Задания для практического занятия




1. Антропоцентризм и гуманизм – важнейшие черты эпохи Возрождения.

2. Эпоха Реформации как преодоление средневековой философии.

3. Значение эпохи Возрождения в развитии науки.

4. Нравственно-философские идеи в работе Монтеня «Опыты».

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте сообщения:

1. Политика макиавеллизма в западной и отечественной истории.

2. Утопия «Город Солнца» Т. Мора и роман-антиутопия «Мы» Замятина: сравнительная характеристика.

 

Рекомендуемая литература

1. Антология мировой философии: Возрождение. – Минск; М.: Харвест: АСТ, 2001.

2. Монтень М. Об искусстве жить достойно: философские очерки. – М., 1975.

3. Мор Т. Утопия. – М.: Ладомир – Наука, 1998.

4. Роттердамский Э. Похвала глупости. – М., 1991.

5. Рассел Б. История западной философии: в 3 т. – М., 1993. – Т. 1–2.

Тестовые задания

1. Тип мировоззрения эпохи Средневековья


1) антропоцентризм

2) теоцентризм

3) космоцентризм

4) социоцентризм


 

2. Основная идея средневековой гносеологии


1) идея детерминизма

2) идея фатализма

3) идея откровения

4) идея творения


 

3. «Бритва Оккама» звучит следующим образом:

1) «Не следует умножать сущности сверх необходимости»

2) «Все сущее есть благо, потому что все сущее едино»

3) «Все сущее истинно»

4) «Нет ничего помимо Бога и Бог есть бытие»

 

4. Суть средневекового номинализма выражена в следующем высказывании:

1) Универсалии существуют вне и до всяких вещей

2) Подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия

3) Общие понятия суть только имена и образуются нашим умом

4) Подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии

 

5. Согласно библейскому пониманию человек – это …

1) худшее из творений, созданных Богом

2) образ и подобие Божие

3) существо, случайно заброшенное в мир

4) царь природы

6. Автор книги «О граде Божьем»...


1) Августин

2) Тертуллиан

3) Фома Аквинский

4) Киприан


7. Согласно Фоме Аквинскому, сущее и сущность …

1) совпадают в божественном творении (в мире)

2) никогда не совпадают

3) совпадают в Боге

4) совпадают в человеке

 

8. Начальным этапом средневековой религиозной философии является


1) томизм

2) схоластика

3) рационализм

4) патристика


9. Эпоха, в которой ценности приобретают религиозный характер:


1) Античность

2) Возрождение

3) Средневековье

4) Новое время


 

10. Главная из наук в эпоху средневековья –


1) гносеология

2) логика

3) теология

4) онтология


 

11. Главной проблемой философии Возрождения является

1) познаваемость мира

2) доказательство бытия Бога

3) поиски субстанции мира

4) человеческая личность

12. Принцип божественного творения заменил принципом эманации (истечения)


1) Н.Коперник

2) Лоренцо Вала

3) Н. Кузанский

4) Н. Макиавелли


 

13. Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения

1) противопоставляет природу Богу

2) отождествляет природу и Бога

3) осмысляет развитие природы как не зависящее от Бога

4) отрицает существование Бога

 

14. Истоки средневековой философии находятся в

1) атомистической философии античности

2) древнегреческой натурфилософии

3) эпикуреизме

4) неоплатонизме

15. Онтологическим принципом средневековой философии является


1) рационализм

2) креационизм

3) антропоцентризм

4) формализм


 

16. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя

1) Фому Аквинского

2) Августина Блаженного

3) Пьера Абеляра

4) Боэция

 

17. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали следующее:

1) идея общего предшествует единичным вещам

2) реальны лишь единичные вещи, а «имена» существуют «после вещей»

3) идея вещи не соответствует материальному воплощению

4) идея идентична вещи

 

18. Автором философского труда «Об ученом незнании» является:


1) Николо Макиавелли

2) Николай Кузанский

3) Леонардо да Винчи

4) Джордано Бруно

 

19. Учение, утверждающее наивысшей ценностью личность человека, –


1) пантеизм

2) деизм

3) гуманизм

4) гилозоизм


 

20. Характерной чертой эпохи Возрождения является...


1) культуроцентризм

2) антропоцентризм

3) космоцентризм

4) теоцентризм


 

 

Философия Нового времени и эпохи Просвещения

План лекционного занятия

1. Историческая ситуация в Западной Европе XVII века и ее осмысление в философии.

2. Проблема универсального метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

3. Учение о субстанции и процессе познания в философской системе Б. Спинозы.

4. Философия Г. В. Лейбница как вершина европейского рационализма Нового времени.

5. Социально-философские взгляды Т. Гоббса, Д. Локка.

Основные понятия

Эмпиризм, рационализм, монада, субстанция, индукция, дедукция, скептицизм, сенсуализм.

 

Краткие сведения

1. Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах. Большое влияние на характер философии оказали следующие политические события:

– революция Оливера Кромвеля середины XVII в.;

– «славная революция» 1688 г.;

– окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии от англиканской церкви, ее независимость от Папы Римского;

– упрочение роли парламента;

– развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.

Философия Нового времени сформировалась в условиях становления классического капитализма в Европе. Развитие новой общественной формации поставило перед наукой и техникой новые задачи. Важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимых для прогресса науки, техники и материального производства. Вторая задача философии Нового времени – разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства и общества в целом. Формирование классического капитализма требовало создания законченной буржуазной идеологии, новой системы ценностей, определявшей отношения человека к природе, религии, другим людям, общественным организациям, учреждениям.

Новое время – XVII век. Это время становления и оформления многих естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, биология, математика превращаются в самостоятельные научные отрасли. Философия Нового времени – философия науки – в центре ее: теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Философия призвана вскрывать законы мышления, действующие во всех науках.

Для онтологии этого периода характерны следующие черты:

– механицизм – абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества;

– деизм – признание Бога первопричиной развития природы и больше не вмешивающегося в его ход.

Другие проблемы философии не исчезают, а развиваются дальше, но они оттесняются в сторону. В поисках нового метода познания, применимого ко всем наукам, происходит выделение:

– «островного эмпиризма» («эмпирио» – опыт). Представители – Фрэнсис Бэкон, Джон Гоббс, Джон Локк – считали, что единственный источник знания – это опыт, который связан с нашими чувствами, ощущениями. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений и идей. Ощущения могут нас обмануть, поэтому они должны сопровождаться экспериментом;

– «континентального рационализма» («рацио» – ум). Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц – считали, что опыт, основанный на ощущениях, человека не может стать основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Главное то, что человек мыслит (Я мыслю, следовательно, существую). В разуме человека содержится ряд идей, которые возникли еще до ощущений. Развивая эти идеи, мы можем получать истинное знание о мире.

 

2. Английский ученый и общественный деятель, лорд-канцлер Великобритании Фрэнсис Бэкон (1561–1626) считается родоначальником английского материализма Нового времени. Он теоретически обосновал экспериментальный метод познания. Бэкона называют также предвестником промышленной революции. Главная идея его учения – необходимость познания природы и подчинения ее власти человека. Ему принадлежит знаменитый лозунг науки Нового времени: «Знание – сила».

Несмотря на религиозные идеи, имевшиеся в его трудах, Бэкон все силы направил на создание нового материалистического представления о природе и процессе познания. Философ подразделяет истину на религиозную и научную.

В области онтологии (учения о бытии) Бэкон сформулировал понятие материи как всеобщей основы мира, бесконечной совокупности вещей.

Основной труд Бэкона – неоконченная работа «Великое восстановление наук», самая известная ее часть – трактат «Новый Органон» – содержит наиболее важные мысли философа о задачах человеческого познания. Бэкон считал, что для возрождения и развития науки следует, прежде всего, очистить разум от заблуждений, накопившихся в нем за долгие годы Средневековья. Эти заблуждения он называет идолами или призраками человеческого разума. Бэкон выделял четыре вида идолов разума:

1) идолы рода – находят основание в самой природе человека. Это заблуждения, порожденные несовершенством органов чувств всех людей и ограниченностью человеческого ума. Он ставит проблему искажения картины мира в человеческом познании;

2) идолы пещеры – происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, а также из воспитания, из привычек и случайностей. Он использовал знаменитый образ пещеры, введенный в гносеологию Платоном: у каждого отдельного человека как бы своя пещера, из которой он смотрит на мир, свой опыт, свои заблуждения и пристрастия;

3) идолы площади – это заблуждения, возникающие в разуме вместе со словами и именами, они порождены формами общения между людьми, прежде всего – неправильно образованными понятиями и неверным употреблением слов;

4) идолы театра – возникают из догматов философии и неправильных научных теорий. Ошибочные теории, сменяющие друг друга, подобны театральным представлениям.

Бэкон считает, что силлогизм и дедукция – главный инструмент схоластов – не годится для получения нового знания.

Бэкон выделил 3 пути познания:

1) «путь паука» – чистый рационализм – рационалист плетет паутину из собственных мыслей;

2) «путь муравья» – накопление эмпирических данных без их осмысления и обобщения;

3) «путь пчелы» – наиболее оптимальный путь, сочетающий в себе достоинства первых двух путей и исключающий их недостатки. Подлинные ученые, подобно пчелам, собирают нектар эмпирических знаний и перерабатывают его в мед теоретической науки. Ф. Бэкон предлагает свой индуктивный метод, эксперимент, следуя которому ученый должен выводить аксиомы из ощущений и частных данных, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока не придет к наиболее общим аксиомам, являющимися истинными.

Ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона – Томас Гоббс (1855–1679). Целью философии он считал достижение практических результатов в деятельности человека, способствование научно-техническому прогрессу. Но особое внимание он уделял вопросам общества и государства.

Джон Локк (1632–1704) развил многие философски идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса, выдвинул ряд новых теорий и продолжил материалистическую и эмпирическую традиции английской традиции:

– в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»);

– Локк стал основоположником нового направления, близкого к эмпиризму – сенсуализма, который считал источником познания – ощущения.

– сознание – пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом (сознание – «чистая доска», на которой опыт записывает свои письмена);

– источником опыта выступает внешний мир;

– Локк выдвинул идею о «первичных» и «вторичных» качествах предметов: первичные качества принадлежат самому материальному объекту (величина, объем, форма и т.д.); вторичными качествами наделяет предмет человек (цвет, вкус, запах и т.д.). С критикой данной идеи выступил Беркли, сторонник субъективного идеализма, который считал, что и первичными, и вторичными качествами наделяет предмет человек.

Становление рационализма связано с именем французского математика и философа Рене Декарта, или Картезия. Основные сочинения: «Рассуждения о методе» и «Начала философии». Ему принадлежат исследования в области механики и оптики.

Рене Декарт является классическим представителем дуализма. Центральное понятие картезианской метафизики – субстанция. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (от латинского substuntia – сущность) – это объективная реальность. Духовная реальность обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Главным ее атрибутом является мышление. Материальная реальность отождествляется с природой, главный ее атрибут – протяженность. Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции (и материальная, и духовная), и это позволило ему возвыситься над природой.

Суть его философии:

1) В поисках истины следует руководствоваться только разумом, чувствам доверять нельзя.

2) Надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить новые идеи или старые, но проверенные разумом.

3) Отыскать истину можно, только правильно применяя разум.

Рационалистический метод Рене Декарта:

– принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению;

– сложные проблемы разлагать на предельно простые элементы;

– выстраивать из этих простых элементов строгую последовательность;

– составлять полные перечни этих элементов (энумерацию), не пропускать ни одного звена в выводе.

Суть «картезианского» сомнения: главное – это отыскать первое, абсолютно истинное положение, отметая все, вызывающие хотя бы малейшее сомнение.

В философии Декарта главенствующая роль в процессе познания отведена дедукции – движению от общего к частному.

Вторая фундаментальная идея рационализма – признание существования особого, чисто рационального источника знания, находящегося в глубинах сознания и не зависящего от эмпирического опыта человека – «врожденные идеи». К ним относятся аксиомы математики, вера в существование бога и т.д.

 

3. Бенедикт Спиноза (1632–1677) – голландский мыслитель выступил с критикой декартовского дуализма и разработал учение о мире как единой субстанции. Основными сочинениями Спинозы были «Богословско-политический трактат» и «Этика». Центральная идея философии Спинозы – отождествление Бога и Природы – пантеизм. Не существует различия между высшей субстанцией (Богом) и миром, им сотворенным, существует только единая субстанция, которая заключает в себе все сущее. Только едина субстанция Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный». Спиноза отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей – модусов. Субстанция едина, модусов – бесчисленное множество.

Согласно Спинозе, человек – существо, в котором модусу протяженности соответствует модус мышления – душа. Телесное и духовное в человеке не зависят друг от друга – они «параллельны». Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы соотнести с ним свою жизнь, «свобода есть осознанная необходимость».

 

4. Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий мыслитель и философ – главный философский труд «Монадология». Субстанцию он подразделяет на бесконечное множество, называя их монадами. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством является деятельность, движение и стремление к восприятию. Движение и развитие каждой из них находятся в полном соответствии с движением и развитием других монад. Неделимые монады составляют сущность всей Вселенной. Монады различаются по уровню сознательности:

1) монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия образуют «неясные представления». Тела, состоящие из монад первого вида, относятся к неживой природе – это минералы.

2) монады «средней ступени» способны иметь ощущения и отчасти относительно ясные представления. Тела, состоящие из монад второго вида, относятся к живой природе – это растения и животные.

3) высшие монады, монады-духи, наделены полноценным сознанием. Носителем монад, наделенных сознанием, является человек. Бог – абсолютно сознательная монада.

Монадология Лейбница своим возникновением обязана открытию микроскопа А. Левенгуком, который изучал микроскопическое строение тел. Таким образом, монада – микрокосм, бесконечно малый мир.

 

5. В эпоху Нового времени особое внимание уделяется социально-философской проблематике, выдвигаются концепции общественного договора, которые создают Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Они различают естественное состояние жизни людей и общественное, возникающее в результате общественного договора. Под договором имеется в виду не конкретное историческое событие, а сложившиеся общепринятые отношения.

Родоначальником концепции естественного права и общественного договора считается Гуго Tpoций (1583–1645) – голландский мыслитель и государственный деятель. Он объясняет возникновение общества, организованного под началом государства, природой человека, в которой заложено стремление к самосохранению и разумному мирному общению, потому что человек есть существо разумное и общественное. В соответствии с этим определяется «естественное право» индивида – на жизнь, соблюдение личного достоинства, на собственность, объединение в общество, наказание за преступления. Чтобы гарантировать естественные права, учреждают государство и «гражданское право».

Томас Гоббс (1588–1679) в своем главном труде «Левиафан» (1651) выдвигает концепцию общественного договора, которая обосновывает идею централизованного государства. Гоббс стремится создать последовательное научное учение об обществе. Он понимает социум как «искусственное тело», составленное из индивидов. По природе человек существо разумное, деятельное, эгоистичное, стремящееся к самосохранению и захвату как можно большего блага для себя («естественное право на всё»). В естественном состоянии «человек человеку волк». Такое состояние «войны всех против всех» противоречит праву на жизнь. Поэтому люди как существа разумные, приходят к решению отказаться от «естественного права на всё» и заключить общественный договор – для чего создают язык. Человек переходит в общественное состояние, строит государство – Левиафана. При этом часть естественного права каждого ограничивается. Суверенно только правительство, все права – ему. Отчуждаемо и право на личную свободу. Государство властвует над поведением, убеждениями людей. Восстание допустимо лишь в случае нарушения права на самосохранение. Пока нет государственных законов, нет никаких гарантий для трудовой частной собственности и морали. В здоровом обществе «человек человеку Бог».

Совершенно иную, либералистскую, направленность имеет концепция общественного договора Джона Локка (1632–1704). Его главное социально-философское произведение – «Два трактата о государственном правлении» (1690). Естественные права индивида – на жизнь, свободу – разумное самоопределение, трудовую частную собственность – неотчуждаемы. В естественном состоянии эти права не защищены, поэтому люди заключают общественный договор и переходят в общественное (гражданское) состояние. При этом они отказываются от природного права на самозащиту, наказание за нанесенный им ущерб и передают эти права государству. Назначение государства – охрана жизни, свободы, собственности граждан. Чтобы не нарушались права граждан, государство следует организовать по принципу разделения властей. Государство и церковь не должны вмешиваться в дела друг друга.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какой статус приобретает философия в Новое время?

2. Какие проблемы определяют характер дискуссий в философии Нового времени?

3. В чем состоит рационализм философии XVII века?

4. Что нового внес Ф. Бэкон в философию? Какой метод исследования он избрал для достижения истины?

5. Какие правила рационального мышления предлагает Р. Декарт?

6. Верит ли Декарт во врожденные идеи?

7. Что признает Д. Локк единственным источником всех идей?

8. Что понимает Т. Гоббс под «естественным состоянием людей», и какое средство он предлагает для упорядочивания этого состояния?

9. Как понимает проблему субстанции Б. Спиноза?

10. Что предлагает Г. Лейбниц в качестве субстанции? Какова ее основная характеристика?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: