозиций, которыми так богаты музеи[60].

В настоящее время мы можем счастливо наблюдать положительную динамику музейно-педагогической деятельности. Музеи предлагают разнообразный спектр педагогических программ для ребят, инициируют создание центров детского досуга и студий и поддерживают их функционирование. Также, подавляющее большинство школ реализует музейную деятельность. Иметь при школе заповедный кабинет, именуемый гордым словом «Музей» становится уже делом солидности и престижа образовательного учреждения.

Музейная педагогика призвана осуществлять нетрадиционный подход к историческому образованию и способствовать самореализации каждого ребенка[61]. Практика музейных занятий со школьниками учит их умению распознавать и вглядываться в историко-культурную суть вещей, формирует навыки реконструирования образов прошлого в ходе зрительного и тактильного общения с наследием культуры. В зону ответственности и компетенции музейных занятий входит также и формирование по отношению к другим культурам у школьников уважения, которое могло бы выразиться в готовности понять и принять гуманистические ценности.

Призвание музейной педагогики состоит в разработке адекватных современным требованиям педагогических форм деятельности школьников в культурно-образовательном пространстве музея. Исследователь О.Э. Шейнина считает, что «музейная педагогика не только обобщает опыт, но и создает новые методики и музейно-педагогические программы»[62].

Система партнерских отношений между музеем и школой сегодня исходит из объединения музейной и школьной педагогики, из взаимодополнения их элементов, реализуемых на базе специализированных образовательных учреждений и примузейных центров.

Школьные учителя, пребывающие все время в состоянии поиска новых педагогических методик, которые могли позволить их ученикам в разы больше и системнее, полноценнее усваивать материал, хорошо понимают сейчас, что обязательно нужно выходить за рамки обычных «кабинетных» уроков. Безусловно, традиционные школьные занятия никто не отменял, и они все еще удерживают свою лидерскую позицию, но по-настоящему профессиональны и интересны те педагоги, которые находят возможность разнообразить и обогатить новыми формами деятельности процесс обучения для детей. Одно же из лучших средств достижения данной многозначительной цели - приведение и погружение учащихся в атмосферу музея, исследование и вдумчивое интерпретирование музейного пространства. Особенно ценно для развития музейной педагогики активное сотрудничество школьных учителей с музеями, выражающееся в принятии участия в совместных научных конференциях и образовательных музейных программах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: