Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшара
Одним из ключевых факторов лидерства модель называет зрелость последователей которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу. Зрелость включает две составляющие:
профессиональная зрелость: знания, умения и навыки, опыт, способности в целом. Высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях;
психологическая зрелость: желание выполнять работу или мотивированность работника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению их к работе, т.к. они уже внутренне мотивированы на результат.
Авторами модели были выделены четыре стадии зрелости последователей (рис. 1):
М1. Люди не способны и не желают работать. Они либо некомпетентны, либо не уверены в себе.
М2. Люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.
Лидерский стиль
Рис 1.Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшара
МЗ. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает руководитель.
М4 Люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.
В зависимости от степени зрелости последователей лидер должен корректировавшей, по установлению отношений с подчиненными и по структурированию самой работы Таким образом, модель строится на определении лидером соответствующих сложившейся ситуации уровней для поведения в области человеческих отношений (человек) и поведения, ориентированного на работу (работа).
Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от него проведения разъяснительной работы с последователями по поводу того, что и как они должны делать, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, структурируют, контролируют и внимательно следят за тем, как подчиненные работают. Сочетание этих двух типов лидерского поведения позволило в рамках данной модели выделить четыре основных лидерских стиля.
Указывающий стиль (S1) является лучшим в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и вести тщательно наблюдение за работами, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность по работе, устранить неуверенность в том что работа будет закончена.
Убеждающий стиль (S2) является лучшим в условиях умеренно низкой зрелости последователей. Он реализует в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Руководитель, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность в возможности выполнение задачи.
Участвующий стиль (S3) является лучшим при умеренно высокой зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнении работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание.
Делегирующий стиль (S4) является лучшим для руководства зрелыми последователями. Стиль характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников. Это позволяет последователям, способным и желающим работать взять на себя максимум ответственности за выполнение задания. Данный лидерский стиль способствует развитию творческого подхода к работе.
Менеджеры проявляют большой интерес к этой модели в связи с относительной густотой и гибкостью в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости последователей. Вместе с тем модель не лишена недостатков. В частности, не объясняет, что делать, если зрелость последователей в группе очень разная. Неясно также, достаточно ли иметь только один ситуационный фактор зрелости последователей, чтобы полностью определить характер ситуации, или же все лидеры могут своевременно менять стиль в зависимости от ситуации.
Модель лидерства "путь - цель" Хауза и Митчелла
Эта модель ситуационного лидерства получила свое развитие в 70-е гг. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены и производительны тогда, когда имеется жесткая связь между их усилиями и Результатам работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название. Существует прямая связь между уровнемлидерской эффективности и уровнем мотивационной силы ожиданий, имеющихся у последователей. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер тот, кто помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации (рис. 2.).
Рис. 2. Модель ситуационного лидерства "путь - цель" Хауза и Митчелла
Директивное лидерство - высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается.
Поддерживающее лидерство - большое внимание к нуждам работников и их благополучию, создание дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными.
Лидерство, ориентированное на достижение - установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы.
Участвующее лидерство - совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении.
В отличии от концепции Фидлера данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских стилей зависит от ситуации.
Практическое применение модели менеджерами ориентируют их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот - выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
Как использовать модель "путь - цель" в зависимости от ситуации показано в табл. 1.
Таблица 1
Пример применения модели "путь - цель"
Управленческая ситуация | Стиль лидера | Воздействие на подчиненного |
Амбициозное задание | Директивный стиль | Обеспечивает направленность и ясность в действиях |
Недостаточное вознаграждение | Директивный стиль | Разъясняет путь к вознаграждению или увеличивает вознаграждение |
Утомительная и неинтересная работа | Поддерживающий стиль | Увеличивает интерес к работе |
Неуверенность в силах | Поддерживающий стиль | Облегчает понимание роли и усиливает ожидание вознаграждения |
Отсутствие возможностей отличиться | Стиль, ориентированный на достижения | Обеспечивает напряженные и делающие вызов цели |
Задача или цель не определены | Участвующий стиль | Выясняются цели, критерии и методы работы |
Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго
Модель лидерства на основе принятия решений была предложена В. Врумом и Ф. Йеттоном и затем дополнена Яго. Данная модель предлагает определять эффективный лидерский стиль в зависимости от ситуации. Предполагается также, что один и тот же лидер может использовать различные стили. Основным отличием модели является ее ориентированность только на один аспект лидерского поведения — привлечение подчиненных к участию в принятии решений. Соответственно лидеру предлагается концентрировать внимание на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой проблема возникла. Подразумевается также, что ряд социальных процессов может оказать влияние на степень участия подчиненных в решении проблем.
Главной идеей модели является то, что степень привлечения подчиненных к участию в принятии решения зависит от характеристики управленческой ситуации. В соответствии с моделью не существует единственно верного способа принятия решения, пригодного для всех ситуаций. После анализа и оценки каждого аспекта проблемы лидер определяет, какой стиль, с точки зрения участия подчиненных в принятии решения, ему лучше использовать.
В рассматриваемой модели эффективность решения зависит от качества решения, уровня принимаемых подчиненными обязательств по выполнению решения и срочности решения.
Модель предлагает использование дерева решений для определения лидерского стиля, наиболее соответствующего сложившейся ситуации. При использовании модели менеджер как бы следует по ветвям этого дерева слева направо. Делая это, он сталкивается с 7 проблемными ситуациями (вопросами). Оценка ситуаций делается им по 7 различным аспектам проблемы с выбором по каждому из них ответа: да, нет. Эти ответы выводят менеджера в конце концов на конкретную проблемную ситуацию и рекомендуемый для нее стиль принятия решения (рис. 3).
Имеются ли требования, предъявляемые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим? | Располагаю ли я достаточной ин формацией, чтобы принять качественное решение? | Структурирована ли проблема? | Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для него эффективного выполнения? | Если бы Вам нужно было принимать решение самостоятельно, есть ли у Вас достаточная уверенность в том, что оно будет поддержано Вашими подчиненными? | Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать решив эту проблему? | Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными? |
Рис. 3. Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона-Яго
Для принятия решений в модели в зависимости от ситуации и степени привлечения подчиненных предлагается использовать шесть стилей: автократический I (АІ), автократический П (АІІ), консультативный I (АІ), консультативный II (СІІ), групповой I (GI) и групповой II (GII). Каждый из указанных стилей применительно к руководству группой означает следующее:
АI - руководитель принимает решения сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию;
АII - руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и
затем сам принимает решение. Работники привлекаются только на этапе сбора информации. Выработку решения и его принятие осуществляет руководитель;
СI - руководитель делится соображениями по проблеме с имеющими к ней отношение подчиненными для получения от них идей и предложений, не собирая при этом их в группу. Затем он сам принимает решение, которое может основываться на вкладе подчиненных;
СII - руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их вместе. В ходе совещания он собирает их идеи и предложения. Затем он принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать их вклад:
GI — руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Они вместе с ним вырабатывают альтернативы. Затем он принимает решение, отражающее их вклад;
GII - руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Они вместе с ним принимают решение на основе консенсуса или методом "мозгового штурма". Роль, выполняемая при этом руководителем, больше похожа на роль председателя собрания, координирующего дискуссию, концентрирующего внимание на проблеме и делающего все для того, чтобы рассматривались наиболее важные аспекты проблемы.
Одной из отличительных особенностей модели является то, что в целом она делает больший упор на изучение ситуаций, чем на изучение личности лидера. Поэтому имеет больше смысла говорить об автократической ситуации или ситуации участия, чем об автократическом лидере или участвующем лидере.
Вообще проблема лидерства менее разработана, чем управление. Лидерство в большей степени является искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать или обосновать какую-либо единую теорию. Мы разделяем ситуационный подход к лидерству и полагаем, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу о подчиненных и оказывая им поддержку. В других ситуациях будет более правильным оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами.
Сравнение моделей ситуационного лидерства приведено в табл. 2.
Таблица 2
Сравнение моделей ситуационного лидерства
Переменные | Модели ситуационного лидерства | |||
Фидлера | Херсея и Бланшара | Хауза и Митчелла | Врума-Йеттона-Яго | |
Ситуационные факторы | Отношения "лидер -последователь". Структурированность работы. Властная позиция лидера в организации | Степень зрелости последователей: проарессиональная зрелость в работе, психологическая -зрелость членов группы | Характеристики последователей. Организационные факторы | Качество решения. Обязательства последователей по решению. Время. Стоимость. Развитие |
Что лидер думает о последователях? | Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от координации работы, от того, в каких отношениях с ними находится лидер, и от его властной позиции в организации | Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля | У последователей имеются различные потребности, которые должны быть удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля | В определенных ситуациях последователи желают участвовать в принятии решений |
Лидерские стили | Лидер с высоким НПР (ориентирован на отношения). Лидер с низким НПР (ориентирован на работу) | Указывающий стиль. Убеждающий стиль. Участвующий стиль. Делегирующий стиль | Директивный стиль. Поддерживающий стиль. Стиль, ориентированный на достижения. Участвующий стиль | Автократический I. Автократический II. Консультативный I. Консультативный II. Групповой I. Групповой-II. |
Что делает эффективный лидер? | Стремится адаптировать работу, или отношения, или и то и другое под свой индивидуальный стиль. Эффективность означает успех в этом направлении | По мере "взросления" последователей лидер переходит от одного стиля. к другому. Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля | Используя соответствующий стиль и технику мотивирования, лидер "расчищает" путь последователям к наивысшей эффективности | Определяет критические ситуационные факторы и адаптирует к ним свой стиль руководства. Стиль должен наилучшим образом подходить как для ситуации, так и для последователей |