Великий Шелковый Путь на территории Казахстана




УЧРЕЖДЕНИЕ «УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН»

ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ТУРИЗМ И СЕРВИС»

 

 

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

(учебной, производственной, преддипломной)

 

 

Студентки 2 курса

специальности «Туризм»

Дюсеновой Д.К.

 

Место прохождения практики «……….»

 

Период прохождения практики с 29.05.2017 по 03.06.2017

 

Руководитель практики

от университета «Туран»​преподаватель кафедры «Туризм и сервис» Хасанова Я.Р

 

«12» июня 2017 г.

 

Руководитель практики

от предприятия (организации)​ ведущий специалист отдела продаж Федорова Ф.Ф.

 

М.П.​ «07» июня 2017 г.

 

Алматы, 2017г


Содержание

I. Введение……………………………………………………………………….3  
II. Великий Шелковый Путь на территории Казахстан………………………………………………....................................4  
1. Тараз……………………………………………………………………………6  
2. Сайрам………………………………………………………………………….8  
3. Шаульдер………………………………………………………………………9  
4. городище Отрар……………………………………………………………………..........10  
5. Мавзолей Арыстанбаба………………………………………………………………….12  
6. Туркестан……………………………………………………………………..14  
7. Сауран…………………………………………………………………………18  
III Алаколь……………………………………………………………..................23  
  курганы……………………………………………………………………….25  
V. Заключение…………………………………………………………...............27  
V   Список использованной литературы…………………………………………………………………....29  
     
     
     

 

 

 

 

Введение

Во время прохождения учебной практики мы посетили следующие места: города, по которым проходил Великий Шелковый Путь: а именно Тараз, Сайрам, Шаульдер, городище отрар Мавзолей Арыстанбаба, Туркестан, Саурам Большое Алматинское озеро, Боралдайские курганы.

Основной целью учебной практики по специальности «Туризм» является моделирование профессиональной деятельности. Также к целям относились посещение и выявление достопримечательных мест, проведение рекреационных наблюдений, приобретение новых знаний и навыков, а также улучшение на практике старых.

Учебная практика была направлена на решение следующих задач:

-закрепить и углубить теоретические знания, умения и навыки, полученные при обучении;

-сформировать комплексное представление о специфике работы специалиста в сфере туризма;

-изучить систему работы базы практики, содержание деятельности специалиста в сфере туризма;

-довести качество профессиональных умений и навыков до уровня, позволяющего самостоятельно решать практические задачи, связанные с деятельностью туристских организаций;

-содействовать формированию профессионально-значимых качеств личности, обусловливающих устойчивый интерес, активное и творческое отношение к работе специалиста в сфере туризма.

 

 

Великий Шелковый Путь на территории Казахстана

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана.

 

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана. В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средизем­номорье. В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функциониро­вать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинал­ся в Чаньани — древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля - через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье - это так называемый «Южный путь». «Северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию. В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходив­ший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно объяснить несколькими причина­ми. Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII—XIV вв. В течение столетий он претер­певал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной была трасса Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская долина — Иссык-Кульская котловина — Восточ­ный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата в Ви­зантии. В IX-XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII-XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми1. Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. - первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формиру­ются городские центры, предтечей которых явились земледельчес­кие поселения, окруженные стенами с башнями. Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, прости­равшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникно­вение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.


 

 

 

Тараз

Более 2000 лет другому городу Южного Казахстана, некогда являвшемуся центром степной части Великого Шелкового Пути – Таразу.

«Город купцов» - так издавна называли Тараз - этот столичный центр тюргешей, а затем карлуков и караханидов. Эта земля сохранила следы цитаделей, караван-сараев, глинобитных мазанок простолюдинов, дувалы и глухие внутренние дворики, ремесленные мастерские.

Оказывается, именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году принимал посольство Юстиниана II из Византии во главе со стратигом Земархом, прибывшее для заключения военного союза против возможных врагов и решения вопроса о торговле шелком. На берегах Таласа работали умелые мастера-шелкопряды, чьи шелка мало в чем уступали златотканной китайской и индийской парче, византийскому пурпуру. Большого мастерства во времена караванной торговли достигло ювелирное искусство.

Тараз - один из древнейших городов Казахстана, известный уже в VI веке. Город на протяжение веков оставался важнейшим центром цветной металлургии. Местные мастера отличались высоким художественным исполнением ковки и литья. Примером литейного искусства может служить ритуальный казан мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане.

Тараз достиг пика своего развития в X–XII веках, когда он стал известен и как столица государства Караханидов. О его былом величии свидетельствуют разветвленная сеть водопроводов из глиняных труб, остатки архитектурных сооружений, тротуары и мощеные улицы, многочисленные изделия искусных мастеров, найденные при раскопках. В 1220 году Тараз был осажден войсками Чингисхана и до основания разрушен. В конце XVIII века вблизи его развалин вновь возникла жизнь – была построена крепость, быстро стал развиваться город.

В районе Тараза сохранились десятки исторических памятников былого расцвета этих мест: мавзолеи Карахана и Давудбека, замки правителей и множество других.

Возле современного Тараза находятся подлинные шедевры древней архитектуры – мавзолеи Бабаджи-хатун (X–XI вв.) и Айша-биби (XI–XII вв.). Оба они включены ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.

А вот находящийся в 40 километрах от Тараза город Акыртас интересен совсем другим. Центром его является большой, на трех квадратных километрах, дворец. Он имеет необычную планировку и выстроен из камня, что для этих мест нехарактерно. Во всем Южном Казахстане это, пожалуй, единственная монументальная, из больших каменных блоков выполненная постройка.

С XIX века известнейшие ученые нашего времени пытались пролить свет на историю этого уникального памятника архитектуры. Сомнение вызывало все: время строительства, назначение сооружения и даже его название. Зодчие тех далеких веков виртуозно проводили точные математические расчеты, в совершенстве владели техникой обработки камня и возведения сложных архитектурных сооружений. Грандиозность замысла и мастерство возведения Акыртаса позволяет соотнести этот загадочный объект с египетскими пирамидами и другими известными сооружениями античных времен.

Сайрам

Древний город Испиджаб в IX-X веках был сооружен в виде военного укрепления. Это был один из красивейших городов Востока, прозванный Белым городом, который был буквально стерт с лица земли воинами хорезмшаха Мухаммада. Спустя несколько столетий на его месте появляются крепостные стены, рвы, однако, после Джунгарского нашествия в 1684 году, Испиджаб был вновь разрушен до основания. От него остались лишь развалины, напоминающие о былых крепостных стенах и бастионах.

Испиджаб считался отправной точкой на казахском отрезке Великого Шелкового пути.
Здесь свои собственные караван-сараи имели купцы из Бухары, Мерва и Самарканда. Город населяли, в основном, ремесленники.

Издревле владея искусством поливной керамики, стеклоделия, ювелирным мастерством, кузнечным и медницким ремеслами, они сбывали свою добротную продукцию купцам, и она расходилась по всему миру. Но главным экспортным товаром испиджабцев были ткани, которые в больших количествах закупали кочевники. Огромным спросом пользовались здешние кошмы. В другие страны вывозились отсюда те же ткани, оружие, мечи, медь и железо. Многолюдность и красочность базаров и ярмарок тех времен можно представить себе, побывав на городище того самого средневекового Испиджаба, который сохранился по сей день в центре одноименного поселка под Шымкентом.

Исторической реликвией города является минарет мечети Базалак-ата, относящийся к XII веку, два мавзолея, связанные с именем Ходжи Ахмеда Яссави, культовые сооружения, построенные после Джунгарского нашествия.

 

 

Шаульдер

 

Шаульдер (каз. Шәуілдір) — село в Южно-Казахстанской области Казахстана. Административный центр Отырарского района. Административный центр и единственный населённый пункт Шаульдерского сельского округа. Код КАТО — 514830100[1]. С 9 января по март 1935 года являлся центром Шаульдерского района, с февраля 1963 года — центром Кзыл-Кумского сельского района, с 5 июля 1991 года — Отрарского района[2].

Шаульдер, административный центр Отырарского района, является единственным населенным пунктом одноименного сельского округа. На его территории работают предприятия, специализирующиеся на выпуске текстильных нетканных изделий, автоперевозках, оптовой продаже промышленных товаров, на услугах по эксплуатации осушительных и оросительных систем, ремонту, благоустройству, пейзажному ландшафту. Сеть культурно-образовательных учреждений включает лицей-интернат, средние и музыкальную школы, библиотеку с большим фондом, Дом-культуры.

 

Городище Отрар

Городище датируется периодом от первых веков нашей эры до XVIII века.

Расположено в Кызылкумском районе Южно-Казахстанской области в 8 км западнее железнодорожной станции Тимур, неподалеку от впадения реки Арысь в Сырдарью.

Городище представляет собой остатки известного средневекового города Отрар, который упоминается почти во всех географических и исторических сочинениях средневековых городов Семиречья и в реестре городов Испиджаба.

План городища характерен для большинства средневековых памятников Казахстана и Средней Азии. Цитадель и шахристан представляют собой пятиугольный в плане бугор высотой 18 м. Площадь бугра 20 га, размеры сторон: южной – 380 м, юго-западной – 145 м, западной – 400 м, восточной – 350 м. По периметру бугор окружен стеной, которая и сейчас сохранила крутизну 70-80 градусов

На стене имелись башни. За стеной виден ров в виде лощины шириной 10-15 м. В город вели три въезда. Топография Отрара сложилась в основных чертах в период позднего средневековья (XV-XVIII вв.), поэтому цитадель в настоящее время не выделяется и ее можно выделить лишь предположительно. Цитадель находится в центре бугра и имеет треугольную форму со сторонами 220х220х230. К холму, занятому цитаделью и шахристаном, примыкает территория укрепленного рабада, площадью 150 га. Стены вокруг рабада сохранились лишь на отдельных участках.

Раскопки слоев Отрара VII-VIII вв. свидетельствуют о том, что это был уже сложившийся город. Обнаружены остатки строительных конструкций из сырцового кирпича, собрана коллекция посуды, для которой характерны узкогорлые кувшины со сливами, светильники на столбообразных ножках, монеты местного чекана.

Период IX-XII вв. был временем подъема городской жизни на юге Казахстана. Возникают новые города, развиваются старые. Отрар в это время занимал территорию в 200 га. Территория города была тесно застроена домами, группировавшимися в кварталы-блоки. В IX-XII вв. в городской застройке появляются такие общественные сооружения как бани. В Отраре исследованы две бани на территории рабада.

Собрана коллекция керамики IX-XII вв. Интересны материалы гончарных печей, также найденных на рабаде. Собраны богатые коллекции стеклянных изделий – обломков графинов, чаш, бокалов, флаконов. Много ювелирных изделий. Это бусы из граната, сердолика, стекла, перстни, браслеты из бронзы. Расцвет города был прерван монгольским нашествием. К середине XIII в. Отрар вновь превращается в крупный торговый центр. Отрар известен как центр чеканки монет, имеющих хождение в Центральной Азии.

Во второй половине XIV в. Южный Казахстан вошел в державу Тимура. Тимур умер в одном из дворцов Отрара. В Отраре с именем Тимура связывается постройка мавзолея над могилой учителя Ахмеда Ясави – Арыстанбаба. Он не сохранился. В настоящее время в 3 км западнее Отрара возвышается мавзолей, который был построен в начале XX в. на месте старой постройки. К периоду Тимура относится и раскопанная мечеть Отрара.

Представление о городской застройке, характере городского квартала, общественных сооружений, о формировании новых типов жилища известно по широким раскопкам Отрара. Один из кварталов XIII-XIV вв. был раскопан на площади в 2300 кв. м. Он объединял 12 отдельных домовладений площадью от 30-40 до 250 кв. м. Планировка XIII-XIV вв. мало напоминала планировку XI-XII вв., зато квартал XV в. фактически повторял планировку XIII-XIV вв.

Гончарная слобода Отрара занимала площадь около 2 га.

Керамика XIII-XIV вв. претерпевает значительные изменения. Вся керамика изготовлена на гончарном круге из плотного серого, желтого, красноватого в изломе теста, снаружи покрыта светлым ангобом.

О жизни города XVI-XVIII вв. дают представление два строительных горизонта. Нижний датируется XVI - началом XVII вв., верхний – концом XVII-XVIII вв. Городская планировка, направление улиц, границы кварталов на протяжении трех столетий не менялись. Планировка жилищ также традиционна. Изучение кварталов Отрара позволило определить численность городского населения. Было установлено, что в Отраре в XVI-XVII вв. проживало 5-7 тыс. человек. В ходе раскопок позднесредневекового Отрара собрано много керамики, изделий из металла, монет и украшений. Коллекции находок хранятся во многих музеях Республики Казахстан.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: