СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающегося
_____________________________________
(фамилия, имя)
(2 занятия в неделю, 68 занятий в год)
Ответственный за реализацию программы:
Учитель –дефектолог Грачева С.Н.
СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________
Сведения о родителях:
Мать _________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________
Выписка из анамнеза___________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Контакт (речевой, жестовый, мимический), особенности коммуникации (в контакт вступает легко, контакт избирательный, коммуникативный барьер)___________________
_____________________________________________________________________________
Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы _____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание инструкции ________________________________________________________
Работоспособность_____________________________________________________________
Общая и мелкая моторика_______________________________________________________
Внимание ____________________________________________________________________
Память _______________________________________________________________________
Мышление ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речь _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Осведомленность о себе и ближайшем окружении__________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие времени __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ориентировка в пространстве __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сенсорное развитие __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Элементарные математические представления_____________________________________
_____________________________________________________________________________
Предметно-практическая и продуктивная деятельность______________________________
_____________________________________________________________________________ Заключение _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата___________ Подпись специалиста_______________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся со стойким нарушением познавательной деятельности, а также для детей с расстройствами аутистического спектра и выраженной задержкой психического развития.
СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант С)».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел специальной индивидуальной образовательной программы | Количество занятий |
Ознакомление с окружающим миром | ||
Формирование мышления | ||
Формирование элементарных математических представлений | ||
Сенсорное развитие | ||
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Формирование интереса к изучению объектов живого и неживого мира. Формирование представлений о себе и ближайшем окружении. Знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту. Знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Обогащение чувственного опыта: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
Развитие понимания обращенной речи, формирование активной речи на основе звукоподражания. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Обучение детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона, дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов. Обучение детей различать свойства и качества предметов: мягкий-твердый, мокрый-сухой, большой-маленький, громкий-тихий, сладкий-горький. Формирование умения выделять определяемое свойство словесно (сначало в пссивной форме, а затем в отраженной речи). Формирование у детей поисковых способов ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач. Создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Создавать условия для накопления детьми опыта практической деятельности с дискретными и непрерывными множествами. Развитие у детей активных действий с предметами и непрерывными множествами. Обучение детей выделять и группировать предметы по заданному признаку; выделять 1,2 и много предметов из группы; различать множества по количеству:1,2, много, мало, пустой, полный. Формирование умения составлять равные по количеству множества предметов «столько, сколько…»; сопоставлять численности множеств, воспринимаемых разными анализаторами в пределах двух без пересчета. Формирование количественных представлений с учетом ведущих видов деятельности. Обучение анализированию, сравнению, обобщению. Обучение детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование) в пределах пяти.
ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения игрового задания. Формирование у детей обобщенных представлений о вспомогательных средствах и предметах-орудиях. Формирование у детей навыка использования предметов-заместителей. Обучение детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач. Создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления: формирование обобщенных представлений о предметах-орудиях, их свойствах, качествах. Формирование у детей зрительной ориентировки и основных функций речи (фиксирующей, сопровождающей, планирующей). Формировать предпосылки к развитию словесно-логического мышления.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел программы | № темы | Тема | Количество занятий |
1. Диагностическое обследование | |||
2. Ознакомление с окружающим миром | Тема 1 | Человек | |
Тема 2 | Окружающий природный мир | ||
Тема 3 | Окружающий социальный мир | ||
3. Сенсорное развитие | Тема 1 | Восприятие цвета | |
Тема 2 | Восприятие формы | ||
Тема3 | Восприятие величины | ||
Тема 4 | Восприятие пространственных отношений | ||
4. Формирование элементарных математических представлений | Тема 1 | Формирование количественных представлений | |
Тема 2 | Формирование представлений о величине | ||
5. Формирование мышления | Тема1 | Формирование наглядно-действенных форм мышления | |
Тема2 | Формирование наглядно-образных форм мышления | ||
Тема 3 | Формирование элементов логического мышления | ||
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ |