Мавзолей Арыстанбаб XII век




Святой Арыстанбаб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Мавзолей возведен над могилой Арыстанбаба, находится в Южно-Казахстанской области. Является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и местом паломничества. Датируется XII в. Мавзолей Арыстанбаб представляет из себя комплекс, состоящий из двух частей - двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Памятник архитектуры.

Местоположение: Мавзолей Арыстанбаб находится на территории Южно-Казахстанской области.

Годы постройки и авторы

Мавзолей Арыстанбаб датируется XII в.

Тип памятника

Мавзолей Арыстанбаб является памятником архитектуры.

Описание памятника

Мавзолей Арыстанбаб был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстанбаба, жившего в XII в., является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и местом паломничества.

Мавзолей Арыстанбаб представляет из себя комплекс, состоящий из двух частей - двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом ее помещении установлено огромное надгробие Арыстанбаба, во втором - помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Каргабаба, Лашынбаба. Протяженный главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой.

Наиболее выразительным элементом архитектуры мавзолея-мечети Арыстанбаб выступает портал. Но это не привычный среднеазиатский портал-пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а новая архитектурная форма, составленная из декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX в. Очевидно, новые веяния не обошли мавзолей мусульманского святого. Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV - XV вв.).

Историческая справка

Согласно преданиям, Арыстанбаб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII в. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений. По мнению некоторых исследователей, он прошел эволюцию, аналогичную сайрамским мавзолеям.

В XIV в. по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX в.

Святой Арыстанбаб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Он был батыром и одновременно садовником и якобы научил пророка разводить сады. По одним легендам он жил 300 лет, по другим - 600 лет и даже 900! Причина столь по-библейски долгой жизни была в том, что он не находил достойного преемника, чтобы передать ему аманат (символ веры) и спокойно уйти в мир иной.

Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно ему Арыстанбаб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. Поэтому-то по пути к мавзолею Ходжи Ахмеду Ясави считается за большое благо отдать дань этому очень почитаемому в народе святому.

 

Туркестан

 


Туркестан (Яссы) был известен как духовный и политический центр тюркско-язычных людей и был столицей Казахского ханства. Туркестану 1 500 лет. Паломники говорят: три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.

Здесь на границе XIV-XV вв., после того, как по заказу эмира Тимура, известного в истории как Тамерлан, был установлен огромный мавзолей на могиле святого суфия шейха Ходжы Ахмеда Яссави, выдающегося поэта и гуманиста Средней Азии, духовного лидера тюрков, называемого также Хазрет (Азрет)-султаном.

 

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави - непревзойденный шедевр средневековой архитектуры и удивительного комплекса дворцов и храмов. Высота огромного здания, которое пережило много исторических бедствий, и было открыто недавно после восстановления, равняется 44 метрам, диаметр главного купола - 22 метра. Здание состоит из 30 комнат и залов. Его центральный зал - закрытое место резиденция Казахских ханов, теперь здесь открыт специфический музей - пантеон. Жемчугом этого музея является - Тай Казан самая большая по всему восточному мусульманскому миру – чаша для воды. Она была сделана из сплава семи металлов. Изящная обстановка хранилища и красочная черепичная мозаика захватывают воображение.

Весь городской центр - является историческо–культурной резервацией Азрет-султана. Помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, он включает в себя средневековую ванну, хилвет, где жил великий святой, мавзолей великой внучки Тимура Рабии - Султан Бегим, и другие памятники, среди которых чудом сохранился подземный дом для размышлений Кумшик-ата.

Теологическая школа, основанная Яссави, привлекла тех, кто жаждут знания, из соседних городов и отдаленных степей Казахстана. Город стал самым существенным центром просвещения в Казахстане. Мемориальный комплекс, который появился на могиле Яссави, превратился в наиболее посещенные храмы в Средней Азии.

В конце XIV Туркестан приобрел уникальное сооружение - большой комплекс помещений, сосредоточенных вокруг Мавзолея Ходжы Ахмеда, построенный Великим Тимуром.

Из 802 памятников истории и культуры Южной Казахстанской области: 528 принадлежат памятникам археологии, 42 - к историческим памятникам, 226 - к архитектурным памятникам.

Самые интересные археологические памятники связаны с эпохой караханидов - IX-Xll вв. Это было время, когда на Великом Шелковом Пути процветал известный город Отрар, где в течение нескольких лет были сделаны большие археологические раскопки, теперь это - часть историческо-культурного заповедника - Отрарский оазис, и интересный туристский объект.

Также здесь расположен - прекрасный исторический музей, наглядно демонстрирующий взятие города монголами, а также памятник XII-XX вв. – мавзолей Арыстан-баба, посвященный одному из святых суфиев. Как говорится в легенде, перед смертью Мохаммед дал аманат - четки Арыстан-бабе, которые он передал одиннадцатилетнему мальчику, в будущем известному Ходжа Ахмеду Яссави.

Мавзолей привлекает множество паломников со всей Средней Азии. Здесь функционируют - центр паломничества и гостиница.

В 40 км на север от Туркестана среди сухой степи находятся чудом сохраненные, живописные руины древнего города Сауран (XVII в.), известного на Великом Шелковом Пути.

К историческим местам также принадлежит естественная граница Ордабасы, в настоящее время, объявленная как исторический заповедник. Здесь, в 30 км от Шымкента, в начале XVIII в. Казахи объединились, чтобы сопротивляться захватчикам с западной Монголии - джунгарами.

В области также есть памятники архитектуры XIX в., представленные мечетями и медресе, которые составляют архитектурный комплекс - Аппак-Ишан в деревне Чаин и церквях.

В степях около г. Туркестан, на возвышенности расположен мазар Домалак-ана (начало XX в.). Он был построен в честь "Великой матери Бабишар, дочери Аксултана". Домалак-ана была ясновидящей с пророческим даром. По известному поверью, 3 казахских жуза произошли от ее внуков Алдана, Суана и Дулата.

Недалеко, у подножия хребта Каратау, расположен мавзолей Байдибек-Ата. Байдибек-Ата был национальным героем, объединившим казахский народ для борьбы с захватчиками. Сюда наши современники приходят, чтобы отдать дань уважения памяти предков.

Поселение на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы на север, появилось около 500 г. н. э.

В X веке — Шавгар (Шавагар), с XII века — Ясы (Яссы). В средневековье Ясы был городом-крепостью. В XII веке здесь жил суфийский поэт, философ Ходжа Ахмед Ясави, который был похоронен тут же. Среднеазиатский эмир Тамерлан в 1396—1398 годах рядом с мавзолеем Ясави стал строить мечеть: приобрёл известность в мусульманском мире как религиозный центр — Азрет султан (Хазрет султан)

Первые упоминания о Туркестане как о городе относятся к XV веку.

Столица Казахского ханства в XVI—XVIII веках. Значительная историческая часть города около Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави была разрушена в период Казахско-джунгарских войн.

 

С 1968 года — город областного подчинения Южно-Казахстанской области. Со второй половины XX века стал крупным промышленным, образовательным и культурным центром, центром внутреннего и зарубежного туризма. В городе работает 13 промышленных объектов, среди которых наиболее крупные: § Хлопкообрабатывающий завод Ясы КПО. § Машиностроительный завод КУАТ. § АО Туркестан-агрореммаш. § Швейно-трикотажная фабрика. § Завод антибиотиков. § Совместное казахско-британское предприятие «Парабе» по производству перевязочных материалов. Среди предприятий текстильной и швейной промышленности — «Яссы», «Туран», «Ак-Алтын», «ШТФ — Туркестан». Действуют предприятия пищевой промышленности, производители строительных материалов. Развито животноводство, растениеводство. Особое место в сельском хозяйстве региона занимают выращивание зерновых культур и высоких сортов хлопка-сырца. Город является крупным региональным центром торговли, в городе расположен крупный рынок. Железнодорожная станция на линии Оренбург — Ташкент. В 1991 году в городе открыт Туркестанский университет с 13 факультетами, в 1993 году переименованный в Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави на 22 тыс. студентов, считается крупнейшим по численности учащихся вузом центральной Азии.       Сауран Городище Сауран находится на стыке Южно-Казахстанской и Кызылординской области, у разъезда – 35, Казахской железной дороги, в 40 км северо-западнее г. Туркестан. Город Сауран существовал на двух местах: в домонгольский период (VI-XII вв.) располагался на месте городища Каратобе, а Сауран XIII-XVIII вв. был перенесен на новое место, и ему соответствует одноименный памятник. Городище Сауран представляет собой овальную в плане площадку, вытянутую с северо-востока на юго-запад на 800 м, с северо-запада на юго-восток на 550 м. Еще и сейчас отлично видны прекрасно сохранившиеся зубчатые крепостные стены с бойницами, далеко выступающие массивные круглые башни. Ширина проходов городских ворот 5-6 м. Войдя в ворота, невольно чувствуешь массивность крепостной стены, сооруженной из пахсы, чередующейся с кладкой из сырцового кирпича. Высота стены достигает шести метров над окружающей местностью, у основания толщина ее - до трех метров. На территории в 33 га отлично читается планировка города с площадями, улицами, тупиками переулков с оплывшими остатками строений административных, жилых, ремесленных и др. Первые упоминания о городе относятся еще к Х веку. Известный арабский географ Макдиси характеризовал его так: "Сауран (Савран, Сабран) - большой город, окруженный 7 стенами, соборная мечеть находится во внутреннем городе". О Сауране как о культурном и торгово-ремесленном центре писали также историк ибн ал-Асир и географ Якут, определяя его роль как важного стратегического узла на трассе Шелкового пути, торговой гавани на стыке степи и зоны средневековых городских культур Центральной Азии. Рядом с Саураном расположено не менее древнее городище Сидак. В первой половине 14 века при джучидах Сауран был столичным центром Ак-орды. Именно здесь нашел последний приют, умерший в 1320 году правитель Ак-орды Сасы-Бука. Его сын Ерзен занялся богоугодными делами, строя и благоустраивая свою столицу Сыгнак. По его инициативе в Сауране, Отраре, Дженде и других южных городах Казахстана появились мечети, медресе, ханаки. Роль столичного центра Сауран играл и в последующее время. Сын одного из первых казахских ханов Джаныбека, Иренчи-султан, управлял городом в 80-е годы 15 века. Значение важного экономического, политического и культурного центра Сауран сохранил и в последующих столетиях. В частности, эмир Тимур использовал его в качестве крепости в борьбе против ханов Золотой Орды. Поводом для войны с Ак-ордой послужило бегство к Тимуру Тохтамыша – сына убитого Урус-ханом мангышлакского правителя Той-кожа Оглана. Тимур снабдил его войском и «пожаловал ему область Отрара и Саурана и послал его в те места». Но только после смерти Урус-хана и его преемника Токтакия Тимур смог посадить в Сауране Тохтамыша, «пожаловав ему царство всего Дашт-и-Кипчака и Джучиева улуса», пока еще не завоеванного. В 1586-87 годы борьбу за владение присырдарьинскими городами начинает султан Таваккул, сын казахского хана Шигая, получивший титул в 1582 году после смерти отца. В течение изнурительной и упорной войны в 1586-1594 гг., хан Таваккул проявил себя как отважный и мужественный правитель. Он пользовался большим уважением у народа Дешт-и-Кипчака и стремился обрести независимость от шайбанидских правителей. В 1598 году хан предпринимает новый поход против шайбанидов, захватывая Самарканд. При осаде Бухары он был тяжело ранен. Не сумев добиться успеха, Таваккул отходит к Ташкенту, где вскоре умирает от ран. Сауран 16 века обстоятельно описан Рузбиханом, который называет его «необыкновенно приятным городом. Построен он в открытой, ровной степи. Он чрезвычайно веселый, светлый, с мягким, бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Город окружен высокой стеной, вокруг которой имеется ров». Ценные сведения о городе содержатся в мемуарах Васифи, жившего здесь в 1514-1515 гг. Поэт и писатель сообщает об одной из наиболее примечательных городских построек – медресе с двумя качающимися минаретами: «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства. У гульдаста тех минаретов прикреплена цепь, а под куполами (кубба) каждого минарета пристроено бревно (чуб) так, что кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, и это одно из чудес мира». Васифи описывает и необычайное для Казахстана водоснабжение города при помощи кяризов – подземных галерей, через которые подземные воды выводятся наружу. Кяриз представляет собой гидротехническое сооружение, предназначенное для самотечного вывода грунтовых вод на поверхность. Выглядит он как подземный горизонтальный или слегка наклоненный водовод, один конец которого врезается в водоносный слой, другой выходит на поверхность земли. «Подобных им, - замечает он, - люди, объехавшие весь мир на суше и на море, не видели». На строительстве кяризов работали 200 индийских рабов. Исток кяризов был на расстоянии фарсахра (современные 7-8 км) от Саурана. Над истоком была построена крепость, которая соответствует городищу Миртобе, представлявшему собой квадратную площадку размером 45 на 45м, с башнями по углам и периметру. Внутри крепости прорыт колодец глубиной 200 гязов, причем, 50 гязов - от поверхности земли до воды, 150 гязов составлял столб воды в колодце. Гяз – это средневековая мера длины, которая в разных районах Востока и в разное время имела различное значение, но в Туркестане 14-15 вв. строительный гяз равнялся 60,6см. Воду поднимали посредством чигиря, который приводился в движение быком. Васифи утверждал, что кяризы были подарены городу крупнейшим представителем местного духовенства Мир-Арабом в начале 16 века. Кяризы строились преимущественно в слабонаклонных пустынных, полупустынных предгорьях для водоснабжения земледельческих оазисов и городских центров путем использования подземных вод. Они скапливаются под землей в результате просачивания выпадающих осадков через почвенные породы, вследствие просачивания в почву естественных источников или в результате сдвигов и других смещений земных пластов. Таким образом, дойдя до пород, не пропускающих воду (жирная глина, граниты, глинистые сланцы, кристаллические породы и др.), просочившаяся влага образует подземный водоносный слой. Для сооружения кяриза средневековые строители по направлению подземного водяного слоя рыли несколько колодцев в ряд. Колодцы начинались в предгорьях, достигая глубины 50 м, но постепенно, по мере движения к степной равнине, их глубина доходила до двух метров. В зависимости от местных условий, и особенно от характера пород, расстояние между колодцами колебалось от 4,5 до 50 метров. Устье вертикальных колодцев обычно сужалось и укреплялось камнем или деревом, чтобы предотвратить обвалы и засорение горизонтальной галереи. Колодцы доводили до водоносного слоя и между ними сооружали подземную невысокую галерею, верх и боковые стенки которой укрепляли, обкладывая кирпичом и досками. Вместо обкладывания нередко применяли широкие глиняные трубы, которые прокладывали под землей по линии колодцев. Пока такая галерея проходит в водоносном пласте, она называется водосборной галереей. Когда же воду надо было вывести на поверхность земли, глубину колодцев постепенно уменьшали, не доводя до водоносного пласта, а заканчивая в более высоких горизонтах. Эта часть примыкала непосредственно к водосборной части и имела название водопроводной галереи. Дно последнего замыкающего колодца должно было быть выше уровня земной поверхности, куда выводилась вода. Если это получалось, то устье заканчивалось арыком. Но иногда это было невозможно и из замыкающего колодца воду приходилось поднимать с помощью гидроподъемных сооружений. Сооружение кяриза требовало больших знаний, которые передавались из поколения в поколение, искусства строителей, терпения и труда рабочих. Сауран для своего времени был мощной крепостью. Сообщить о городских укреплениях современники считали своим долгом. Так, Хафиз Таныш писал, что благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой, продовольствием и оружием, город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев. В системе укреплений Саурана он называет крепостные стены с башнями, входами и выходами, крепостной вал (баре), ров (хандак). «Крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней, такой сильной и мощной крепостью, что рука вращения судьбы никогда не достигала подножия ее вала». При осаде города войсками Абдаллах-хана в 1598 году из Бухары были доставлены осадные камнеметные машины. Они «помогали» разрушить в городе жилища и срубы колодцев. Под стены крепости были сделаны подкопы, выпущена вода изо рва, но крепость еще долго оборонялась. В течение всего 16 века город переходил из рук в руки, пока в конце концов вся территория Туркестана не вошла в состав казахского ханства. Несмотря на бесконечные войны между узбекскими и казахскими ханами, торговые связи между присырдарьинскими и мавераннахрскими городами не прерывались. Источники сообщают о многочисленных торговых сделках в городах Туркестана и прибытии бухарских купцов в Сауран. В подобных торговых контактах немаловажную роль играли деньги, чеканившиеся в мавераннахрских и присырдарьинских городах с конца 15 и начала 16 века. Этот период характеризуется интенсивным ростом товарно-денежных отношений и увеличением объемов ремесленного и сельскохозяйственного производства. Деньги прочно вошли во многие сферы хозяйственной жизни городов и их округов. Городская и междугородняя торговля в 15 веке осуществлялась посредством среднеазиатских тимуридских медных монет, которые имели широкий ареал обращения от Отрара до Южного Таджикистана. С начала 16 века, когда Ташкент вышел из общего рынка с Бухарой и Самаркандом и начал новую самостоятельную денежную политику, ситуация в регионе Присырдарьи изменилась. Он превратился в центр, диктующий определенные стандарты в выпуске денежной продукции городов присырдарьинского региона, причем это касалось не только внешнего оформления, но и весового эталона. Заработали монетные дворы в Ясы, Сауране, Сайраме, Сыгнаке и Дженде. Они выпускали денежную продукцию, которая отличалась по своему облику от монет центрального Мавераннахра, но была похожа на медную продукцию Ташкента, за исключением монет Саурана конца 16 века, которые не по внешнему оформлению, а по надписям походили на монеты Самарканда того периода. Комплекс медных монет 16-17 веков, обнаруженный на Сауране, почти однороден с монетами, найденными в Отраре, Туркестане и других центрах региона. Сауран с округой представлял собой большой земледельческий оазис, где разместились фруктовые сады, виноградники, бахчи, поля. Излишки сельскохозяйственной продукции дехканин должен был за деньги реализовывать на базарах, ярмарках. В тот период медные монеты обслуживали не только мелкую розницу, но и участвовали в межрегиональной торговле. На развалинах городища Сауран был собран ценный монетный материал – около 400 монет разного достоинства и возраста. Этот монетный комплекс - бесценный источник, воссоздающий картину социально-экономической жизни народа региона Средней Сырдарьи. Археологическое изучение городища Сауран началось более ста лет назад. О нем упоминается в сочинениях П. И. Лерха, в путевых записках П. И. Пашино, в отчетах А. П. Федченко. К главным археологическим достоинствам можно отнести Сауранский замок, построенный из глины, высотой почти десять метров. Когда-то он противостоял врагам, но вот в одиночку противостоять натиску времени уже не может. Только за последние десять лет из-за дождей и снега замок разрушился почти наполовину. Специалисты считают: если не обращать внимание на постепенное разрушение Саурана, то через 10-15 лет от исторического памятника останется только небольшое возвышение. Для восстановительных работ необходимо принятие специальной государственной программы. Иначе через несколько лет спасать будет уже нечего… В древнем городище, занимающем территорию почти 50 гектаров, археологические работы ведутся в рамках программы «Культурное наследие». Найденные в центральной части предметы - осколки керамики, гипса - указывают на то, что здесь когда-то находились мечеть и медресе. Именно в Сауране было открыто первое в этом регионе учебное заведение. По мнению историков, поэтому у населявших эту местность людей был достаточно высокий уровень знаний. Свидетельство тому - уникальная, не имеющая аналогов в Казахстане, технология водоснабжения города.

 

 

Озеро Алаколь

Алаколь в переводе с казахского (ала көл) – разноцветное озеро. Алаколь – соленое бессточное озеро, в юго-восточном Казахстане, расположенное на Балхаш-Алакольской низменности, расположенное на границе Алматинской и Восточно-Казахстанской областей. К юго-востоку от озера Алаколь располагается перевал Джунгарские ворота. На западном берегу озера находится курортный поселок Коктума, на восточном – поселок Кабанбай (Жарбулак) со стремительно развивающейся туристической инфраструктурой.

Средневековый арабский географ аль-Идриси, путешествуя по Великому Шелковому пути, оставил свои впечатления об Алакольском регионе: «Город Атракана имеет сильно укрепленную крепость. В городе есть храбрые воины, находящиеся под властью царя карлуков. От Атракана до города Карантия 10 переходов по пустыне, в которой живет кочевой народ тюрков. Они владеют скотом, верблюдами и живут в благополучии. Он расположен на берегу большого озера, которое называется Гаган (Алаколь)».

А вы бывали на этом волшебном озере, целебные силы которого известны издревле?

Уникальное озеро Казахстана Алаколь действительно пестрое: ясным утром – бирюзовое, на закате – пурпурно-фиолетовое.

Озеро Алаколь – второе по величине среди внутренних водоемов Казахстана и единственное глубоководное среди бессточных озер республики. В него впадает более 15 притоков, в том числе река Эмель. Вода озера Алаколь соленая, морская. Солевой состав носит хлоридно-натриевый характер, она сравнима с водами Черного моря и включает в себя почти всю таблицу Менделеева. Славится не только лечебной водой, но и воздухом, сероводородными грязями.

И каждый приезжает сюда за своим: подлечить суставы, последствия травм, переломов. Алакольские грязи успешно применяются для лечения различных заболеваний периферической нервной системы. В целебных водах озера Алаколь излечиваются хронические заболевания органов дыхания, кожные недуги: экзема, псориаз, нейродермит, крапивница. Сухой соленый воздух способствует лечению и профилактике легочных заболеваний. Минерализованные сероводородные грязи, содержащие кремний (недостаток которого в организме приводит к возникновению псориаза), используются для лечения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем. Живительный степной воздух, наполненный ароматами степного разнотравья, помогает обрести душевное равновесие, восстанавливает силы, снимает усталость, гнев, раздражение.

Вода озера средней минерализации, чистая, теплая… Войдешь – и выходить не хочется: душе приятно, телу полезно: хлоридно-натриевые соли, содержащиеся в воде, оказывают тонизирующий эффект, а состав солей таков, что кожу не стягивает и бежать после купания под душ не нужно. Тем более, что чем больше бродишь по берегу, лежишь на пляже на черной, хорошо окатанной гальке, тем больше заряжаешься энергией. Заботящийся о своем здоровье обязательно выберет для себя несколько камушков, которые, по мнению исследователей, содержат шунгиты, не просто на память о волшебном озере, а для того, чтобы, вернувшись домой, настаивать утренний стакан воды и наполнять себя не только приятными воспоминаниями, но и постоянно приводить организм в гармонию с окружающим миром.

Отдыхать на озере Алаколь можно все лето, выбрав для себя ту температуру воды, в какой комфортно: в мае здесь уже тепло, большую часть июня температура воды – от 18 до 210С, со второй декады июня и до конца августа вода прогревается до 260С.

В июне и в августе хорошо отдыхать на Алаколе тем, кому по разным причинам противопоказано сильное солнечное воздействие на кожу. Солнце в это время становится мягче, можно купаться даже в обед. В разгар сезона в полуденное время начинается традиционная «сиеста», в это время отдыхающие с часа до четырех дня обычно прячутся в номерах.

У отдыхающих есть выбор, где остановиться и как организовать свой отдых на побережье Алаколя. Для кого комфорт – «дело третье», может поехать, что называется, «дикарями». Второй вариант – частный сектор с домашней кухней. И, в-третьих, сегодня огромный выбор отдыха на турбазах: от экономномера до коттеджей класса «люкс» со всеми вытекающими отсюда удобствами, включая штатную охрану, спутниковый Интернет, дежурство спасателей МЧС.

И несмотря на то, что Алаколь находится в степи, в от озера – красивейший хребет Жетысуский Алатау, где расположены знаменитые Джунгарские ворота. После первых трех-четырех дней, проведенных на берегу, когда организм освободится от накопленных стрессов, зажимов, жизненные силы позовут в дорогу. И тогда можно отправиться на экскурсии: лечебное радоновое озеро Жаланашколь, в горы к наскальным рисункам, заняться фотоохотой на диких животных, обитающих в горах, сбором лечебных трав, отправиться на ловлю османа.

Доехать до озера Алаколь можно своим ходом или на автобусе. 11 часов в пути – и вы на незабываемом озере. Если вы уже там бывали, этот край, наверняка, вас манит, а если нет – откройте для себя это волшебное озеро.

 

 

Боралдайские курганы

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ «БОРАЛДАЙСКИЕ САКСКИЕ КУРГАНЫ»

Район Алматы благодаря особым благоприятным природно-климатическим условиям занимает важное место в регионе. Тысячелетия назад здесь сформировался один из основных политических, духовных и религиозных центров кочевого населения. На территории Алматы и его окрестностей археологами выявлены остатки культовых мест и храмов. К сожалению, большая часть их уничтожена временем, но часть памятников все же сохранились. Среди них выделяется величественный некрополь кочевой элиты – Боролдай, по названию близлежащего поселка Боралдай (Бурундай).

Могильник находится на северо-западе города Алматы, между реками Улкен Алматы (Большая Алматинка) и Боролдай, и состоит из 47-ми сакских и усуньских курганов. Памятник до настоящего времени сохранил свой культурный и природный ландшафт, избежал застроек и разрушений и является единственным памятником эпохи раннего железного века, сохранившимся на территории мегаполиса, каким является Алматы. Уникальность могильника не только в его сохранности. Ряд курганов-доминант (диаметром 80-150 м, высотой 10-14 м), являющихся системообразующими элементами некрополя, позволяют характеризовать его как династийный царский погребальный комплекс.

Как показали первые разведки, вокруг курганов находятся различные внекурганные объекты: ограды, поминальные кольца, жертвенники. Для более полного понимания памятника необходимо тщательно исследовать всю территорию могильника, включая скрытые под толщей напластований внекурганные выкладки. Все это дало основание ставить вопрос о сохранности не только курганов, но и всей территории комплекса и создания на данной территории музея под открытым небом.

Идея сохранения этого уникального памятника возникла давно. В течение последних десятилетий не раз ставился вопрос о сохранении некрополя, и предложение о создании на его месте археологического парка. Однако, вопрос никогда не переходил в практическую плоскость. Более того, до 2006 года этот памятник даже не стоял в Государственном Списке памятников историко-культурного наследия Казахстана.

Постановлением акимата г. Алматы №1/185-390 от 28 марта 2006 года территория, занимаемая курганами, площадью 430 га передана под юрисдикцию Музея Алматы для создания уникального музея под открытым небом – Археологического парка «Боролдайские сакские курганы», который будет включать в себя собственно археологический парк и этнопарк «Памятники кочевой архитектуры и быта казахского народа».

Археологический парк – оптимальная форма сохранения природного и историко-культурного наследия, качественно новое явление по отношению к другим видам музея под открытым небом. На его территории предполагается организация трех зон. Первая из них будет состоять из самого некрополя, в том числе трех курганов, которые предполагается исследовать и полностью восстановить, то есть курганы будут тщательно раскопаны, а затем музеефицированы. Музеефикация предполагает документальную реконструкцию не только культурного ландшафта, внешнего облика курганов, но и внутрикурганного устройства, погребального комплекса.

Восстановленные археологические объекты органично впишутся в естественную природную среду, посетители ознакомятся с реконструированными археологическими объектами. Остальные курганы будущего парка должны сохраниться в первозданном виде.

Во второй зоне, свободной от режима консервации и не содержащей подлинных памятников археологии, будет интересно создать макеты археологических объектов различных эпох в натуральную величину (Тамгалы, поселение Бутакты).
В этой же зоне предполагается размещение экспозиции по казахской традиционной кочевой культуре – этнопарка «Памятники кочевой архитектуры и быта казахского народа».

На территории, свободной от подлинных памятников и музейной экспозиции, окружающей некрополь и музеефицированные объекты, будет садово-парковая зона, где будут размещены основные объекты туристического обслуживания.

В целом предполагается не только восстановление природного и культурного ландшафта с полной реконструкцией наземных и внутримогильных конструкций, но и организация соответствующей музейно-туристической инфраструктуры.
Археологический парк располагается на территории Алатауского района Алматы и является памятником историко-культурного наследия Казахстана.

 

Заключение

Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие мировой культуры. Казахская степь являлась территорией, через которую проходили торговые пути. Во время торговли происходило взаимодействие хозяйственных и культурных отношений кочевого и оседлого населения, происходило слияние духовных культур различных племен.

Распространение религиозных представлений, письменности, традиций обогащало степное население и создавало основу для появления гениальных личностей в науке, литературе и искусстве.

Южно-Казахстанская область является самой Южной Областью Республики Казахстан. В ней представлены почти все природные зоны Республики Казахстан, от жарких пустынь до вечных снегов, гор. В области имеется 4 вида пустынь и полупустынь, несколько видов степей, саваноиды, альпийские луга и лужайки, хвойные, лиственные и саксауловые леса.

 

Климат области резко континентальный. Область имеет сухое и жаркое лето (средняя летняя температура + 31, самая высокая + 49), холодная зима (самая низкая температура – 38, средняя – 1,5). Среднегодовая температура + 12. Самый жаркий месяц – июль (средняя температура + 32), самый холодный месяц – январь (средняя температура – 2,7). В среднем солнечных дней 320. Среднее количество осадков 360 мм. Максимальное количество осадков (70%) выпадает в весеннее-зимний период. Рельеф области в основном равнинный. Север области занимает приподнятое плато «Бетпак Дала», занятое каменистыми пустынями и полупустынями. Южнее – равнины пустыни Муюнкумы. С северо-Востока на Северо-Запад протянулись древние горы Каратау (максимальная высота 2176 м, гора - Бессарс), отроги Западного Тянь-Шаня. Южную и Юго-Восточную часть области занимают горы Западного Тянь Шаня, состоящих из несколько параллельных хребтов (самая высокая точка – 4328 м н.у.м.). Западную и Юго-Западную часть области занимают равнины пустынь Кызылкумы Изакудук и Шардара.

 

На территории области протекает мощная и многоводная река Сырь-Дарья с большими притоками Арысь и Келес. В песках пустыни Муюнкумы теряются большие реки Шу и Сарысу. Кроме того имеется более 4-х десятков мелких рек, в основном горных. До недавнего времени в области было около 1500 озер и несколько водохранилищ. Самые большие водохранилища – Шардарьинское и Бугунское. Самое большое озеро Акжайкынколь – 42,2 км2, которое часто пересыхает. Самое глубокое озеро расположено в горах имеет обвальное происхождение и глубину 26 м. В области имеется несколько водопадов, самый высокий – 70 м, водный только в весеннее время. Самый красивый многоступенчатый водопад (высотой 28 м) расположен на территории самого старого заповедника Казахстана и Средней Азии – Аксу-Жабаглинского.

 

На территории области расположены такие древние города как Туркестан, Отрар, Сауран, Сайрам и многие достопримечательности: мавзолей Х.А.Яссави, Арыстан баб, Домалак ана, Камекалган, гора Казыгурт и многое другое.

Список использованной литературы

 

1 Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы без­опасности, условия и гарантии прогресса. — Т.;

Узбекистон, 1997.

2 КаримовИ.А. Жамиятимиз мафкураси халкли-халк, миллатни-миллат килишга хизмат этсин. - Т.: Узбекистон, 1998.

3 Каримов И.А. Тарихий хотирасиз келажак йук. - Т.: "Шарк" нашриёт —матбаа концерни бош тахририяти, 1998.

4 Каримов И.А. Выступление на заключительном заседании 155-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО //Народное слово — 1998, 7 ноября.

5 Аскаров А.А. История Узбекистана (с древнейших времён до V в.н.э.) - Т.; Узбекистон, 1997.

6 Бабадясанова Т.И. По древним городам Узбекистана. — М,: Профиздат, 1988.

7 БерезиковЕ. Легенды и тайны Узбекистана. Т.: Изд. литераты и искусства им. Г. Гуляма, 1991.

8 На среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и культуры. — Т.: Фан, 1990.

9. Байпаков К.М. «По следам древних городов Казахстана»

10. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. «Древние города Казахстана»

11. Маргулан А.Х. «Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана»

12. История Казахстана, 2 том

13. Гуляев В.Г. Менеджмент туриз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: