Ретроспективный анализ принципов идентификации и управления экономическими циклами в мировой практике




Глава 1. Исследование экономических циклов развития рыночной экономики в пространственно-временном разрезе

Ретроспективный анализ принципов идентификации и управления экономическими циклами в мировой практике

Экономические циклы получили научное обоснование в мировой практике еще в XIX-м веке. В первой половине XX-го века цикличность экономической деятельности позволила удостовериться, что невнимание к данному явлению может оказаться критическим фактором для развития стран, когда кризисные явления нивелируют достигнутый за многие годы экономический результат.

Анализ научных работ [29, 31, 50, 76, 80, 90, 164, 165], содержащих исследования категории «Экономические циклы» позволил установить следующее определение экономического цикла. В общенаучном понимании цикл – это изменения в рассматриваемой области деятельности, которые носят устойчивый, циклический характер, означающий, что система периодически переходит в тоже состояние, в котором она уже находилась в прошлом.

Цикл характеризуется периодом, амплитудой, т.е. величиной колебаний и порядком следования событий перехода системы из одного состояния в другое. Колебания отражаются на результате, который показывает прирост целевого результата в области деятельности в состоянии роста цикла, или снижение целевого результата в области деятельности при спаде цикла.

Обращаясь к категории «Экономических циклов» следует отметить, что цикл имеет уточненное определение, которое зависит от уровня рассмотрения экономики, имея в виду макро-, мезо- и микроуровень.

Во-первых, экономический цикл на макроуровне представляет собой периодически сменяющиеся фазы спада и роста показателей, которые отражают сводные, обобщающие, усредненные результаты функционирования экономики в целом в каждый конкретный момент времени. Это показатели ВВП, инфляции, экспорта и импорта, темпов экономического роста и т.д.

Во-вторых, экономический цикл на мезоуровне представляет собой периодически сменяющиеся фазы спада и роста показателей, которые отражают состояние конкретной отрасли, сферы деятельности в соответствии с ее целевыми показателями.

В-третьих, экономический цикл микроуровня представляет собой периодически сменяющиеся фазы роста и спада производственной деятельности (производство работ, предоставление услуг) на уровне конкретных хозяйствующих субъектов.

Итак, осуществленные к настоящему времени исследования позволяют выделить более тысячи видов циклов, относящихся к экономике [87]. Экономические циклы представляют собой периодические явления, причина и характер которых не имеют абсолютного совпадения с предыдущими состояниями. Циклы имеют существенные характеристики и признаки лишь в отношении нарастания или спада уровня удовлетворения экономических потребностей и интересов. При этом, в своих трудах известный американский экономист, П. Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии (1970 г.) по поводу экономических циклов отметил: «Они не являются близнецами, но в них можно проследить черты принадлежности к одной семье. Точные формулы, подобные тем, которые применяются при определенном движении луны или колебаний простого маятника, не могут быть использованы для предсказаний смены фаз экономического цикла. По своему бурному и неуравновешенному проявлению экономические циклы скорее напоминают волны эпидемических заболеваний, капризы погоды или колебание температуры у больного» [109].

Несмотря на разнообразие экономических циклов, исследование факторов экономических циклов приводит к тому, что они разделяются на две группы, рис. 1.1. Причины и теории экономических циклов классифицируются как внешние и внутренние. Внешние причины или факторы циклов не поддаются управлению и не вызываются самой экономической системой. Внутренние являются следствием неравномерности развития экономической системы.

Каждый раз все многообразие циклов порождает новые последствия. В ином случае рыночные экономики стран имели бы выверенный и общепри-

Рис. 1.1. Причины и теории экономических циклов.

менительный инструментарий управления циклами на все времена. Процесс нахождения конкретных объяснений причин экономических циклов имеет слабые места, означая необходимость привлечения каких-либо внешних воздействий, или невозможность объяснения всех наблюдаемых эффектов. Поэтому в последнее время наибольшей практической полезностью пользуются теории, основанные на синтезе объективных и субъективных факторов. Их авторы считают, что внешние факторы дают первоначальный толчок циклу, а внутренние приводят к колебаниям в виде последовательности фаз цикла [87].

Возникновение мировых научных школ, задачами которых стала идентификация циклических явлений, систематизация знаний о циклах, регулирование экономических подъемов и спадов, произошло на рубеже XIX-XX века. Как отмечается в [76], одна из ранних теорий экономических циклов в конце XIX – начале XX-века рассматривала причины кризисов в виде нарушения равновесия денежного спроса и предложения (Р.Дж. Хоути, И.Фишер). В начале XX-века возникли первые концепции, объясняющие циклические колебания внутренней неустойчивостью самой экономической системы. К исследователям, развивавшим данную теорию, относятся М.И.Туган-Барановский, А.Шпитхоф, Г.Кассель. Ими было отмечено, что цикл вызывается спецификой взаимодействия между производством товаров потребления и накоплением капитала.

На основе первичных систематизированных знаний об экономических циклах впервые концептуально цикличность была исследована в 1920-е годы российским ученым Д.Н.Кондратьевым, который раскрыл механизмы больших циклов конъюнктуры. Циклы Кондратьева взаимоувязывают колебания в экономике с периодическим обновлением основного капитала и регулярностью смены длительных периодов избытка или нехватки капитала. Теория Кондратьева была развита Й.Шумпетером, Г.Меншем, Дж.Форрестером, которые дали свои интерпретации причин циклических явлений и классифицировали циклы исходя их длительности их фаз.

К настоящему периоду научное сообщество выделяет следующие общепризнанные экономические циклы (рис. 1.2).

В развитии данных циклов венгерским экономистом Б.Шипошем была обнаружена следующая зависимость [87]: более продолжительные циклы «вбирая» в себя, поглощают более короткие. При этом с течением времени циклы становятся все короче. Это означает, что цикличность в экономике является системой циклов с жесткими причинно-следственными связями, основной контур которой образуют долгосрочные циклы. Их механизмы определяются взаимодействием циклов меньшей продолжительности. Все они взаимодополняемы, а их обобщение свидетельствует о множественности причин возникновения такого сложного явления, как длинноволновой цикл.

Понимание того, что экономика представлена экономическими циклами привело к тому, что в капиталистических странах в начале XX-века ученые и практики сконцентрировались на разработке и применении теорий государственного управления (на макроуровне), которые были направлены на нивелирование негативных последствий экономических циклов.

Исследователи Р.Харрод, П.Самуэльсон, Дж.Хикс, А.Хансен предложили теорию циклов, в которой циклический процесс формируется функциями потребления и инвестирования. На основе данной теории в первой половине XX-века европейские страны разрабатывали государственную политику, ориентированную на расширение совокупного спроса в фазе кризисных спадов и его ограничение в фазе подъемов с фиксацией повышения цен.

В дальнейшем данные меры получили наибольшее развитие в рамках Кейнсианской теории, которая основывается на особых мерах бюджетной политики и предполагает регулирование спроса.

Позже, во второй половине XX-века стала актуальной монетарная теория, сторонники которой связывали цикл с количеством денег в обращении и рекомендовали правительствам стран сдерживать рост денежной массы в пределах до 3-4% с целью исключения повышения стоимости факторов производства, вызванных опережающим ростом денег в экономике [80]. Моне-

тарная теория находится в основе существующей в настоящее время неоклассической макроэкономической теории, где доминирующими вопросами остаются объемы денежной массы и его регулирование, а также управление предложением (рис. 1.3) [133].

Рассмотрим более подробно теории управления экономическим циклом макроуровня.

Меры, направленные на регулирование спроса в рамках кейнсианской теории основаны на двух основных политиках регулирования: фискальной и денежно-кредитной. При этом инструментарий фискальной политики в мировой экономике в последние десятилетия становится менее актуален. Начиная с 1998 года правительство Великобритании устанавливает целевые показатели государственных расходов на трехлетний период. Есть примеры и по другим странам. Аналогичным путем движется Россия. Первый трехлетний бюджет был утвержден на 2008-2010 годы. Это означает, что власти в значительно степени отказались от фискальной политики, как от инструмента регулирования совокупного спроса и от кейнсианского тонкого регулирования экономики. Основной целью фискальной политики является принцип покрытия всех текущих расходов бюджета текущими доходами с усреднением результатов и влияния экономического цикла.

На передний план для регулирования совокупного спроса в рамках кейнсианской теории выходит денежно-кредитная политика [130, 133]. Меры такого регулирования являются признанными макроэкономическими инструментами во всем мире и реализуются регуляторами банковской системы. В США, Великобритании, Евросоюзе, России и других странах данные инструменты занимают главенствующее место при воздействии на значимые макроэкономические индикаторы. При реализации денежно-кредитной политики возникают такие вопросы, как необходимость контроля только инфляции или также структуры производства и занятости, валютного курса. В мировой практике сложилось три основных варианта решения указанных проблем [133].

В рамках первого варианты государство определяет общую стратегию денежно-кредитной политики и разрабатывает необходимые для реализации этой политики меры. Государство устанавливает величину процентной ставки, а центральный банк проводит меры по достижению этого уровня. Как пример, такой подход применялся в Великобритании до 1997 года [133].

В рамках второго варианта государство определяет цели денежно-кредитной политики, но решение о конкретных показателях процентных ставок принимается центральным банком. В настоящее время в США и Великобритании происходит именно так [1, 13, 33, 132].

Третий вариант основан на том, что центральный банк получает полную свободу не только при реализации денежно-кредитной политики, но также и при определении ее целей. Так Европейский центральный банк в рамках действующего законодательства принимает решение об определении: а) целевого уровня инфляции; б) целевого уровня роста денежных запасов. Далее Европейский центральный банк устанавливает процентные ставки, соответствующие задачам реализации указанных целей [133].

Управление ростом денежной массы было важной частью денежно-кредитной политики Великобритании в период с 1976-1985 гг. В последующем в этой стане, а также США и других странах приоритет сместился на определение процентных ставок, целью которых стал контроль уровня инфляции через регулирование стоимости и доступности ликвидности кредитных организаций.

Управление процентными ставками для центральных банков развитых стран стало важнейшим оперативным макроэкономическим инструментом. В качестве примера можно привести события 2001 года, когда ФРС США, обнаружив появление рецессии в национальной экономике, была вынуждена в несколько раз снизить процентные ставки. В начале 2001 года ставка ФРС равнялась 6,5 %, а к концу года была снижена до 1,75%.

Управление процентной ставкой связано с управлением совокупным спросом в экономике таким образом, что при увеличении процентной ставки снижается объем кредитов для домашних хозяйств и предприятий, а это снижает совокупный спрос, и напротив, снижение процентной ставки увеличивает поток кредитных средств в экономику.

В качестве отрицательного фактора применения процентных ставок для регулирования экономического цикла можно отметить следующее. Управление процентными ставками не имеет абсолютной эффективности. Так в фазу кризиса (рецессии) снижение процентных ставок не повлечет за собой мгновенную готовность домашних хозяйств и предприятий привлекать кредиты и наращивать свои инвестиции.

Таким образом, проведенный анализ теорий управления экономическими циклами показывает, что одновременно применяются и Кейнсианская и неоклассическая (в частности монетарная) теории. Так для управления экономическим ростом с помощью первой теории регулируется стоимость ссудного капитала, с помощью второй размер денежной массы и инфляция и т.д. Мировой опыт подтверждает необходимость и эффективность такой интеграции. При наличии инструментария управления циклом главным остается вопрос – в какой степени возможно влияние на экономику.

Согласно выдвинутому английским экономистом Гудхартом закону (закон Гудхарта), контроль над симптомом (индикатором) некой проблемы вовсе не приводит к ее решению. Мало того, данный индикатор просто-напросто перестает быть надежным индикатором данной проблемы [133]. Так например, само по себе достижение целевого показателя инфляции не решает гораздо более важной проблемы – обеспечения стабильного экономического роста и создания экономического климата, благоприятного для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

По указанной причине многие экономисты отдают предпочтение теории Д. Тейлора [133, 170]. Его правило гласит, что во внимание должны приниматься два показателя:

1) инфляция;

2) уровень экономического роста (уровень безработицы).

Для повышения эффективности мер денежно-кредитной политики Банк Англии еще более развил основные положения Д.Тейлора. Показатель инфляции, на котором основываются решения Банка Англии о процентной ставке, представляет собой прогноз инфляции, а не ее текущее значение. Раз в квартал Банк публикует трехлетние прогнозы (рис. 1.4). Если прогнозы расходятся с целевыми значениями, тогда изменяется соответствующим образом процентная ставка. Банк Англии действует на опережение и повышает результативность денежно-кредитной политики.

Рис. 1.4. Веерная диаграмма прогноза инфляции и прогноза роста ВВП, основанные на рыночных ожиданиях процентной ставки (Inflation Report February 2006, Bank of England, 2006).

 

Как отмечено на диаграмме (рис. 1.4), наиболее темная средняя область отображает значения, вероятность достижения которых близка к 10%. Остальные восемь пар определяют области значений, имеющих также 10%-ю вероятность. Таким образом, предполагается, что значения инфляции или темпов роста ВВП, имеют 90%-ю вероятность попадания в пределы «веера». Границы цветовых зон расширяются по мере увеличения временного горизонта, что указывает на растущую неопределенность результатов.

Используя отмеченный подход, Банк Англии в течение периода с 1997 по 2007 годы сохранял отклонения от заданного уровня инфляции в пределах 1%. Учитывая международный опыт регулирования инфляции с середины прошлого века, эксперты отмечают эти достижения выдающимися [64, 133].

Также эксперты отмечают, что благодаря применению автоматических фискальных стабилизаторов и процентных ставок, стабилизирующих инфляцию и сдерживающих совокупный спрос, в последние годы снизилась амплитуда фазовых колебаний делового цикла. Но дело не только в инструментах монетарной политики.

Рассмотрим далее другое фундаментальное направление макроэкономического регулирования, а именно политику регулирования предложения, предлагаемую неоклассической школой.

Неоклассическая школа не ограничивается вопросами регулирования размера денежной массы и инфляции. Общей целью политики регулирования предложения является увеличение общего количества факторов производства и увеличение их производительности. В первом случае может рассматриваться, например стимулирование капиталовложений в новое строительство, во втором случае уменьшение производственных издержек. Для регулирования издержек реализуются следующие направления:

1) увеличение производительности труда, что осуществляется посредством переквалификации рабочей силы, предоставлением предприятиям дополнительных инвестиций, налоговых льгот и т.д.

2) реализация антимонопольных мер и др.

Таким образом, на практике используется целый ряд методов стимулирования предложения, которые разделяются на рыночные и основанные на специальном вмешательстве государства (рис. 1.5). В начале 1980-х годов в США и Великобритании, а немного позднее и в других странах были впервые применены радикальные меры регулирования предложения рыночными методами. Сущность мер заключалась в стимулировании и поощрении индивидуального предпринимательства и частной инициативы, а также в уменьшении роли участия государства в экономике.

Рис. 1.5. Рыночные и основанные на специальном вмешательстве методы регулирования предложения в экономике.

Важное значение для рыночной политики стимулирования предложения является управление трудовыми ресурсами. Производительность труда является ключевым фактором повышения эффективности деятельности предприятия. Рост производительности зависит от следующих условий:

1) частные инвестиции в новый физический капитал, а также в НИОКР;

2) государственные инвестиции в образование, научно-исследовательские и инженерно-технические разработки, а также в инфраструктуру;

3) профессиональная подготовка и повышение квалификации рабочей силы;

4) инновации и прикладное использование новых технологий;

5) организация и управление факторами производства;

6) порог вхождения для новых предприятий на новые рынки: как правило, такие компании демонстрируют более высокий уровень производительности, чем уже существующие;

7) нормы бизнес-сообщества, в котором работают компании.

Вторым отмеченным выше направлением политики, направленной на регулирование предложения являются меры специального вмешательства государства. Данные решения подразумевают принятие мер по стимулированию предприятий к смене местоположения, а также поддержка депрессивных регионов. Для этого используются следующие стратегии:

1) субсидии и налоговые льготы в депрессивных регионах;

2) поддержка инфраструктуры депрессивных регионов;

3) перевод государственных учреждений в депрессивные регионы.

В качестве примера для последнего пункта можно привести Европейский фонд регионального развития (ERDF). Данный фонд управляется Генеральным советом по региональной политике и распределяет гранты для реализации проектов, цель которых заключается в оказании помощи экономически отсталым регионам ЕС, борьбе с безработицей, нивелировании промышленного спада регионов. Подобным образом действует Европейский социальный фонд, Фонд сотрудничества ЕС, Европейский инвестиционный банк и др.

Промышленная политика является особым направлением в регулировании совокупного предложения с помощью специальных государственных мер. Она направлена на поддержку инвестирования промышленности и повышение уровня эффективности промышленности, ее конкурентоспособности при любом заданном уровне инвестиций. Промышленная политика также может иметь как рыночный характер, так и основанная на специальных мерах по вмешательству государства.

В первом случае наиболее эффективным способом оказать стимулирующее влияние на промышленность со стороны государства является снижение налогового бремени, допущение понижения уровня оплаты труда, поддержка открытых рынков и открытой конкуренции.

Во втором случае при вмешательстве государства промышленная политика подразумевает:

1) оказание спонсорской помощи со стороны государства для проведения НИОКР;

2) оказание помощи со стороны государства при проведении реорганизации производств, их слиянии, что влечет рост инвестиционной активности;

3) меры государственных консультаций и убеждения для выработки оптимальных решений;

4) оказание информационных услуг государства частным предприятиям;

5) оказание прямой финансовой поддержки, например через создание объектов инфраструктуры;

6) развитие профессионального обучения для повышения производительности труда;

7) проведение национализации комплексов и объектов, надлежащее содержание которых может быть только при полном участии государства в них (железная дорога и др.).

Таким образом, в современных экономических условиях страны используют совокупность мер регулирования экономического цикла. Их эффективность и последовательность применения, а также приоритеты перед конкретными методами обуславливают способность хозяйствующих субъектов противостоять негативным тенденциям цикла и обеспечить стабильный рост национального благосостояния. Как показало исследование, при управлении экономическим циклом наибольшая разработанность проблемы наблюдается на макроуровне. Из-за непрерывного изменения внешних и внутренних условий деятельности постоянно существует задача определения наиболее эффективного инструментария и степени влияния на экономический цикл. В то же время, управление экономическим циклом, осуществляемое на макроуровне, востребовано и на мезоуровне, так как особенности конкретных отраслей и сфер деятельности обуславливают необходимость учета множества специфичных показателей и факторов цикла. При этом возможность и актуальность управления экономическим циклом не снижает своего значения.

Учитывая как определенный опыт, так отсутствие исчерпывающих подходов в управлении экономическими циклами за рубежом, рассмотрим состояние управления экономическими циклами в отечественной экономике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: