Задания для практического занятия




1. Соотношение разума и веры в средневековой философии.

2. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.

3. Спор о природе универсалий.

4. Основные направления арабо-мусульманской философии.

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте сведения:

1. Как называется направление, которое «выросло» на учении Фомы Аквинского и существует по сей день на Западе в возрожденном виде?

2. Назовите четыре причины невежества, которые признает Роджер Бэкон.

3. Существовали ли в Средние века материалистические учения. Если да, то какие?

 

Рекомендуемая литература

1.Августин Блаженный. Против академиков / Ин-т философии Рос. акад. наук; Пер и коммент. О. В. Головой – М.: «Греко-лат. каб.» Ю. А. Шичалина, 1999.

2.Августин Блаженный. Творения: в 4 т. – СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000.

3.Августин: pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост. Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов: СПб.: РХГИ, 2002.

4.Аквинский Ф. Сумма теологии I – II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. – 1997. – № 9.

5.Алфимова Ж. П. Антропология Оригена Александрийского в связи с учением о времени // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 139–159.

6.Боэций. Утешение философией. – М., 1990.

7.Либера Ален де. Средневековое мышление: [пер. с фр.]. – М.: Праксли, 2004.

8.Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. – Изд. 2-е. – М.: ЛИБРОКОМ: URSS, 2009.

9.Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. – СПб.: Алетейя, 2001.

10. Средневековая арабская философия: Проблемы и религия / Отв. ред. Е. А. Фролова. – М.: «Вост. лит.» РАН, 1998.

Философия эпохи Возрождения

План лекционного занятия

1.Европейское Возрождение как историческая эпоха.

2.Философские и космологические учения Н. Кузанского.

3.Философские и космологические учения Н. Коперника и Дж. Бруно.

4.Социально-политические идеи эпохи Возрождения в работах Н. Макиавелли и Т. Мора.

Основные понятия

Антропоцентризм, Возрождение, гелиоцентризм, геоцентризм, гуманизм, пантеизм, протестантизм, Ренессанс, Реформация, утопия.

Краткие сведения

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя и папство – переживали глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций – Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, проявившийся во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Основные направления эпохи Возрождения

1) В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека – гуманизм. Крупнейшими гуманистами, разрабатывавшими идею свободы и достоинства человека были Данте Алигьери, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пьетро Помпонацци.

 

2) Неоплатоническое направление: с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека (Н. Кузанский, П. Мирандола).

Николай Кузанский ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. Кузанский делает вывод: «единое есть все».

Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский поэтому называет его «максимумом»; единое же – это «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей – максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того – с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же.

Согласно Кузанскому, Вселенная бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, ни центра. Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания. Невозможно достичь абсолютно полного знания, увеличение знаний приведет только к учености («ученому незнанию»).

Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления, близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира и подготовил почву для натурфилософских учений.

3) Натурфилософское направление: опираясь на научные открытия, натурфилософы сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить – великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.

Новая теория исходит из следующих требований:

• Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

• Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

• Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

• Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

• Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время как твердь небесная и расположенное на ней небо остаются неподвижными.

• То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

• Кажущиеся прямые и попятные движения планет обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

Сформулировав семь положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем он останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли.

Заканчивается «Малый комментарий» утверждением о том, что для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет достаточно тридцати четырех кругов. Коперник необычайно гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая далее границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».

Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на костре.

Основоположником экспериментально-математического метода исследования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.

Огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении – «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Галилей создал важнейшую отрасль механики – динамику, т. е. учение о движении тел. Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571-1630), было громадным. Тем самым впервые в истории развития человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание.

Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии. Предмет науки – природа и человек. Предмет религии –сфера моральных поступков человека. Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, ученый выдвинул глубокую гносеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.

Он разработал принципы научного исследования природы. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт, как простое наблюдение ее явлений, пассивное восприятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Тем самым он нашел научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы. Книгу природы, говорил Галилей, невозможно понять, если не овладеть ее математическим языком.

В новое время Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу. Научно-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе – механистическому и метафизическому материализму XVII–XVIII вв.

4) Реформационное направление: попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, М. Лютер).

 

5) Политическое направление: проблемы управления государством (Н. Макиавелли, труд «Государь»).

По Макиавелли, движущими силами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде. Поэтому совместное проживание людей невозможно. Для обуздания низменной натуры человека создается государство. Правитель при управлении государством должен исходить из реального состояния дел и руководствоваться принципом «цель оправдывается средства». Правитель должен быть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут, а казна промотана). Государь не должен посягать на имущество и личную жизнь людей.

 

6) Утопическо-социалистическое направление: поиски идеального общества при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Утописты сосредоточили свое внимание на создании теории идеального государства, где были уничтожены все социальные противоречия и торжествовала социальная справедливость. Свои идеи по поводу устройства государства и общества будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия» (букв. «место, которого нет»). Согласно Мору, не существует частной собственности, труд осуществляет на основе всеобщей трудовой повинности. Все произведенные продукты поступают в собственность общества, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Так как работают все, то 6-часового рабочего дня достаточно. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие способности к наукам. Самые грязные работы выполняют военнопленные и преступники. При этом первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья». Т. Мором была высказана идея эмансипации: в Утопии и мужчины, и женщины имеют равные права.

Социалистическое направление возникло как результат недовольства существующей действительностью и стремлением преобразовать будущее.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите социокультурный смысл понятий «гуманизм» и «возрождение». Раскройте значение термина «Ренессанс».

2. Какой принцип становится определяющим для формирования возрожденческой картины мира? Как философия Возрождения относится к античности и схоластике?

3. Определите статус знания в философии Возрождения.

4. Какое значение для мировоззрения этого времени имели социально-политические утопии?

5. Каковы основные черты натурфилософии этого времени? Назовите представителей.

6. Какими качествами должен обладать правитель, по мнению Н. Макиавелли?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: