Задания к контрольной работе




По философии

Вариант 1

 

I. Философия и ее значение в окружающем мире.

1. Какова специфика философского мировоззрения? Чем оно отличается от мифологического, религиозного, обыденного? Что роднит его с ними?

2. Почему для человека, живущего в мире разнообразного, важно иметь представление о Вселенной как единой целостной системе?

 

II. Исторические типы философии.

Назовите автора высказывания, философское направление и эпоху.

– Все произошло из воды.

– Все течет, все изменяется.

– Человек есть мера всех вещей.

– Вещи – тени идей.

– Все создано Богом сразу и из ничего.

– Мыслю, следовательно, существую.

– Не Боги создали людей, а люди создали Богов по образу и подобию своему.

– Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах.

– Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума.

– Человек человеку волк.

 

III. Онтология. Гносеология.

Укажите отличие между философскими понятиями:

1. Быт и бытие

2. Диалектика и метафизика

3. Материализм и марксизм

4. Сознание и мышление

5. Гносеология и эпистемология

6. Деизм, теизм и атеизм

7. Движение и развитие

8. Гносеология и эпистемология

9. Относительная и абсолютная истина

10. Истина, заблуждение, ложь, ошибка

 

IV. Философская антропология

– На каком основании можно утверждать, что сущность человека имеет биосоциальную природу, а не только биологическую или социальную?

– Как вы понимаете проблему свободы личности?

– Как вы думаете, в чем предназначение человека?

– Как понимать тезис, высказанный в свое время Ф. Энгельсом: «Нам общее с животными все виды рассудочной деятельности»?

 

V. Социальная философия.

Укажите отличие между:

– Идеалистическим и материалистическим пониманием истории.

– Формационным и цивилизационным подходом к пониманию развития общества.

– Линейными и циклическими концепциями развития.

– Государством и обществом.

– Культурой и цивилизацией.

– Реформой и революцией.

– Культурой России и культурой Запада.

Вариант 2

 

I. Предмет, структура, функции философии

1. Что вам известно о происхождении и употреблении слов «философия», «философ»? Устарел ли их первоначальный смысл? Какое содержание несут слова: русофилия и русофобия, технофилия и технофобия, антропософия и теософия? Связаны ли они с термином «философия»? Как?

2. Как понимали философию, ее объект, предмет и сущность в прошлом? Рассмотрите исторические образы философии.

II. Исторические типы философии

Общепризнано, что за 2,5 тысячи лет европейская философия прошла пять крупных этапов развития, каждый из которых обладает своим своеобразием и связью с предшествующими периодами. Назовите пять эпох философии.

Обобщенно охарактеризуйте каждую из них, изложив начало и продолжительность той или иной эпохи, рассмотрев основной философский интерес, господствующий тип философского мировоззрения (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм).

 

III. Онтология. Гносеология.

Укажите отличие между философскими понятиями:

1. Быт и бытие

2. Диалектика и метафизика

3. Агностицизм и идеализм

4. Сознание и мышление

5. Язык и речь

6. Деизм, теизм и атеизм

7. Сенсуализм и эмпиризм

8. Движение и развитие

9. Гносеология и эпистемология

10. Чувственное и рациональное познание

IV. Философская антропология

В какое время существовали данные трактовки человека? Каким философским направлениям они принадлежат?

– Существо разумное и действующее по законам разума.

– Совокупность общественных отношений.

– Существо, границей которого, его подлинной природой является язык

– Существо бунтующее против однообразного, отличающее себя от принятых в обществе норм.

– Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным.

V. Социальная философия

Укажите отличие между:

– Идеалистическим и материалистическим пониманием истории.

– Формационным и цивилизационным подходом к пониманию развития общества.

– Линейными и циклическими концепциями развития.

– Государством и обществом.

– Культурой и цивилизацией.

– Реформой и революцией.

– Культурой России и культурой Запада.


Экзаменационные вопросы

1. Философия как предмет: понятие, функции, методы. Разделы философии.

2. Разнообразие картин мира. Мифология, религия, философия, наука.

3. Философия Древнего Востока.

4. Древнегреческая философия: натурфилософия и онтология досократиков.

5. Классический период античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.

6. Эллинско-римская философия.

7. Средневековая христианская философия. Основные принципы религиозного мировоззрения. Патристика и схоластика. Августин Блаженный. Фома Аквинский.

8. Философия Возрождения. Космологические учения (Н.Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

9. Социально-политические идеи эпохи Возрождения: реализм (Н. Макиавелли) и утопизм (Т.Мор, Т. Кампанелла).

10. Философия Нового времени. Поиск универсального метода научного познания (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

11. Идея субстанции в философии Нового времени: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

12. Эволюция британского эмпиризма (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

13. Философия Просвещения. Рационализм и механистический материализм.

14. Социальные учения Нового времени и Просвещения. Теории общественного договора и социального прогресса.

15. Немецкая классическая философия. Гносеология и этика И. Канта.

16. Немецкая классическая философия. Диалектическое миропонимание Г.В.Ф. Гегеля.

17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

18. Исторический и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

19. Неклассическая философия. Иррационализм А. Шопенгауэра, «философия жизни» и Ф. Ницше, А. Бергсона, Дильтея.

20. Неклассическая философия. Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю). Учение З. Фрейда о бессознательном.

21. Философия XX века. Проблема научного знания: 4 этапа позитивизма, структурализм.

22. Философия XX века. Проблема знания и понимания в герменевтике, феноменологии, прагматизме.

23. Русская философия: этапы становления, специфика, основные проблемы.

24. Русская философия. Спор славянофилов и западников.

25. Русская религиозная философия. В. Соловьев и Н. Бердяев.

26. Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

27. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия.

28. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

29. Понятие материи, атрибуты и формы движения материи.

30. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.

31. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение.

32. Проблема познаваемости мира.

33. Субъект, объект, уровни и формы познания.

34. Специфика и основные формы эмпирического и рационального познания.

35. Особенности научного познания. Формы вненаучного знания.

36. Иррациональные формы познания. Понимание, интуиция, вера.

37. Понятие истины в философии. Объективность, относительность и абсолютность истины. Заблуждение, ложь, ошибка. Критерии истины.

38. Проблема человека в истории и современной философии.

39. Человек как биосоциальный феномен. Индивид, индивидуальность, личность.

40. Свобода, необходимость, ответственность в бытии человека.

41. Проблема смысла человеческой жизни. Смерть и бессмертие.

42. Социальная философия: история и современные концепции.

43. Понятие общества. Общество как развивающаяся система. Основные сферы общественной жизни.

44. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития.

45. Типологии общества. «Традиционное», «индустриальное», «постиндустриальное» общество.

46. Проблема цели и смысла общественной жизни в Философии истории.

47. Формы и факторы социального развития. Общественный прогресс и его критерии.

48. Культура и цивилизация.

49. Запад и Восток как геосоциокультурные системы. Проблема «диалога культур».

50. Научно-техническая революция, ее содержание, социальные последствия.

51. Общество и глобальные проблемы современности.

52. Единство и многообразие современного мира. Будущее человечества.

 

 


Глоссарий

1. Мировоззрение система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.

Магия – мистическая способность уметь воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств.

Миф – фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными и целостными.

Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное.

Религия – мировоззрениеи мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.

Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Гносеология – учение о познании, теория познания.

Онтология – учение о сущем, о бытии.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Социальная философия – философское исследование социальной жизни. Она устанавливает нормы действительности общественной жизни в качестве социально-нормативного учения.

Натурфилософия – совокупность философских попыток объяснять и толковать природу с целью резюмирования и объединения общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познание связей и закономерностей явлений природы.

Космология – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса.

Теология – богословие, учение о Боге.

Аксиология – учение о ценностях.

Экология – наука, изучающая взаимоотношение организмов друг с другом и средой их обитания.

Этика – учение о нравственности, морали.

Эстетика – учение о прекрасном.

Синергетика – наука о самоорганизующихся системах.

Герменевтика – искусство понимания, истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.

2. Бытие – объективная и субъективная реальности в своей совокупности; это все то, что существует.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Дуализм – сосуществование двух равноправных начал: материального и идеального.

Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание).

Логика – наука о законах мышления.

Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание вторичным.

Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом.

Время – форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью.

Движение – свойство материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая человека главной ценностью мироздания.

Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского вероучения от язычества с помощью доводов, обращенных к разуму.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.

Патристика – догматизация учений «отцов церкви» (3-5 вв.).

Провиденциализм – религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются проведением, Богом.

Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии.

Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.

Субстанция – то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самого.

Схоластика – «школьная философия», соединившая христианскую догматику с логическим рассуждением.

Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.

Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, после сотворение мира движение мироздания совершается без его участия.

Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

Панлогизм – учение о том, что все есть разум; логос, разум является абсолютной действительностью; учение о логической природе Вселенной.

Волюнтаризм – одно из направлений метафизики и психологии, рассматривающего в качестве основного принципа волю.

Атеизм – отрицание Бога.

Архе – первопричина.

Модусы – свойства.

Монада – философский термин, обозначающий в учении Лейбница простые неделимые бестелесные субстанции.

Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная либо материальная.

Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Имманентный – пребывающий внутри; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует.

Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

3. Познание – процесс получения информации.

Агностицизм – философское учение, утверждающее, что мир непознаваем.

Гностицизм – философское учение о познаваемости мира.

Теория – система логически обоснованных концептуальных идей.

Дедукция – логический вывод от общего к частному.

Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшего в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.

Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Антиномии – противоречащие друг другу суждения.

Антитезис – противоположное тезису положение.

Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный.

«Вещь в себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой.

Иррационализм – направление в философии, которое, в противовес рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

Мистицизм – пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению.

Неопозитивизм – отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.

Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него –успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.

Релятивизм – все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Тезис – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения (тезис, антитезис, синтез).

Тождество – категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии, предполагает внутренний источник движения.

Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.

Противоречие – отношение двух противоположностей.

Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Ощущение – то же что и чувство; результата возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва.

Восприятие – совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие.

Представление – психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое «поднимается» из сферы бессознательного и превращается в частичное содержание сознания.

Понятие – отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Суждение –связь двух и более понятий.

Умозаключение –формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который устанавливает те или иные способы получения этого знания; знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Ноумен – объект мысли, разума; это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной стороны он ничто.

Феномен – явление, данное нам в опыте чувственного познания.

Интуиция – духовное видение; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: