1. Категория небытия в истории философии.
2. Проблема субстанции в истории философии.
3. Виртуальная реальность.
4. Техника как особая реальность.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте определение понятию «мир» в современной философии.
2. Что такое «картина мира». Какие виды картин мира вы знаете?
3. Проследите эволюцию понятия «материя». Каково определение материи в современной философии?
4. Чем отличается диалектическое и метафизическое понимание материи?
5. Как вы понимаете абсолютность и относительность пространства и времени?
Рекомендуемая литература
1. Алексеев П. В. Понятие материи // Философские науки. – 1990. – № 12. – С. 3–11
2. Гайденко П. П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII-XVIII веках // Вопросы философии. – 2001. – № 7. – С. 77–99
3. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии. – 2001. – № 6. – С. 52–67.
4. Кутырев В. А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000. – № 5. – С. 15–32.
5. Солодухо Н. М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. – 2001. – № 6. – С. 176–184.
6. Дедова И.А. Небытие как предельное основание мира // Духовная сфера общества: материалы научной конференции. – Йошкар-Ола, 2009. – С. 21–26.
7. Горохов В. Г. Трансформация понятия «машина» в нанотехнологии // Вопросы философии. – 2009. – № 9. – С. 97–115.
8. Судьба европейского проекта времени: сб. ст. / Рос. ин-т культурологии; отв. ред. О. К. Румянцев. – М.: Прогресс-Традиция, 2009.
9. Трофимов В. П. Онтология временного опыта: социально-философский аспект: монография. – Чебоксары: РИО ЧКИ РУК, 2008.
10. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. – М.: Логос, 2007.
11. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философии и науке. – М.: Прогресс-Традиция, 2006.
12. Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Наука, 2008.
Учение о развитии. Диалектика миропонимания
План лекционного занятия
1. Понятие диалектики. Ее исторические формы.
2. Принципы диалектики.
3. Законы диалектики.
4. Категории диалектики.
5. Альтернативы диалектики.
Основные понятия
Диалектика, метафизика, закон, принцип, единичное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, тождество, различие, противоположность, противоречие, количество, качество, мера, отрицание, отрицание-трансформация, -снятие, -синтез, детерминизм, индетерминизм.
1. Понятие диалектики, ее исторические формы
Диалектика – это учение о развитии, о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.
Диалектика, как и другие философские направления, прошла сложную историю. В историческом плане принято выделять три формы диалектики:
– стихийная диалектика Древней Греции,
– идеалистическая диалектика классической немецкой философии,
– материалистическая диалектика XIX века.
Однако диалектические идеи мы можем наблюдать в философии Древнего Китая в VIII–VII вв. до н. э (например, Инь и Ян).
Само понятие «диалектика» родилось в Древней Греции, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона, который указал в своих апориях на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Сам Аристотель отделяет диалектику от аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, но в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает вывод о том, что высшие роды могут мыслиться только таким образом, что каждый из них равен самому себе и не равен, тождественен себе и переходит в «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия.
Подвижный характер бытия, его изменяемость были отмечены Гераклитом (IV в. до н.э.).
Большой вклад в разработку диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг. Однако высшая ступень разработки диалектики принадлежит Гегелю, который понимал под диалектикой метод познания, учитывающий противоречивость мира, его постоянное изменение, взаимосвязь явлений и вещей, качественное превращение, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового. В диалектике идей Гегель угадал диалектику вещей. Автором материалистической диалектики XIX в. был К. Маркс.
Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная – диалектика объективного мира, природы, общества. Она существует независимо от человека и человечества в целом. Субъективная – движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
2. Принципы диалектики
1. Принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано, взаимообусловлено. Связь представляет собой взаимоотношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого. Связи бывают общими и частными, непосредственными и опосредованными, необходимыми и случайными, внутренними и внешними, главными и второстепенными, явными и скрытыми, существенными и несущественными. Все виды связей взаимодействуют между собой.
2. Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики, вокруг которого группируются элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Диалектика считает, что развитие объективно, всеобще, необратимо, включает качественные изменения.
3. Принцип детерминизма – всеобщей причинной обусловленности явлений.
4. Принцип историзма подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность и неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
3. Законы диалектики
Закон – всеобщая, необходимая, существенная связь между предметами и событиями. Для закона характерна необходимость, повторяемость, закон вызывает развитие события в строго определенном направлении.
Следует отличать естественные законы (законы природы) от общественных. По степени общности законы классифицируются на частные (действуют в одной форме движения материи); общие (действуют в нескольких формах движения материи); всеобщие, универсальные (действуют одновременно в природе, обществе и мышлении), эти законы исследуются философией.