Результаты и их обсуждение




Коррекция плоскостопия средствами адаптивной физической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Исаева К. А.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. По статистическим сводкам Минздравсоцразвития Российской Федерации доля здоровых детей за последнее десятилетие снизилась на 5% (с 47,38% до 42,32%). При массовых обследованиях выявляется немало детей с плоскостопием – 17,3%, среди детей младшего дошкольного возраста процент детей с плоскостопием составил 8,3% [2, с. 6-7].

Плоскостопие влечет за собой снижение жизненных функций организма и другие нарушения, связанные как с патологиями опорно-двигательного аппарата, так и внутренними органами[4, с. 34-35]. Следовательно, профилактика плоскостопия может рассматриваться как превентивная мера по предупреждению развития других патологий[5, с. 29-30].

Намного легче корректируется стопа в начальной стадии, когда симптомы обнаружились еще в раннем возрасте. К профилактическим мерам относят различные средства и методы лечебной физической культуры, которые направлены на развитие и укрепление мышц голени и стопы [3, с. 164-167].В различных научно-публицистических изданиях имеется большое количество комплексов физических упражнений, направленных на профилактику и лечение плоскостопия [5, с. 29]. Несмотря на такое разнообразие методик в научно-методической литературе, до сих пор специалисты изыскивают наиболее эффективные в лечении и профилактике плоскостопия.

Цель: исследовать эффективность комплекса АФК по профилактике плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста.

Методы и организация исследования

Плантография.

Плантография – это специфический тест на наличие плоскостопия. Из всего арсенала методик наиболее информативной адекватной для детей младшего дошкольноговозраста мы посчитали методику по Чижину [6, с. 23].

Миотонометрия.

Об изменении мышечного напряжения можно судить по твердости мышц. Твердость мышц, определяемая в покое, характеризует тоническое напряжение мышц, а твердость максимально напряженной мышцы – степень ее тетанического напряжения. Твердость мышц измеряется с помощью миотонометров различной конструкции. Миотонометрический метод позволяет выявить степень произвольного расслабления и напряжения мышц, что косвенно характеризует функциональное состояние нервно-мышечного аппарата.

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности предложенного нами комплекса профилактических мер, базирующегося на методике, предложенной Н.В Акулиной [1, с. 167-270] «Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста».

Математико-статистическая обработка полученных данных.

Вычисляли следующие статистические параметры: среднее арифметическое (M), ошибка среднего (m), достоверность изменений рассчитывалась по критерию Стьюдента. Для сравнения исследуемых параметров в некоторых случаях изменения этих величин рассчитывалось в процентах.

Эксперимент проводился в течение шести месяцев в ДОУ «Золотой ключик» г. Великие Луки. В исследовании приняли участие 24 ребёнка дошкольного возраста от 3 до 4 лет, у которых на основе плантографического тестирования было выявлено уплощение стопы и по методике Чижина соотносилось с плоскостопием 1 степени. Они и составили экспериментальную группу.

Результаты и их обсуждение

По данным плантографического тестирования детей 3-4 лет по методике Чижина [6, с. 23] нами было выявлено наличие плоскостопия I степени у всех 24 обследуемых детей. Предположив, что регулярное и систематическое применение разработанного нами комплекса профилактических мер по устранению уплощенных сводов стоп у этих детей позволит улучшить функциональное состояние нервно-мышечного аппарата их нижних конечностей, был проведён педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что введение в режим МБДОУ «Золотой ключик» г. Великие Луки дополнительных занятий по профилактике плоскостопия положительно сказалось на тонусе исследуемых мышц детей младшего дошкольного возраста.

В частности, тонус медиальной головки правой и левой икроножной мышцы в покое достоверно значимо увеличился, что составило прирост тонического напряжения тестируемых мышц на 6,5% и 8,4% соответственно (рис.1).

Рис.1- Процентный прирост тонуса медиальной головки икроножных мышц голени в покое в ходе педагогического эксперимента, (%).

Тонус этой же головки правой и левой икроножной мышцы, но уже в напряжении, также статистически достоверно повысился, что составило прирост тетанического напряжения тестируемых мышц на 4,2% и 4,7% соответственно (рис.2).

Рис.2- Процентный прирост тонуса медиальной головки икроножных мышц в напряжении в ходе педагогического эксперимента, (%).

Анализ результатов исследования показал, что контракция в ходе педагогического эксперимента имела тенденцию к повышению тонического и тетанического напряжения этих мышц на 10,4% и 9,4% соответственно (рис.3).

Рис.3- Процентный прирост контракции медиальной головки икроножных мышц голени в покое и в напряжении в ходе педагогического эксперимента, (%).

Тонус передней большеберцовой мышцы правой и левой голени в покое достоверно значимо повысился, что составило прирост тонического напряжения тестируемых мышц на 14,22% и 11,17% (рис.4).

Рис.4- Процентный прирост тонуса правой и левой передней большеберцовой мышцы в покое в ходе педагогического эксперимента, (%).

Тонус передней большеберцовой мышцы, зарегистрированный нами при максимальном её сокращении, достоверно увеличился в правой и левой голени, что составило прирост на 10,39% и 8,56% соответственно (рис.5).

Рис.5- Процентный прирост тонуса передних большеберцовых мышц голени при максимальном напряжении в ходе педагогического эксперимента, (%).

Контракция передних большеберцовых мышц имела тенденцию к повышению тонуса как в тоническом так и тетаническом напряжении соответственно на 4,88% и 2,38% (рис.6).

Рис.6 – Процентный прирост контракции при тоническом тетаническом напряжении передних большеберцовых мышц голени в ходе педагогического эксперимента, (%).

К концу педагогического эксперимента, коэффициент Чижина достоверно значимо уменьшился, что является благоприятным прогнозом.

Выводы

1. Установлено наличие плоскостопия I степени у детей младшего дошкольного возраста, находящихся в МБДОУ «Золотой ключик», до начала исследования.

2. В ходе педагогического эксперимента обнаружена положительная динамика в увеличении тонуса мышц, участвующих в формировании свода стоп.

3. По положительной динамике диагностируемых показателей можно судить об эффективности разработанного нами комплекса профилактических мер по устранению уплощенных сводов стоп у детей младшего дошкольного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: