Счастливы мы – счастливы и наши дети




 

Коник В.Г., методист

Донецкого республиканского

учебно-методического центра

психологической службы

системы образования

Для человека, в том числе для ребенка, очень важно понимать, что для него ценно и важно, тогда ему легко найти себя в будущем.

Простой принцип обучения родителями своего ребенка – сделай сам, а ребенок скопирует. Но когда мы сами не уверенны, как правильно что-либо сделать, тогда возникает вопрос: Правильно ли мы учим своих детей?

Больше общайтесь на различные темы со своим ребенком. Мы зачастую не обговариваем с детьми то, что дается им хорошо, а что с трудом. Чаще всего заостряем внимание на недостатках и ошибках, допущенных ребенком, т.е. используем оценочные суждения, а не спрашиваем у него, что происходит с ним, как он к этому относится, что чувствует, чтобы хотел изменить. Необходимо более подробно обсуждать с ребенком конкретные ситуации и возможные варианты эффективного решения проблемы, это позволит ему усвоить различные пути выходов из сложных ситуаций и в дальнейшем использовать это в жизни. Ребенок должен понимать, что он может делать лучше, а что хуже и что ему с этим делать. Не забывайте хвалить свое «золотце», даже за самые маленькие успехи.

Стоит обращать внимание на то, как родители общаются между собой и о чем разговаривают при детях. Для ребенка это пример коммуникации с другими людьми. Что при этом слышат дети? Иногда родители обсуждают при детях, как жизнь несправедлива к ним, озвучивают свои проблемы, например: «Как достала эта работа, начальник, и я больше не хочу туда ходить. Вот у соседей все так хорошо и в делах и дома, а дети, какие умницы…..» и т.д. Услышав это, ребенок будет уважать себя, своих родителей, гордится ими, к чему-то стремиться? А если хоть иногда говорить, как вам повезло в жизни, что вы живете с таким замечательным мужем или с такой очаровательной женой, потому что он/она обладают такими качествами и перечислить их. А результат этого счастья ваш очаровательный ребенок. Как после услышанного измениться самооценка и настроение ребенка?

Семейные отношения, дружеские, стабильные, гармоничные – без них не будет хорошей жизни. Важно, чтобы мы в этих отношениях были значимы, принимаемы, уважаемые. Как взрослому, так и ребенку необходима реализация себя через помощь другим. Когда ребенок пытается помочь что-либо сделать, что получает в ответ: «отойди не мешай, у тебя это плохо получается или ты можешь пораниться». Возникнет ли в следующий раз у него желание помогать? Дайте возможность ребенку реализовать свое желание помочь. Даже если это будет незначительная помощь, хвалите его, не замечая допущенных ошибок. Все приходит с опытом.

В современном мире отношения чаще всего ограничиваются в основном семейными отношениями, т.е. муж, жена, ребенок, в лучшем случае дедушка, бабушка. На остальное не хватает времени. Работа, достаток и т.д. на первом месте. С родственниками поддерживаем отношения редко, по большим радостным событиям (свадьба, юбилей) или по очень грустным жизненным ситуациям. Отсюда идет пресыщение однообразными отношениями и неудовлетворенность всей жизни (и муж уже не такой, и дети достали). В странах и регионах с этническими диаспорами, где сохранились крепкие родственные связи, даже если муж не уделяет должного внимания жене, она это компенсирует через общение с другими родственниками (сестрами, братьями, тетями, бабушками и др.). В семейных отношениях бывают конфликтные ситуации, но они не всегда имеют разрушительный характер, а наоборот имеют конструктивные пути решения. Нужно только постараться в первую очередь услышать своего собеседника, даже если на ваш взгляд он еще совсем маленький. Он (ребенок) уже личность и имеет свое мнение, с которым необходимо считаться. Позвольте ребенку говорить на равных, выслушайте, не перебивая его. Для переубеждения ребенка, в чем-либо необходимо доступно и аргументировано довести ему сою позицию. Ребенку не понятно и не достаточно того, что говорит мама: «Ты не дружи с Васей он плохой». Почему? Он же со мной конфетой поделился и вообще с ним весело, он всегда придумывает новые игры и т.д. Прививайте детям любовь и уважение к своим предкам, чтите традиции рода и создавайте свои новые. Учите уважать других людей. Разве «сосед Вася» виноват в том, что оказался в сложных жизненных обстоятельствах, что он может изменить в настоящее время? Возможно, лучше будет пригласить «Васю» к вам в гости и проявить заботу к этому ребенку, чему-то научить или просто поговорить с ним на различные темы, тем самым изменить свое отношение к этому мальчику. Вы же его совсем не знаете, а знаете его родителей, на основании чего и сделали вывод, что он не подходит в друзья вашему ребенку.

Ребенку необходимо давать возможность всесторонне развиваться, но при этом нужно отслеживать насколько ему это легко или сложно дается, как это сказывается на его психофизиологическом здоровье. Современная молодежь большую часть времени тратит на виртуальное общение и времяпровождения с гаджетами, тем самым изолируют себя от спонтанных отношений. Раньше все встречались на улицах, во дворах и получали социальный опыт различного характера, а сейчас в школе некогда, потом сразу домой и за компьютер. Кроме этого родители ограничивают живое общение, отдавая ребенка, например репетитору по английскому языку и другим наукам. А мы точно уверенны, что это ребенку пригодится завтра? А у него есть желание этим заниматься? Возможно, в ближайшем будущем в телефоне появится функция «Звуковой переводчик», а мы воруем время у детей. Но мы же платим, нам же удобно, что ребенок занят делом, находится под присмотром и т.д. Подумайте, например, почему вы отдали свою дочь в музыкальную школу на скрипку: возможно потому, что мама в детстве хотела стать скрипачом, но этого не произошло. «Вот поэтому я сделаю все, чтобы моя дочь стала выдающимся скрипачом». А дочери это нравиться, а у нее есть слух и способности? Или пусть мучается, но мама будет удовлетворена. Предоставьте право выбора вашему ребенку.

Для повышения самооценки ребенку необходимо показывать и говорить, что вы его уважаете, цените, любите. Не думайте, что ваши дети это и так знают. Для них очень важно это слышать от родителей. Дети до трех лет понятия не имеют кто они. Если мы говорим, что он/она умница, молодец и т.д. или наоборот постоянно говорим – «ты неумеха, постоянно все делаешь не так как надо», то они обязательно в это поверят.

Для подростков важно:

- уменьшить количество критики, особенно в присутствии посторонних или его друзей. Забудьте фразы: «ты не так играешь», «ты не тем занимаешься» и др.

- увеличьте количество похвалы. Научитесь видеть маленькие успехи в его делах.

- расширьте степень его свободы, ослабьте рамки запретов. Помните – «запретный плод самый сладкий!»

- делегируйте его учебные дела ему. «Ты уже взрослый, учись сам планировать свои дела и нести ответственность за качество их исполнения». Это будет проверка его на прочность, не критикуйте, проявите выдержку, вначале возможно будет спад в делах, а затем подъем.

- отзывайтесь о нем, в его присутствии и даже если его нет рядом, хорошо, с гордостью, без иронии.

Помните! Самооценка отвечает за удовольствие. Человек получает удовольствие от того, что у него есть. Родители даны ребенку не для того, что бы за него проживать жизнь, а для того, чтобы быть рядом, сопровождать его по жизни и в трудную минуту оказывать поддержку.

 

В завершение вышесказанного предлагаю прочесть притчу «Следы на песке»

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?

Господь отвечал:

— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: