Индивидуальный образовательный маршрут Владимира Б. (5 лет) с задержкой психического развития
На период с сентября по декабрь 2015 года.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности и освоение программы.
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
- способствовать усвоению образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:
- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- вариативность;
- соблюдение интересов воспитанника;
- принцип создание ситуации успеха;
- принцип гуманности и реалистичности;
- содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Сперва проводится диагностика ребенка. Затем на основе диагностики составляется индивидуальный образовательный маршрут. Осуществление индивидуального образовательного маршрута происходит поэтапно, следуя четкому алгоритму, и осуществляется различными специалистами: психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Владимир Б. Дата рождения: 18.07.2010 г. Детский сад: Класс: Адрес: Тел. | Ф.И.О. родителей: мама – папа – | Ф.И.О. воспитателей: | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Педагог-психолог – Учитель-логопед - Медсестра – Специалист по музыке – Специалист по хореографии - |
Заключение и рекомендации | требуется создать условия для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; образовательная программа: образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития | ||
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | освоение ребенком примерной образовательной коррекционно-развивающей программы для детей с задержкой психического развития на базе «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Авт. Баряева Л.Б., Гаврилушкин О.П., Зарин А.П.) | ||
Режим пребывания ребенка в ОУ | 5 дней в неделю с 8:00 до 20:00 |
Условия включения
Представление заданий | · средний уровень сложности; · адаптированное (увеличенное в размере, 1-2 задания на одном листе) задание |
Предъявление инструкций | · четкие инструкции (вербальные, невербальные); · инструкции с показом |
Материалы | · стимульный материал в соответсвии с возрастом ребенка; · раздаточный материал на индивидуальных карточках, листах; · четкие рисунки, изображения, контуры, линии |
II. Создание «безбарьерной» среды
Направление деятельности | Возможные задачи на период | Ресурсы для решения задач |
Формирование комфортной среды: -изменения в помещениях - материалы для нормализации активности, тонуса - оптическая поддержка | -зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны, комнаты для занятий, зона отдыха -правильное оборудование зон в комнате отдыха (ширмы, шторы) -расстановка столов, стульев -мягкие комплекты (кресла, сухой бассейн, мягкое лего) -оборудование места для подвижных игр и.т.д -расписание, режим дня, способы деятельности | помещение, игровая зона, зона отдыха, комнаты для занятий должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над столами, на столах эталоны, трафареты; раскраски, развивающие альбомы; материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.); календари со временами года, листы с расписанием занятий, днями рождения |
III. Психолого-педагогическое сопровождение
Специалист | Основное направление деятельности на период | Формы и режим работы | Результат работы |
Учитель-логопед | - артикуляционная и мимическая гимнастики; - анализ и синтез букв, звуков; - обогащение словарного запаса; - постановка и автоматизация звуков «Л», «Ш», «Ж»; - дифференциация в речи «С-Ш», «Л-Р», «З-Ж» | индивидуальные и групповые (3 раза в неделю, 15-20 минут) | - постановлены и автоматизированы звуки; - сформировано умение дифференцировать в речи звуки; - постановлена фразовая речь. В диагностический инструментарий входят следующие методики: 1. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей дошкольного и школьного возраста (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик). 2. Методика диагностики понимания фразовой речи у детей раннего возраста (А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская). 3. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста (РГПУ им. Герцена). 4. Логопедическое обследование детей 2-4 лет со стимульным материалом (О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина). 5. Дидактический материал по обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста (Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова). 6. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сборник методических рекомендаций (РГПУ им. Герцена). |
Педагог-психолог | - диагностика ВПФ; - психосоматика; - разработка методик для работы с ребенком; - развитие ВПФ; - сформировать ЭВС ребенка, его коммуникативные навыки | индивидуальные (3 раза в неделю, 20-25 минут) | - мониторинг результатов, отчет; - качественно-количественный анализ выполнения заданий; - положительная динамика. В диагностический инструментарий входят методики как отечественных, так и зарубежных авторов: · базовые методики по диагностике психомоторного развития детей — скрининговая методика обследования по Гриффитс (перевод Кешишян); методики Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры; диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей Е.М. Мастюковой; · методика обследования познавательного развития по Е.А. Стребелевой; · шкалы оценки психомоторного развития по А. Гезелла; · экспертная система «Лонгитюд»; · методика диагностики нарушений взаимодействия ребенка раннего возраста с окружающим миром (признаки искажения аффективного развития) Е.Р. Баенской и М.М. Либлинг; · нормы развития детей раннего возраста М. Питерси, Р. Трилор. Для работы необходима карта обследования детей (составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова) и карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (составитель Л.Г. Богданова). При диагностическом обследовании и непосредственно в работе используется разнообразный стимульный материал – «Кубикоброс», «Шарикоброс», рамки Монтессори, коробки-вкладыши разных размеров, пирамиды, объемные пазлы, мозаики, кубики, мячи и т.д. |