Карл Орф «Кармина Бурана»
Одно из самых спорных классических произведений 20-го века – симфоническая кантата для хора, солистов и оркестра «Carmina Burana». С момента премьеры и по сей день можно встретить диаметрально противоположные мнения как о сочинении, так и о его авторе. Но все противоречия отвечают духу эпохи: 1937 год, нацизм в Германии, еврейские корни композитора… Не иначе как сама судьба, или Фортуна, распорядилась здесь жребием.
История появления текстовой основы
К моменту написания произведения Карлу Орфу было 40 лет, и он был известен больше как педагог-новатор. Они с женой только недавно открыли школу, где обучали детей по собственной методике – через движения тела, ритм и игру на простейших инструментах в ребенке пытались «разбудить» природную музыкальность и талант.
И именно в этот момент ему в руки попал сборник-песенник, найденный в одном из баварских монастырей. Он был датирован 1300-м годом, и содержал множество текстов, написанных вагантами – странствующими певцами и поэтами. Это был средневековый монастырский песенник, и к тому времени пережил уже 4 издания. Название «Carmina Burana» дал первый хранитель и издатель сборника Иоганн Шмеллер по названию местности, в которой тот был найден. «Фортуна, играючи, подсунула мне в руки каталог Вюрцбургского антиквариата, где я нашел название, которое магической силой приковало мое внимание: «Кармина бурана – немецкие песни и стихи из рукописей 13 века, изданные Иоганном Шмеллером».
В сборнике было собрано около 250 текстов разных авторов на разных языках: на разговорной латыни (кстати, до сих пор нам выписывают аптечные рецепты на ней), на старонемецком и старофранцузском. При первом взгляде на список тем опусов кажется бессмыслицей объединение их в общую книгу. Несмотря на то, что найдены они были в монастыре, ничего религиозного там не было и в помине. Напротив, все тексты очень жизненные - лирические любовные серенады и романсы, застольные песни, веселые пародии. Чуть ниже в статье этому будет дано объяснение.
|
На первой же странице было изображение колеса фортуны. Эмблема представляет собой несколько кругов, которые соединяют внешний, внутренний и духовный миры. В центре – фигура богини Судьбы. Спицы как параллели. Но когда колесо вращается, то человек, изображенный по краям рисунка, оказывается в разных положениях. Это символически иллюстрирует содержание аллегории: regnabo, regno, regnavi, sum sino regno. Перевод: буду царствовать, царствую, царствовал, есмь без царства. Фортуна вращает колесо наугад (ее иногда рисуют с завязанными глазами).
В словаре символов находим прочтение: «тот, кто сегодня возвышен, завтра будет унижен», «того, кто сегодня прибывает внизу, фортуна завтра вознесет к вершинам», «госпожа Фортуна вращает колесо быстрее, чем ветряная мельница».
https://www.youtube.com/watch?v=H4U9QJ1nzrg
Для кантаты композитор отобрал 24 стиха (25 заключительный повторяет первый, замыкая таким образом цикл). В выборе ему оказала помощь подруга-переводчица. Работа началась мгновенно, в первый же день в 1934 году он написал первый хор «О Фортуна». Многие тексты сопровождались пневмами (несовершенной нотной записью), которые Карл Орф проигнорировал, даже не пытаясь расшифровать. Он сразу же приступил к написанию своей музыки, и музыкальный текст был полностью готов уже через 2 недели. Все остальное время до премьеры он занимался написанием партитуры.
|
С детства Карл Орф мечтал о своем театре, делал свои постановки, декорации, писал к ним тексты и т.д. Создание моноспектакля было его мечтой. «Кармина Бурана» стала воплощением такой идеи. Более того, сам автор высказывался, что именно от нее следует вести отсчет его произведений, а все, что было написано до этого, следует сжечь. И действительно, многие творения он просто уничтожал.
Сценическая кантата – это, прежде всего, зрелище, мистерия, где сочетается слово, музыка, балет, вокал. Помимо звукового воздействия, автор продумал оригинальное оформление сцены – в течение всего часа, что шло представление, на сцене вращалось огромное колесо, которое повергало публику в трепет.
В то время в германском обществе была очень популярна тема избранности арийской расы, собирались выставки с экспонатами, демонстрирующими признаки вырождения, деградации и т.д., так как авторы-художники не были арийцами. Такие выставки посещали миллионы граждан. И успех новаторской музыки Орфа на волне этой странной увлеченности «уродствами» вызывал большие сомнения.
Звучит «Херувимская песнь» М.И.Глинка https://www.youtube.com/watch?v=5N8iTfcyA2s
Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений… По летописному сказанию, именно эта красота стала причиной выбора киевским князем Владимиром православия государственной религией Руси. Послал князь умных людей в разные земли, где они познакомились с верой каждого народа. Побывали послы и Царьграде(Константинополе) в храме Святой Софии, в котором православная служба греков явила им такую красоту, такое великолепие, что по возвращении они рассказали следующее: «Одежды священников чудесны, служба хороша, и люди все стоят в благоговении, пение такое сладостное, какого мы никогда не слышали. И нет такой красоты и столь превосходного богохваления во всей поднебесной, как у греков. И потому мы полагаем, что вера их истина и что только с теми людьми истинный Бог.»
|
Храм Святой Софии Константинопольской, В.Васнецов. Крещение Руси.
В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Давайте вспомним песню «Вечерний звон»,которую вы слушали в 5 классе и картину И.Левитана … Может быть эти старинные образы помогут вам почувствовать, что колокольный звона Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь.
Звучит песня: « Вечерний звон» в исполнении И.С.Козловского
Слайд: И. Левитан «Вечерний звон»
Вспомните, какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует картину теплого спокойного вечера? (спокойный темп, мажорный лад, тихая динамика, песенная мелодия)
Изобразительный момент: бас имитирует звучание колокола.
Очень хорошо озвучивает картину И.Левитана стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке…»
Здесь мало увидеть
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
С незапамятных времен бытуют у разных народов колокола. Звон их служил сигналом при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны звоны помогали странникам найти дорогу. Вечевые колокола гудели в дни торжеств и бед народных.
Слушание: «Колокольные звоны»
-А можно ли назвать колокольные звоны музыкой?
-Да
-Потому что для нее характерны те же средства музыкальной выразительности, что и для музыки инструментальной: мелодия, ритм, лад, динамика, темп и др.
-А что в колокольной музыке важнее – ритм или мелодия?
-Конечно ритм.
-Верно. Обратите внимание: на доске обозначены группы колоколов- большие, средние и малые. Чем больше размер колокола, тем ниже его звук и наоборот.
Раньше люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.
Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни. Под их звон чередовались времена года, рассветы и закаты, они звонили и в радостные и горестные дни.
Колокола и сами были словно живые: им как людям давали собственные имена – Гаврила, Лебедь, Медведь…
В церкви им отводилось видное место. Колокола размещались обычно над входом в храм, обращаясь к входящим людям. Но колокола могут размещаться и на колокольнях, пристроенных к храму или на отдельно стоящих звонницах.
Слайд: колокольни и звонницы.
На самой знаменитой в Москве колокольне – Ивана Великого некогда располагалось 52 колокола. Московские старожилы хорошо знали их голоса и узнавали как старых знакомых.
Высота Ивана Великого 82 метра. Весь архитектурный ансамбль очень пострадал в 1812 году во время нашествия Наполеона, но в последствии постройки были восстановлены.
Колокольную симфонию Москвы однажды описал М.Ю.Лермонтов в своем ученическом сочинении: «Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей разносится согласный гимн колоколов, подобно чудной фантастической увертюре Бетховена…И мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму… О какое блаженство внимать эту неземную музыку!»
Слушание: М.Мусоргский «Рассвет на Москва реке» вступление к опере «Хованщина».
Слайды: М.Воробьев «Вид Московского кремля» и Ф.Алексеев «Вид Кремля и каменного моста».
«Вот она древняя и вечно юная, в лучах восходящего солнца. Такова страна, такова неизъяснимая прелесть природы, таков народ с таящимися в нем силой и красотой… Несется над Красной площадью колокольный перезвон. Тают в чистой утренней прохладе серебристые звуки стрелецких труб. Город просыпается.» (Музыкальный критик Э.Фрид)
-Как рисует композитор картину рассвета?(усиление динамики).
У колоколов, как и у людей, своя судьба. Их одушевляли, сравнивали с человеком. Даже части колокола называли: тулово,ухо, язык. О судьбах их рассказывать можно долго, но я остановлюсь на судьбе одного.
С 12 века в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание- вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности. Но, покорив свободный Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад московским. Но когда везли колокол через Валдай,на одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг. Тогда царь приказал разбить его.
Холмы и тела! Глушь лесная!
И ту размыло!.. Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол, разбить.
Сгребли валдайцы медный сор,
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор.
И, быль старинную вещая,
В тиши степей, в глуши лесной,
Тот колокольчик, изнывая,
Гудит и бьется под дугой!..
В Валдае летом 1995 года открыли единственный в России музей колоколов.
Слушание: «В лунном сиянии», «Однозвучно гремит колокольчик…»
Звоны могут быть праздничными, набатными, вечерними, погребальными. Для каждого звона характерны свой образ, свои средства музыкальной выразительности. Если бы вы были звонарями,каким был бы у вас праздничный звон?
--Мажорный, громкий, быстрый, радостный.
--А погребальный?
--Печальный, скорбный,медленный, минор.
А сейчас мы познакомимся с некоторыми видами церковного звона.
Благовест- звон в один большой колокол перед началом службы.
Будничный- используются малые колокола(мелодичный и спокойный).
Погребальный- медленные размеренные одиночные удары в колокол.
Малиновый – звон в отборные колокола.
Исполнение песни: А.Морозова «Малиновый звон».
До нашего времени нас поражают своим величием и красотой колокола Кремлевских, Суздальских курантов, Псковские и Ростовские колокола. И, наверное,нигде голоса колоколов не встречаются так часто, как в творчестве русских композиторов. Мы слышали их у М.Глинки, А.Бородина, С.В.Рахманинова.
Давайте сравним звучание колоколов в двух произведениях русских композиторов.
Слушание: пролог к опере М.Мусоргского «Борис Годунов».
Слушание: кантата С.Прокофьева «Александр Невский»
Торжественный, радостный в прологе и тревожный, призывный в кантате.
Очень хорошо чувства русского человека, чью душу наполняет благостный колокольный звон, выразил А.Толстой в стихотворении «Благовест».
Среди дубрав блестит крестами
Храм пятиглавый с колоколами.
Их звон призывный через могилы
Гудит так дивно и так уныло!
К себе он тянет Неодолимо,
Зовет и манит он в край родимый.
В край благодатный,забытый мною,-
И непонятной томим тоскою,
Молюсь и каюсь я, и плачу снова,
И отрекаюсь я от дела злого;
Далеко странствуя мечтой чудесной,
Через пространства я лечу небесные,
И сердце радостно дрожит и тает,
Пока звон благостный не замирает.